За это и многое другое Пифия изрекла знаменитую фразу: "Сократ пре­выше всех своею мудростью". 4 страница

Если выразиться максимально кратко, то Плотин создает многоступен­чатую модель бы­тия. Началом всего является Единое. Будучи совершенным, оно подобно Солнцу, оно эманирует, как бы перетекает, переливается через край и образует другое качество – Ум, благодаря которому Единое созер­цает само себя. Но Ум также переходит в другое, себе подобное, которое есть Душа. Ум и Душа – ступени деградации Единого. При этом Еди­ное само не убывает, как например, источник света, освещая всё вокруг, сам не стано­вится темнее.

Последней ступенью деградации Единого является Материя, которая является неким Злом, чем-то несуществующим. Но видимый и слышимый Космос – не есть Зло. Он есть результат эманации Единого. Он обладает Душой, Умом и Красотой. Душа, создает этот мир по памяти о божествен­ном, а не по­тому, что она стала падшей. Душа, хотя и ниже, чем Нус, есть творец всего живого; она создала Солнце, Луну, звёзды и весь ви­димый мир. Она отпрыск божественного интеллекта. Она – двоица: есть внутренняя душа, стре­мящаяся к Нусу, и другая, связанная с нисходящим движением, обра­щенная вовне, именно она порождает природу и мир чувств. Природа для Плотина низшая сфера, эмана­ция Души, ко­гда она забывает смотреть вверх на Нус.

Видимый мир прекрасен и явля­ется обителью благословенных духов; он менее хорош, чем ин­теллектуальный мир. Он лучший из всех, которые ло­гически возможны; но это ко­пия вечного мира, и обладает красотой, возмож­ной для ко­пии. Посередине находится Земля, над ней небесный купол, со­стоящий из правильно расположенных и точно движу­щихся светил, с перио­дическими пожарами всего этого Космоса и превращением его в ог­ненный хаос, а по­том с периодическим возвращением его в абсолютную стройность, по­рядок и непререкаемо правильную подвижность.

Плотин твердо убежден, что небесные тела есть тела богоподобных живых существ не­измеримо выше стоящих, чем человек. Это будит вообра­жение, возбуждает чувства, есте­ственно внушаемые небес­ными телами, и де­лает человека менее одиноким в физическом мире.

Человек является комбинацией Единого и Материи. Он имеет матери­альное тело, упо­добленное Душе, её отражающее и освещенное её светом. Человеческая душа есть резуль­тат непрерывной эманации Мировой Души. Ум отдельного человека есть следствие эма­нации космического Ума (Нуса). В итоге человек всеми нитями связан с Единым. Матери­альная природа на­шего тела при­влекла нас к себе ненадолго. Тело создано душой и не об­ладает независимой реаль­ностью. Тело, будучи сложным, не является бессмертным; по­скольку оно есть часть нас самих, мы не полностью бессмертны. Каждая душа имеет свой час, когда она нисходит и входит в подходящее ей тело. Мотивом слу­жит не разум, а по­ловое желание. Когда душа покидает тело, она входит в другое тело, если она грешила, она получает наказание. Если в этой жизни ты убил свою мать, то в буду­щей жизни ты будешь женщиной, и тебя умертвит твой сын.

Цель человека – эволюция, совершенствование. Он должен пройти по ступеням бытия в порядке, обратном эмана­ции – в направлении к Единому до полного слияния с ним, как бы по солнеч­ному лучу – к Солнцу. Это воз­можно, потому что высшее, порождая низшее, само остается неизменным и присутствует в каждой точке бытия.

Теория познания Плотина космоцентрична. Единственным и главным объектом по­знания для него является Космос, сущность Единого, соотне­сен­ного с Божественным ра­зумом. Плотин оптимист, он убежден в познаваемо­сти Единого, так как человек с его ра­зумом телесно, духовно и интеллекту­ально принадлежит Космосу. Плотин предлагает ир­рациональный путь по­знания: не чувствами, не душой и не разумом, а при помощи вос­торженного состояния сверхразумного экстаза. Переживание «экстаза» (нахожде­ние вне собственного тела), сопребы­вание с Единым часто бывало у Пло­тина. До­биться состояния экстаза он рекомендует с помощью нравственно-очисти­тельного аскетизма – ограниче­ния телесных наслаждений. Поэтому важной стороной осуществления познавательной деятельности является этика.

