2 страница. · Из опыта русской консервативной организации А.С.Стародубцев Социологические исследования

· Из опыта русской консервативной организации А.С.Стародубцев Социологические исследования. 1994. № 12. С. 126-130. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18801491/ Современной России крайне тяжело дается осознание и политическое выражение национальных интересов. В этой связи, автор считает важным непредвзятое изучение деятельности консервативных, монархических не черносотенных объединений и движений начала ХХ в., в особенности «Русского собрания» (1900–1917 гг.). Его опыт актуален тем, что он дает яркое представление об опасностях, подстерегающих любые организации охранительного направления: идеологическая ограниченность и недоверие к интеллектуалам быстро эволюционируют к политической агрессивности и ставке на насилие над обществом.

· Консервативная мысль К.Маннгейм Социологические исследования. 1993. № 11. С. 114-126. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18009560/ Данный отрывок посвящен изучению взглядов Мезера и Мюллера. По оценке автора текста, Мезер представляет собой тип консерватора, живущего в унаследованном прошлом, для которого оно еще не стало воспоминанием и предметом рефлексии. Но это – не примитивный традиционализм, а рациональная оппозиция концепции натурального права, использовавшейся революционерами XVIII в. Идеи Мюллера – это консервативный романтизм, стремящийся динамическому мышлению, которое отвергает бюрократический практицизм XIX в., поскольку тот игнорирует «трезвую практику» – противоречивость и деструктивный характер сил, действующих в обществе.

· Консервативная мысль Karl Mannheim Социологические исследования. 1993. № 4. С. 135-146. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18918013/ Продолжение. Начало см. в № 1.1993. Публикуемый фрагмент представляет собой главу о смысле консерватизма. В ней рассматриваются вопросы о взаимоотношении традиционализма и консерватизма, анализируются общественный фон современного консерватизма и морфология консервативной мысли. Одной из наиболее характерных черт консервативного образа жизни и мышления автор считает стремление придерживаться того, что непосредственно дано, действительно и конкретно. Поэтому консерватор не дает себе труда заняться структурой мира, в котором живет.

· Консервативная мысль Karl Mannheim Социологические исследования. 1993. № 1. С. 126-138. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18918020/ В статье классика немецкой социологии рассматриваются проблемы возможного представления истории идей. В таком качестве предлагается концепции стиля мышления, с помощью которой автор раскрывает сущность немецкого консерватизма первой половины ХIХ в. Автор полагает, что в тот период в Германии политика постепенно становилась ядром, вокруг которого развивались различия важнейших позиций и различных общественных групп. Далее автор рассматривает связь между современным рационализмом и возникновением консервативной оппозиции, полагая, что если подойти к проблеме социологически, то элементы Средневековья, религии и иррационализма, однажды извлеченные на уровень рефлексии, стремились к объединению с определенными антикапиталистическими тенденциями, и это сделало их основой консервативного мышления.

· Консервативный либерализм в современной России С.Я.Матвеева Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 5-18. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17701329/ Автор рассматривает проблемы, возникающие при реализации либерал-радикального проекта в консервативной среде, игнорирующего тот факт, что либерализм – прежде всего нравственность и философия, требующие от человека добровольных усилий на пути созидательной активности. Рассматриваются типы консерватизма в современной России. Преодоление почвенного консерватизма автор видит в развитии консервативного либерализма – течения, стремящегося к укоренению либеральных ценностей, используя имеющиеся массовые ценности. Характеризуются основные противоречия либерализма в России. Подчеркивается, что перенос центра тяжести в либеральном реформировании на административные методы несет в себе опасность антилиберализма, в противовес ему существует вполне реальная консервативно-либеральная социокультурная тенденция, способствующая формированию нормального либерального почвенничества.

