GRAY (m-1)

end

end;

begin

for i:=1 to n do s[i]:=0;

GRAY (n)

end.

Упражнение. 1. Проверить, что при n=4 программа действительно генерирует требуемую последовательность.

2. Показать, что в процессе исполнения оператора строки {2} вызов процедуры GRAY происходит 2m-1 раз.

3. Доказать корректность программы SET2.

4. Определить вычислительную сложность программы SET2.

Упорядоченную последовательность двоичных n-разрядных наборов обычно называют кодами Грея n-го порядка(происхождение этого названия см. [4]), если каждый набор в этой последовательности отличается от предыдущего изменением только одного разряда.

Пусть задана некоторая перестановка <a1,...,an>. Нетрудно видеть, что если мы в строке {1} программы SET2 заменим оператор печати на write (s[a[i]]), то модернизируемая программа будет также строить коды Грея. Их обычно называют симметрично-отраженными. Можно показать, что существует n! различных симметрично-отраженных кодов Грея, начинающихся с нулевого кодового слова.

Упражнение. Для какого наименьшего n существует несимметрично отраженный код Грея, начинающийся с нулевого кодового слова.

Перейдем к построению итеративного варианта алгоритма SET2. Здесь достаточно учесть равенство In = Pn:

Program SET3 ;

const n= ;

var s : array [1..n] of 0..1;

i,j,k,p : integer;

Begin

{0} for k:=1 to n do s[k]:=0;

i:=0; {i определяет число сгенерированных подмножеств}

repeat

for k:=1 to n do write( s[k] ); writeln;

{1} i:=i+1;

p:=1; j:=i;

{2} while j mod 2 = 0 do

begin {j*2p-1 = i}

j:=j div 2;

p:= p+1

end; {p определяет номер изменяемого разряда}

if p <= n then

{3} s[p]:=1-s[p]

{4} until p>n

end.

Комментарий. Пусть после выполнения оператора {1} i имеет двоичное разложение bm...bp0...0, где bp=1 (или до выполнения оператора {1} значение i в двоичной системе выглядело как bm...bp+101...1 (сравните с программой SET1)). Для определения p достаточно выполнить оператор {2}. Условие {4} означает, что уже сгенерировано 2n кодовых слов.

Упражнение. Определить вычислительную сложность программыSET3.

Улучшить временные характеристики приведенной программы можно за счет замены цикла {2} более совершенной конструкцией. Здесь возможны два подхода . Первый основан на непосредственном применении машинных команд, а второй - на использовании определенной закономерности в последовательности номеров изменяемых разрядов в текущем кодовом слове.

Перейдем к изложению первого способа. Предположим, что порядок генерируемых кодовых слов меньше чем длина машинного слова в арифметических и логических командах ЭВМ. Пусть знак º обозначает команду по разрядного сравнения двух слов (т.е. в результате получается новое слово, в котором единицы стоят только а тех разрядах, которые различны в заданных словах). Знак & обозначает поразрядную конъюнкцию двух слов. Применив эти команды, можно улучшить временные характеристики программы SET3. В самом деле s можно хранить в упакованном виде в одном слове. Пусть в i1 хранится значение i до выполнения оператора {1}, т.е. i1=i-1. Тогда оператор {0} эквивалентен s:=0; оператор {2} - p:=(iºi1)&i; оператор {3} - s:=sºp; условие {4} записывается как i=2n.

Пример. Пусть длина машинного слова равна 16. После оператора {1} i=3984. Тогда машинное представление:

i=0000 1111 1001 0000

i1=i-1=0000 1111 1000 1111

iºi1=0000 0000 0001 1111

p=(iºi1)&i=0000 0000 0001 0000

Случай когда n совпадает с длиной машинного слова, поддается подобной модификации, но требует учета ‘переполнения’ слов.

Упражнение. Используя равенство In = Pn показать, что если 0£i<n и bnbn-1...b0-двоичное представление i, записанное в n+1 позиции и Gi=g1g2...gn i-ый по порядку код Грея, генерируемый программой SET3, то gk = bn-k+bn-k+1, 1£k£n. Построить программу генерации кодов Грея на основе последнего равенства.