Этика. По мнению Плотина, для познания высшего блага и слияния с ним сущест­вуют четыре класса добродетелей:

практические – мудрость, мужество, умеренность и справедливость; на этой ступени человек обуздывает свои чувства и желания, подчиняет их ра­зуму; душа еще смотрит вниз на тело, которое она освещает;

аскетические – интуиция, готовность отделить душу от тела, бесстра­стие, изгнание из души всех кумиров, кроме разума; на этом этапе достига­ется полное очищение, освобож­дение души от тела; душа становится без­грешной и обращается к себе самой;

теоретические – философско-теоретическая созерцательная деятель­ность; на этой сту­пени человек поднимается высоко за пределы своего зем­ного я; душа уже смотрит вверх, достигает второй ипостаси – ума;

мистические – мистический экстаз; на этой ступени происходит упо­добление Богу, со­зерцание Бога, слияние с ним; душа преодолевает свою са­мость.

Три первых класса добродетелей олицетворяют Красоту, Любовь и Диалектику, четвер­тый класс – Познание. Применение аскетизма и мис­тики в процессе познания внешне сближает античный неоплатонизм с христианст­вом. Но Плотин далек от моноте­изма, слово Бог он применяет для обозначе­ния космических явлений, в его космосе нет субъ­екта, а есть только непо­мерно разросшиеся и заполнившие весь космос предикаты: Еди­ное, Ум, Душа, Материя.

Философия Плотина – очень красивая мистическая диалектика, симво­лизирует конец античности, и начало христианства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы принципы периодизации истории философии?

2. Дайте общую характеристику античной философии.

3. Назовите основные проблемы, которые интересовали раннюю грече­скую философию.

4. Почему слово «софист» стало ругательным?

5. Почему Сократ предпочел казнь побегу?

6. Является ли идеальное государство, описанное Платоном, моделью буду­щего социализма?

7. Каков вклад Аристотеля в развитие философии?

8. Какие философские идеи хочет донести до людей киник Диоген своим эпатажным поведением?

9. Почему философия эллинизма уделяет большое внимание этическим про­блемам?

10. В чем положительное значение скептицизма в философии?

11. В связи с какими элементами содержания философию неоплатоников считают предшественницей христианства?

Рекомендуемая литература

1. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. 2-е изд. М. Юрайт. 2007.

2. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Древний мир. Античность. Кн. 1. М., Юнити. 2009.

3. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Средние века. Возрождение. Новое время. Кн. 2. М., Юнити. 2009.

4. Спиркин А.Г. Философия. М. Гардарики. 2008.

5. Философия. Учебник. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко проф. В.П. Ратникова. 2-е изд. М., Юнити. 2007.

 

Дополнительная литература

6. Антология кинизма // М. «Наука», 1984.

7. Аристотель Большая этика // Аристотель Сочинения в четырех то­мах. М., 1984. Т.4.

8. Виндельбанд Вильгельм. История философии // Киев.: «Ника-Центр», 1997.

9. Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., Мысль. 1987.

10. Демокрит // ОГИЗ, 1935.

11. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов // М.: "Мысль", 1979.

12. История философии Запад – Россия – Восток. Книга первая. Под ред. Н.В. Мотрошиловой // М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.

13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // В кн.: Философия, мифология, куль­тура. М., 1991.

14. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // В кн.: Платон. Собр.соч. в 4-х томах. М. «Мысль». 1990. Т. 1.

15. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения // М.: «Мысль». 1978.

16. Материалисты Древней Греции // М., 1955.

17. Назаров В.Н. Систематическая философия в вопросах и ответах. Тула. 1999.

18. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.// В кн.: Ницше Сочине­ния в двух томах. М. Мысль. 1990, т. I.

19. Платон. Государство. Собрание сочинений в четырех томах. М.: «Мысль». 1994. Т.3.

20. Поппер Карл Открытое общество и его враги в двух томах // М., 1992, т. 2.

21. Рассел Б. История западноевропейской философии. М.: «Миф». 1993. Т. I.

22. Словарь античности // М.: Прогресс. 1989.

23. Философия в вопросах и ответах. Под ред. проф. А.П. Алексеева и доц. Л.Е. Яковлевой // М.: «Проспект», 2003.

24. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I // М.: «Наука», 1989.

25. Шестов Л. Гефсиманская ночь (Философия Паскаля) // В кн.: Лев Шес­тов. Сочинения в 2-х томах. М. «Наука». 1993. Т. 2.

26. Шпенглер О. Закат Европы // М.: Мысль. 1993. Т. I.

 








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 479;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.