· О перспективах консервативной партийной политики в России В.Ф.Шаповалов Социологические исследования. 1993. № 4. С. 106-115. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18918043/ Признавая принципиальную перспективность консерватизма в российских условиях, автор считает, что его реальное влияние на политику будет определяться в первую очередь взаимоотношениями с либерализмом. При этом эволюция либерализма (впрочем, и консерватизма тоже) в сторону радикализации рассматривается как нежелательная. В статье реализация принципов умеренного консерватизма связывается с созданием одной или нескольких политических партий, взявших на вооружение принципы этого течения общественной мысли.

· Тернистые пути консерватизма в России А.В.Репников Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 80-94. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16931028/ В статье обсуждается феномен повышения интереса к понятию "консерватизм" и соотношения современного употребления этого понятия с консервативными ценностями и традициями в России и на Западе. Отмечается, что консерватизм по своей интенции не противостоит реформам, а только обозначает попытку оптимизации их соотношения с культурным наследием страны, стабилизирует общественные отношения. Особое внимание уделяется той роли, которую играет в консерватизме религиозная традиция и сакрализация прошлого. Анализируя опыт дореволюционного консерваторов, автор отмечает, что они были ближе к народному мировосприятию, чем либералы. Однако власть не смогла использовать их творческий потенциал, отсюда их переход от монархизма к цезаризму и даже сочувствию большевикам. Возрождение консерватизма и традиционализма в современной России связано с универсальными процессами реакции на глобализацию. При этом модные термины пытаются заимствовать даже коммунисты (в форме патриотизма) и либералы (в форме неоконсерватизма). Однако при этом они выпадают из привычного контекста и во многом теряют смысл. Автор обсуждает важнейшие моменты российской исторической традиции, такие как отношения общества и государства, а также ключевые противоречия между консерваторами и либералами, например, по отношению к государству или прогрессу. В современном консерватизме автору близки сильное влияние православной церкви, сочетание духовности и прагматизма.

· Учение Э.Берка о человеке и обществе. Идейные истоки неоконсерватизма В.И.Шамшурин Социологические исследования. 1991. № 6. С. 100-114. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18797748/ Статья предшествует публикации текста Э.Берка. Автор дает краткую характеристику учения Э.Берка как одного из основателей консерватизма. Рассматриваются следующие аспекты темы: предварительное рассуждение о пользе консерватизма и его отличиях от мракобесия; отец-основатель консерватизма Э.Берк и его современные последователи; политика как основательное и проникновенное конкретно-личное (социально-культурное), а не абстрактное познание; Берк и французская революция – аристократ против социальной геометрии якобинцев; человек как существо социально-историческое; «органическая» теория человека и общества; человек как самоуправляющееся, социальное существо; об издержках корпоратизма. (неоконсерватизм)

· Анализ идеологии И.А.Рисмухамедов http://www.ecsocman.edu.ru/text/19287378/ Aннотация: Курс рассчитан на студентов последних курсов, прослушавших основные курсы по теории и истории социологии, истории философии (отделение социологии, отделение философии).

· Анализ идеологии как стратегия исследования средств массовой коммуникации и популярной культуры в современном неомарксизме И.А.Рисмухамедов Проблемы теоретической социологии. 2003. № 4. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18535356/ В статье на примере исследовательской практики британской школы “культуральных исследований” (cultural studies) исследуются возможности применения (нео)марксистского концепта идеологии в области изучения средств массовой коммуникации (СМК) и популярной культуры. Автор рассматривает «культуральные исследования» 1970-1980-х годов с точки зрения их вклада в развитие (нео)марксистской проблематики идеологии. Указанная проблематика задавала рамку для конкретных исследований СМК и попкультуры, отличающихся, в свою очередь, высоким уровнем теоретической рефлексии. Как показано в статье, наиболее ценные результаты в области изучения СМК и популярной культуры были достигнуты за счет синтеза марксистского концепта идеологии, переосмысленного Л.Альтюссером, идеи гегемонии А.Грамши и постструктуралистской семиотики и теории дискурса. В статье проводится мысль о том, что отход более поздних «культуральных исследований» от (нео)марксистской проблематики идеологии оставляет незавершенным проект критического исследования сложных переплетений культурных практик и структур классового доминирования в современном обществе. (интересно)

