Упражнение. Выполните приведенный алгоритм для деревьв
а) b)
1 7 1 7
8 2 3 2 8 3
5 5
6 6
4 4
Заметим, что в приведенном алгоритме, построенный им код определен однозначно.
Рассмотрим алгоритм восстановления дерево по его коду Прюфера i1,…,in-2. Для этого
1. Восстановим заключительное звено дерева. Как было отмечено, им является ребра либо (in-2,n), в случае in-2¹n, либо ребро – (n,n-1), в случае in-2=n.
2. Для восстановления других ребер дерева выполним следующее
2.1 Пусть j=n-2.
2.2 Повторим n-2 раза
Если вершина ij-1 (исключая j=1) еще не включена в дерево, то строим в нем ребро (ij,ij-1); в противном случае строим ребро (ij,m), где m наибольший номер вершины еще не включенной в дерево.
Упражнение. Восстановите деревья по кодам Прюфера, полученным в предыдущем упражнении.
Замечание. Пусть задана произвольная последовательность натуральных чисел i1,…,in-2, каждое из которых из промежутка 1..n. Тогда, по приведенному алгоритму, для этой последовательности может быть построено помеченное дерево, при этом двум разным последовательностям соответствуют два разных дерева.
Таким образом, теорема Кэли следует из установленной биекции.
Рассмотрим теперь задачу построения приведенных алгоритмов на языке Паскаль. Вначале разберем задачу построения кода Прюфера по заданному дереву. Будем считать, что дерево представлено в виде таблицы смежности, а его код Прюфера мы получаем в целочисленном массиве из n-2 элементов, где n – число вершин помеченного дерева.
Замечание. При решении многих задач, связанных с деревьями, выбранное для них представление не является наиболее удобным. В дальнейшем будут рассмотрены другие представления деревьев. В виде списка смежности, вообще говоря, может быть представлен граф самого общего вида, однако при решении данной задачи мы будем исходить из того, представленный в списке смежности граф действительно является деревом. Алгоритм проверки этого свойства представленного графа будет также рассмотрен ниже.
Для решения поставленной задачи мы будем исходить из того, что нам задан следующий глобальный контекст:
program pruff;
const n=7;
type v=^t;
t=record i:1..n; r:v end;
pru=array[0..n-2] of integer; {нулевой элемент – “корень”, равный n}
var k,i,j,a:integer; {n-1 – для основной программы }
sp:array[1..n] of v;
x,y : v;
Тогда процедура построения кода Прюфера выглядит так:
procedure inpruff(var pr:pru); {строит код Прюфера по списку смежности}
var rab:boolean;
begin
for j:=1 to n-2 do
begin k:=1;
|
rab:=false;
if sp[k]=nil then k:=k+1
else
if sp[k]^.r<>nil then k:=k+1
else rab:=true
until rab;
a:=sp[k]^.i; pr[j]:=a;
sp[k]:=nil;
x:=sp[a];
while ( x^.i<>k) do begin y:=x; x:=x^.r end;
if sp[a]=x then sp[a]:=x^.r else y^.r:=x^.r
end ;
end{inpruff};
Процедура восстановления дерева по коду Прюфера выглядит так:
procedure outpruff; {преобразует код Прюфера в список смежности }
procedure bk(var a,b:integer); {включить вершины a,b в список смежности}
begin new(x); new(y);
x^.i:=a; x^.r:=sp[b]; sp[b]:=x;
y^.i:=b; y^.r:=sp[a]; sp[a]:=y
end{bk};
begin{ outpruff }
for i:=1 to n do sp[i]:=nil; pr[0]:=n;
a:=pr[n-2];
if a=n then i:=n-1 else i:=n; bk(a,i);
for j:=n-2 downto 1 do
{1} if sp[pr[j-1]]=nil then bk(pr[j-1],pr[j])
else begin while sp[i]<>nil do i:=i-1;
bk(i,pr[j])
end
end{outpruff};
Комментарий. Нулевой элемент в описании типа pru введен для корректного вычисления, в случае j=1, логического выражения в условии оператора {1}. В массиве pr, используемого процедурой outpruff в качестве значения кода Прюфера, нулевому элементу присвоено значение равное n.
Замечание. Код Прюфера является оптимальным по памяти кодирования деревьев. В самом деле, W = Wn, где Wn – конечные множества. Предположим, что при каком-то способе кодирования элементов из W для запоминания одного элемента из Wn используется самое большое f(n) бит памяти. Кодирование f(n) называется оптимальным, если =1, где h(n) = log2ô Wnô.