Второй способ [4] строится на хранении в памяти последовательности значений номеров изменяемых разрядов в текущем кодовом слове, т.е. на хранении значений последовательности Pn. Вследствие рекурсивного определения Pn естественно организовать хранение ее элементов в виде стека. В этом случае генерация ее элементов может быть описана по следующей итеративной схеме:

1) {инициализация стека} Вначале стек содержит элементы n,n-1,...,1 (с 1 в вершине).

2) Алгоритм выталкивает верхний элемент i и помещает его в последовательность.

3) В стек добавляются элементы i-1,i-2,...,1.

4) Повторяются выполнения с шага 2 до тех пор, пока стек не опустошится.

Упражнения. 1.Доказать корректность приведенного алгоритма.

2. Написать программу генерации Pn по этому алгоритму.

3. Оценить временную и емкостную сложность полученной программы.

Отметим, что занесение значений в стек фактически совпадает с занесением значений параметра m в стек исполняемой программы при вызовах процедуры GRAY из SET2, и поэтому не дает существенного выигрыша по сравнению с алгоритмами SET2 и SET3. Однако если организовать стек в виде списочной структуры особого типа, при которой действия по включению на шаге 3 элементов i-1,i-2,...,1 в стек выполняются за постоянное число операций, независящих от i, то можно заметно улучшить временные характеристики алгоритма.

Пусть стек хранится в массиве (t0,t1,...,tn), при этом t0 указывает на верхний элемент в стеке, и для каждого i>0 ti определяет значение расположенное в стеке под элементом i, если i находится в стеке. Заметим, что элементы i-1,i-2,...,1 помещаются в стек после удаления элемента i за счет изменения значения t0 на 1.Если i нет в стеке, то значение ti может быть, вообще говоря, любым, так как не оказывает никакого влияния на вычисления. Однако его значение разумно установить равным i+1, т.к. по свойству алгоритма, в случае когда в следующий раз элемент i+1 будет помещен в стек, элементом, находящимся над ним, будет i. Удаление из стека элемента i в этом случае может быть осуществлено за счет пересылки ti-1 в ti. Алгоритм порождения последовательности Pn на языке Паскаль может быть записан так:

program PN ;

const n= ; n1 = ; {n1=n+1; }

var t : array [0..n] of 1..n1; {стек}

p: integer;

begin

for p:=0 to n do

t[p]:=p+1 ; {инициализация стека}

p:=0;

while p<n1 do

begin

p:=t[0]; {1}

if p<>n1 then

begin

writeln (p); {2}

t[p-1]:=t[p]; {3}

t[p]:=p+1;

if p<>1 then t[0]:=1 {4}

end

end

end.

Упражнения. 1.Протестируйте программу PN при n=3.

2. Докажите корректность алгоритма генерации последовательности Pn для произвольного n.

Замечание. Если оператор {1} поместить после оператора {2}, то оператор {4} можно исключить, т.к. в этом случае неверные значения t[0] будут исправляться оператором {3}.

Учитывая последнее замечание, алгоритм генерации кодов Грея на основе порождения последовательности Pn по алгоритму Pn может быть записан так:

program SET4;

const n = ; n1 = ; n2 = ; {n1=n+1; n2= n+2}

var t : array [0..n1] of 1..n2;

s : array [1..n1] of 0..1;

i,p : integer;

begin

for i:=1 to n1 do

begin s[i]:=0;

t[i]:=i+1 {инициализация стека}

end;

p:=0; t[0]:=1;

{1} while p<n1 do

begin

for i:=1 to n do write( s[i] ); writeln;

p:=t[0];

s[p]:=1-s[p];

t[0]:=1;

t[p-1]:=t[p];

t[p]:=p+1

end

end.

Комментарий. Добавление в массивы tи s n+1-х элементов сделано для того, чтобы сократить число проверок внутри цикла {1}.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 615;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.