· Будущее России - духовно-экологическая цивилизация В.И.Неверов, А.И.Зимин Социологические исследования. 1994. № 10. С. 54-60. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18959431/ Публикация беседы президента концерна "Гермес" В.И. Неверова и зам. гл. редактора журнала "Социс" А.И. Зимина об эффективности экономических решений в условиях социальных посткоммунистических изменений в России середины 1990-х гг. Обсуждаются следующие тезисы: взаимодействие государства и предпринимателей должно быть ограждено от преступности государственных чиновников; политики должны поступаться личными амбициями в принятии экономически выгодных для России решений, что формирует устойчивые правила игры и политическую стабильность; новая идеология создает новую экономику, а не наоборот; нельзя бесконечно развивать сферу потребления за счет природных ресурсов России.

· В поисках новой идеологической парадигмы Ю.Г.Волков Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 80-100. Анализируется ситуация в экономической, социальной и духовной жизни постсоветского российского общества, которая характеризуется автором как разбалансированная. Итогом является кризис идентичности и духовный кризис. Поэтому, по мнению автора, России необходима новая идеология, основанная на императивах гуманизма и социальной справедливости, а также на приоритете духовных ценностей над материальными. Выдвигается идея развития России как Великой гуманистической сверхдержавы, ядра гуманистической глобальной цивилизации, выступающей альтернативой неолиберальному глобализму. (адреса нет, попытаться найти)

· Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа А.Р.Тузиков Москва: Социально-гуманитарные знания, 2002, 290 с. В работе рассматривается генезис теории идеологии в западной социальной теории и социологии массовых коммуникаций. Подробно анализируется взаимосвязь науки и идеологии, а также специфика использования концепции идеологии в рамках социологической теории масс медиа и глобализации. Особое внимание уделяется рассмотрению «технологии» воздействия идеологии на массовое сознание. Монография написана на основании большого количества иностранных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот и на основе материалов, собранных во время научных стажировок автора в университетах Бельгии, Венгрии и США. (адреса нет, попытаться найти)

· Идеологическое затмение? Ю.Г.Волков Социологические исследования. 1994. № 10. С. 3-10. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18531751/ В статье рассматривается проблема отношения населения Росссии к идеологии, отторжении старой, несформированности новой, смены сценариев и ролей в условиях кризисного периода. Автор утверждает, что одна из причин затянувшейся модеризации России - непреодолимый зазор между сферой идеологических учений, теорий, доктрин, схем и массовым повседневным сознанием людей. В результате реформ возникла своебразная ситуация идеологического выбора, а для зрелого выбора недостает устойчивой соотнесенности поступка с определенной системой ценностей, заинтересованности в общезначимых конечных результатах. Автор затрагивает проблемы формирования либерализма и консерватизма как основ европейской цивилизации,значение государства в формировании идеологии нации и пр.

· Мамедов О.Ю. Идеология? – Ребюрократизация! // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2004. - Т. 2. - № 4. - С. 5-8. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18489166/ В центре внимания автора – процессы, протекающие в российской экономической науке в связи с переходным состоянием экономики нашей страны. По мнению главного редактора, только "переходное" состояние экономической теории адекватно отражает перерастание экономики в новое качественное состояние. Статья содержит обзор совещания экономистов по проблемам экономической науки, состоявшегося в одном из уральских городов в 2003 году. (и бюрократия)

