Проблема соотношения свободы и равенства у просветителей.
Все просветители отстаивали идею равенства. Они отвергали любые формы социального и политического рабства. Договорная теория отвергала согласие на рабство и принуждение. Предметом искусственного соглашения (общественного договора) не мог быть возврат к экономической зависимости и политическому рабству. Фундаментальные принципы конституционного правопорядка образует естественное право. Руссо, утверждая в общественном договоре, что «рабство и право исключают друг друга», сформулировал общепросветительскую точку зрения о безусловной противоправности рабства. У просветителей идет речь о равенстве самому себе. Эта идея оказывается критерием общественно-политической жизни.
Просветители понимают свободу как независимость. Каким образом эта идея соотносится с утверждением просветителей, что «человек – продукт среды»? Сама среда как нечто объективное отчуждается от человека и обнаруживает тем самым свою безлюдность. Человек совершает свои поступки в силу диктуемых средой обстоятельств. Человека подчиняют не зависящим от него причинным факторов. Причинные факторы образуют объективные закономерности общественного развития, которые сродни природным законам.
Просветители-либералы выводили из этих причинных факторов необходимость свободы, ее долженствование. Т.о., просветители-либералы ратовали за необходимость свободы.
Просветители-радикалы (Руссо), исходя из того же тезиса «человек – продукт среды», выводят проблему социального, политического, правового, духовного отчуждения. Причину того, что среда отчуждается от человека, Руссо усмотрел в социальном неравенстве, т.е. в частнособственнических отношениях, которые отчуждают человека от самого себя, порождая социально-политические учреждения и нормы. Отстаивая общепросветительское требование формального равенства перед законом и судом, Руссо подчеркивал видимость такого равенства. Без равенства нет свободы как независимости. Неравенство раскрывается только в отчужденной свободе – в эгоистическом произволе частного интереса. Для достижения гражданского равенства необходимо, во-первых, сформировать разумную общую волю народа с помощью воспитания ее «Законодателем», а во-вторых, добиться осознания каждым антиобщественной природы частных интересов и добровольного отказа каждого от частных интересов в пользу общества в целом по внутреннему гражданскому долгу. Т.о., каждый превращает себя в часть целого и ставит себя под руководство разумной общей воли. Общественный договор - обязательство подчинить силой к свободе тех, кто отказывается подчиниться общей воли. У Руссо свобода должна стать необходимостью, т.е. долженствованием, природным законом. Свобода состоит в зависимости только от закона, т.е. в подчинении общей воли народа-законодателя. Общая воля – это душа государства, она разумна.
Руссо выступает против парламентаризма: «англичане свободны только в день выборов».
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 1705;