Для оценки энтропия h(n) для множества деревьев с n вершинами по теореме Кэли имеем h(n) = (n-2)log2n. Отсюда следует, что кодирование деревьев кодом Прюфера необходимо f(n) = (n-2)log2n , бит памяти, и поэтому =1.
При задании дерева списками смежности имеем =3 для неориентированных графов, и =2 для ориентированных.
В. А. Евстигнеев. Применение теории графов в программировании. Наука. 1985.
Транспортная задача.
uses CRT; {1-туда 2-обратно 3-оба }
const n=8; mr=1.0E10;
type yk=^el;
el=record
nom : integer;
r : real;
tp: 1..3;
next : yk
end;
VAR sp : ARRAY[1..n] of record
b : real;
ref : yk
end;
f : TEXT;
i,j : integer;
a : real;
x,y : yk;
t:1..3;
procedure WWOD;
begin
Assign(f,'gro.txt');
Reset(f);
WHILE not EOF(f) DO begin
Read(f,i);
sp[i].b:=mr;
IF EOLN(f) then sp[i].ref:=NIL
else begin write(i);
Read(f,j,a,t);
New(x);
x^.nom:=j; x^.tp:=t;
x^.r:=a;
x^.next:=NIL;
sp[i].ref:=x;
WHILE not EOLN(f) DO
begin Read(f,j,a,t);
New(y);
y^.nom:=j;
y^.r:=a; y^.tp:=t;
y^.next:=NIL;
x^.next:=y;
x:=y
end
end
end
end;
procedure VYVOD;
var p:integer;
begin
WriteLn;
for p:=1 to n do begin
Write(p:3,' ',sp[p].b:9:1,' ');
x:=sp[p].ref;
while x <> NIL do begin
Write(x^.nom:2,x^.r:5:1,x^.tp:2,' ');
x:=x^.next
end;
WriteLn;
end;
end;
procedure WAVE (i : integer; rr : real);{ в ширину}
var pp,k : integer; p : array[1..n] of integer;
begin
x:=sp[i].ref;
pp:=0;
while x <> NIL do begin
k:=x^.nom;
a:=rr+x^.r;
if ((x^.tp=1)or(x^.tp=3))and(sp[k].b>a) then begin
pp:=pp+1;
sp[k].b:=a;
p[pp]:=k
end;
x:=x^.next
end;
for k:=1 to pp do WAVE(p[k],sp[p[k]].b)
end;
{PROCEDURE WAVE (i : INTEGER; rr : REAL);{в глубину}
VAR x:yk;
BEGIN
x:=sp[i].ref;
WHILE x <> NIL DO BEGIN
k:=x^.nom;
a:=rr+x^.r;
IF ((x^.tp=1)or(x^.tp=3))and(sp[k].b>a) THEN
BEGIN sp[k].b:=a; WAVE(k,a) END;
x:=x^.next
END;
END;}
procedure REVERSE (j : integer);
var a : real;
k : integer;
begin
if j <> i then begin
x:=sp[j].ref;
k:=j;
a:=sp[j].b;
while x <> NIL do
begin
if(x^.tp>1)and (sp[x^.nom].b<a)
then begin k:=x^.nom; a:=sp[x^.nom].b end;
x:=x^.next;
end;
REVERSE(k);
Write('-->',j)
end
else Write(j)
end;
begin
ClrScr;
WWOD;
VYVOD;
Writeln('введите начальную и конечную вершины');
read(i,j);
sp[i].b:=0;
WAVE(i,0); VYVOD;
if sp[j].b>=mr then writeln('вершины не связаны путем')
else REVERSE(j)
end.
Костин В. А. 08.06.02
[1] Перманенты квадратных матриц является частным случаем перманентов прямоугольных матриц. Теория перманентов рассматривается в комбинаторной математике. Она имеет приложение к решению теоретико-вероятностных, комбинаторных и физических задач [3].
[2] Обработка информации, хранящейся в узлах бинарного дерева, по левостороннему обходу характеризуется тем, при обработки каждой вершины вначале совершается обход левой ветви, выходящей из этой вершины; затем обработка информация хранящейся непосредственно в этой вершине; после этого, обход правой ветви, исходящей из вершины.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1090;