· Идеология умерла. Да здравствуют идеологии? В.В.Согрин Общественные науки и современность. 1991. № 4. С. 59-67. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18551458/ В рамках дискуссии о соотношении идеологии и науки автор не соглашается с точкой зрения, согласно которой идеология и наука – антиподы. Он показывает, что история дает критерий для отличения ложных идеологий (идеологий-утопий) от тех, которые отвечают общественным потребностям и носят научный характер. Вместе с тем он отрицает возможность создания единой "открытой идеологии", основанной на общечеловеческих ценностях; она представляется ему скорее идеальной моделью идеологии, а не реальным ее вариантом. Он критикует тех идеологов рыночной экономики (например, Л.Пияшеву), которые пытаются противопоставить свой идеал научному моделированию процесса рыночных реформ. Чтобы стать основой общественного сознания, идеологии должны восходить от конкретных социальных интересов, как это делают современные идеологии США (консервативная и либеральная), а не опираться на абстрактные идеалы, которые зачастую разделяют и их антиподы.

· Институт идеологии: концептуализация и современное развитие А.Р.Тузиков http://www.ecsocman.edu.ru/text/19286882/ Aннотация: Идеология - наверное одно из самых неоднозначных понятий и одна из самых сложных проблем в истории социальной мысли и социальных наук. И дело не только во множестве теоретических подходов, которые существовали в прошлом и существуют в настоящем, но в том, что идеология как социальный феномен проявляет себя практически во всех сферах социальной жизни и неотделима от самой социальной реальности и общественного сознания современных обществ. Причем, речь идет не только о групповом и массовом сознании, но и о научной мысли. Поэтому высшее образование в сфере социальных и гуманитарных наук вряд ли может считаться полным без тщательного изучения такого социального феномена как идеология, который, оформившись в эпоху модерна, продолжает существовать и в наше время. Продолжает, несмотря на неоднократные декларации о ее конце и стремление сторонников постмодернизма отказаться от использования самого термина «идеология».

· Исповедь идеологов Л.Г.Юлдашев Социологические исследования. 2005. № 3. С. 145-147. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18520449/ Автор статьи представил размышления по поводу книги: Наука и власть. Воспоминания ученых-гуманитариев и обществоведов. М.: Наука, 2001. В этом сборнике известные отечественные обществоведы: Л.И. Абалкин, Г.А. Арбатов, О.Т. Богомолов, А.П. Бутенко, П.В. Волобуев, Л.Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман, А.М. Румянцев, Г.Б. Старушенко, Г.Х. Шахназаров обсуждают тему отношений между наукой и властью в СССР и постсоветской России. Особое место занимает тема положения и состояния общественных наук в СССР. Общий замысел книги - показать роль идеологии марксизма-ленинизма в обосновании, оправдании и восхвалении созданного в СССР тоталитарного государства. По мнению рецензента, авторы воспоминаний «весьма мало сказали о своей и идеологической работе, ее роли в жизни советского общества» (с. 146). В заключение статьи отмечается, что книга «Наука и власть» приглашает к размышлениям «о путях строительства нового социума в России и других странах, о необходимости нового мировоззрения и научно обоснованной идеологии» (с. 147). (рецензия)

· Как исцелиться? В.Г.Федотова Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 68-75. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17701385/ Статья продолжает дискуссию о взаимоотношениях науки и идеологии (см. ОНС, 1991, №1-2). Автор разворачивает идеи неклассического подхода к пониманию идеологии и науки, которые способны, на ее взгляд преодолеть последствия кризиса советской идеологии. В частности статья содержит идею необходимости пересмотра классического идеала научной теории общественного развития. Так, мы привыкли к четкому выделению «научно обоснованных» этапов общественного развития, а такие средства гибкого соединения теории и вненаучных форм знания, как программы, проекты, все еще недостаточно используются в нашем обществознании.

· Классовый противник диктатуры пролетариата: крестьянская буржуазия или мелкобуржуазное крестьянство идеология и практика большевизма 1917-1921 гг.) Г.Ф.Доброноженко Рубеж (альманах социальных исследований). 1997. № 10-11. С. 144-153. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18524521/ Важнейшую роль в структурировании социального пространства и регулировании социальных отношений в послеоктябрьской России играла большевистская идеология, частью которой было представление о союзниках и противниках пролетариата в социалистической революции. В советской исторической литературе роль классового противника большевиков в деревне отводилась исключительно крестьянской буржуазии (кулакам). В отношении этой враждебной социализму социально-экономической группы большевики и проводили репрессивную политику. Репрессии, затронувшие среднее крестьянство, оценивались или как неправильные и непродуманные действия, искажающие линию партии (в период военного коммунизма), или как перегибы, допущенные местными партийными работниками (период ликвидации кулачества как класса). Отказ от устойчивого стереотипа в характеристике классового врага в крестьянстве позволит по-новому оценить социальную практику большевиков и ее роль в стратификации крестьянства, в основе которой лежали не социально-экономические, а политические критерии. (? и др. темы)

· Книжное обозрение В.Е.Давидович Социологические исследования. 2002. № 9. С. 143-146. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18492832/ Рецензия на книгу: Макаренко В.П. ГЛАВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 473 с.

· Пастухов В.Б. Конец русской идеологии (новый курс или новый путь) // Полис. - 2001. - № 1. - С. 49-63. В статье предпринята попытка проследить взаимосвязи между современной российской политикой, идеологией и культурой. В первой части («Политика: петля Горбачева») внимание сконцентрировано на противоречивой природе новой постсоветской власти. Во второй части («Идеология: российские волны») выдвигается тезис о том, что российская духовная жизнь носит циклический характер, который должен учитываться при определении идеологической составляющей текущей и перспективной политики. В третьей части («Культура: вкус революции») рассматриваются возможные идеологические системы, которые могут быть востребованы в нашей стране (включая «консерватизм обновления» с акцентом на необходимость культурной революции).

· Рисмухамедов И.А. Концепции идеологии А.Грамши и Л.Альтюссера и их рецепция в современном неомарксизме. - СПб, 2003. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/text/19296730/ Aннотация: В диссертации осуществлен всесторонний анализ концепций идеологии Грамши и Альтюссера в широком контексте развития марксистской традиции на Западе; прослежена эволюция (пост)альтюссерианской теории идеологии (1970-1990-е гг.), сопряженная с “поворотом к Грамши” в современной марксистской мысли (Э.Балибар, М.Пеше, Ж.Рансье, Н.Пуланцас, П.Херст, Г.Терборн, Т.Иглтон, С.Холл и британские культуральные исследования, Э.Лакло, Ш.Муфф, С.Жижек и ряд других авторов). В диссертации показано значение и актуальность концепций Грамши и Альтюссера для анализа взаимодействия дискурсивных практик, субъективности и социальных отношений доминирования – междисциплинарной проблемной области, являющейся ключевой для современных направлений критической социальной мысли.

· К проблеме социальных ограничений В.В.Михайлов Социологические исследования. 2005. № 7. С. 124-130. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18487410/ Автор предлагает собственную реконструкцию системы социальных ограничений. Высший уровень их иерархии представлен концептуальными ограничениями, определяющими ценностно-смысловое и целевое ядро жизнедеятельности социума. Следующий уровень - идеологические ограничения. Их функция – защищать концепции и способствовать адаптации последних к историческим обстоятельствам. Различные формы идеологических ограничений в свою очередь служат фундаментом для возведения специфических систем социальных ограничений.

· Логическая социология. Экономика. Идеология А.А.Зиновьев Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6. С. 126-144. В статье, являющейся типичной для взглядов А.Зиновьева на сущность западного общества рассматривается специфика устройства идеологической сферы общества. Автор включает в идеологическую сферу литературу, искусство, рекламу, образование, масс-медиа и т.п., а с социологической точки зрения – множество людей и организаций, выполняющих функции по воздействию на групповое и массовое сознание и делающих это профессионально. В результате в обществе создается и поддерживается «идеологическое поле» в сфере влияния которого живут все члены общества. Рассматриваются также фундаментальные черты идеологического мышления (идеологизированного сознания). (интересно, поискать в интернет)

· Масс-медиа: идеология видимая и невидимая А.Р.Тузиков ПОЛИС: Политические исследования. 2002. № 5. С. 123-133. На примерах показывается, что изучение идеологии в современных обществах тесно связано с изучением социально-политической и культурной роли масс-медиа. Масс-медиа, с одной стороны, – пространство функционирования идеологии, а с другой – мир символических конструкций языка, аудио- и видеообразов. В медиа-пространстве идеология проявляется в самых разных формах, в т.ч. скрытых. В данной статье рассматриваются: специфика медиа-конструирования социальной реальности, проявления идеологии в программах новостей, в голливудской продукции, в “мыльных операх”, в музыке стиля рэп и, наконец, в рекламе. (? и о СМИ – коммуникация или ОМ)

· От власти идеологии к индивидуальной свободе В.М.Межуев Общественные науки и современность. 1991. № 4. С. 51-59. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18551451/ Продолжение дискуссии (предыдущие публикации см. в ОНС. 1991. №1-3). Автор полагает, что традиционная классификация идеологий по их классовой и политической ориентации уже не удовлетворяет требованиям современного общества с его многообразием идей. Автор предлагает считать идеологией любое идейное образование, способное сплотить вокруг себя определенное число сторонников. Он также указывает, что отказ от классовости для идеологии означает отказ от попыток задушить политических конкурентов, от притязаний на монополию, а вместе с тем и отказ от притязаний на научность. Возникающий в связи с этим вопрос, может ли наука стать не только формой всеобщего знания, но и формой индивидуального сознания в статье остается открытым.

· От деидеологизации к гиперидеологизму. (Эволюция леворадикальных воззрений) Аналитический обзор//Концепции реидеологизации и их критика. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1978. Ю.Н.Давыдов http://www.ecsocman.edu.ru/text/18531815/ Рассматривается идеологическая ситуация на Западе середины-конца 70-х годов ХХ века, когда стало очевидным, что леворадикальный проект потерпел поражение. Описываются два типа сознания, характерные для этого времени: стабилизационное - ориентированное на сохранение status-quo в политике, экономике и обществе, и кризисное - обнаруживающее желание немедленных радикальных изменений существующего общества. В академической сфере, и в частности в социологическом научном сообществе, также произошел подобный раскол. С одной стороны, сформировался сциентисткий взгляд на современное капиталистическое общество, подпитываемый ускоренным научно-техническим прогрессом (Т. Парсонс, Р. К. Мертон, У. Мур, Р. Уильямс и др.). С другой стороны, образовалась активная группа леворадикальных социологов критикующих все сферы жизни, включая научное знание, с идеологических позиций.
Наиболее яркими представителями данной позиции, по мнению автора, являются теоретики Франкфуртской школы, в первую очередь Г. Маркузе, Э. Фромм, а также Т. Адорно и М. Хоркхаймер. Усиление леворадикального крыла социологии таит в себе серьезные опасности как для науки, так и для общества, поскольку подвергает их масштабной идеологической интоксикации. (интересно)

· От тоталитаризма – к идеологическому плюрализму Э.Я.Баталов Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 76-80. В рамках дискуссии о соотношении науки и идеологии автор подчеркивает мысль о том, что наука и идеология – принципиальные антиподы. Идеология представляет собой совокупность ценностей и идеалов, она сплачивает социальную общность, а значит имеет кроме когнитивной также мобилизационную, мотивационную и нормативную функции. Он приводит разоблачительные аргументы в адрес официальной коммунистической идеологии, рисует перспективу развития гражданского общества, где мирно сосуществуют различные идеологии; ставит под сомнение возможность построить деидеологизированнлое общество, а равно и добиться объединения различных общественных слоев на базе "новой идеологии".

· Развитие идеологий и социальные конфликты О.Н.Козлова Социологические исследования. 1993. № 4. С. 25-29. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18501736/ Автор исходит из убеждения, что чем более коллективное бессознательное трансформируется в коллективное сознательное, в идеологию, тем глубже и полноценнее могут разрешиться социальные конфликты между группами. Особенностью современной российской ситуации признается то, что, в сущности, борьба с идеологией ни к чему ни привела. На протяжении 70 лет не идеология пронизывала всю жизнь советского общества, а идея истины одной для всех – утопия. Однако и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над ценностями групповыми, с точки зрения автора, есть очередная попытка обрести одну истину на всех, то есть очередное возвращение к утопии. (и конфликт)

· Социология и мировоззрение Социологические исследования. 1991. № 7. С. 65-74. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18797664/ В своем интервью американский философ-марксист Говард Л. Парсонс касается широкого круга социально-гуманитарных проблем. Наибольший интерес представляет его оценка глобальной ситуации. По мнению Парсонса, если люди не сумеют выработать приемлемую для всех систему ценностей и модель глобального взаимодействия, основанную на таких понятиях, как: сочувствие, взаимодействие, союз полов, семья, жизнь общности, человечество ожидают конфессионально-цивилизационные конфликты. Чтобы избежать этого, следует использовать все жизнеутверждающие элементы любых идеологий и «теорий хорошего общества» – либерализма, марксизма, христианства, буддизма и др.

· Соцреализм: производители и потребители Н.Н.Козлова Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 143-153. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18535545/ Автор полагает: произведения социалистического реализма люди активно “потребляли”, что бы ни писали об этом сейчас. Классика и соцреализм на когнитивной карте читателей рядоположены. Так или иначе, вписать соцреализм в культурно-исторический контекст – значит задать вопросы, которые не совсем вписываются ни в старые, ни в новые идеологии. Но отвечать на них нужно, если, конечно, желаешь уважать собственную историю во всей ее сложности, превратить ее из пустого места в поле идентификации.

· Стратегия создания образов Российской Федерации и региональная идеология ("Почвеннический" контекст) Н.Ю.Замятина Общественные науки и современность. 2006. № 6. С. 94-108. В статье изучаются различные стереотипы представлений населения о регионах страны. Наряду субъективными и транссубъектными представлениями, культурными архетипами (представленными в гуманитарной географии), языковыми формами автором выделяется "почвеннический" сегмент, в рамках которого образы регионов приобретают позитивную интерпретацию посредством их соединения с ценностными центрами в России (столицы, крупные города), за рубежом, в истории страны. Эти представления характеризуются как когнитивно-географический контекст, позволяющий переосмысливать те или иные характеристики географического пространства. Анализируется большой материал интернет-сайтов регионов РФ, проводится классификация содержательных основ "почвенного" контекста.

· Теоретическая мысль в марксизме атрофировалась В.И.Ильин Общественные науки и современность. 1991. № 2. С. 59-65. С точки зрения теории познания идеология признает и утверждает истину по недостаточным объективным (сообщающим универсальность) и достаточно субъективным (идущим от особого характера субъекта) основаниям. В этом плане просматривается родственность любой идеологии, в том числе марксистской, не столько с наукой, сколько с верой. Обоснование собственной научности марксизм видит в том, что он выражает интересы рабочего класса, якобы совпадающие с объективными потребностями общественного прогресса. Вследствие подобной посылки теоретизирование в нем сводится преимущественно к «защите чистоты учения» или «поискам происков». Подобное идеологическая подгонка жизни к доктрине выразилась в упрощенческом подходе к многочисленным вопросам бытия. Характерный пример – отношение к человеку, низведенному марксизмом до средства общественной жизнедеятельности.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2739;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.