Социологическая наука выделяет четыре системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабствоявляется экономической, социальной и юридической формой закрепощения людей, приводящей к неравенству и полному бесправию.Независимо от того, чем оно было вызвано: невозвращенным долгом, нарушением закона или пленом во время войны или набегов - было распространено в Древнем Риме, Древней Греции, в Новом Свете и других регионах. Оно могло быть пожизненным (так преступники превращались в рабов и трудились до смерти на римских галерах), временным, когда, отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным (это могло произойти в результате выкупа - как в Древнем Риме или освобождения в юбилейный год - как это было принято у израильтян). Но в любом случае рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (получает определенные привилегии по закону), а какой - рабом (не имеет привилегий).

Касты–одна из систем социальной стратификации, в которой статус определяется рождением и является пожизненным. Общества, где существует такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами и запрещают заключение брака между представителями разных каст. Кастовая система долго существовала в Индии и была закреплена индусской религией. Она до сих пор оказывает большое влияние на жизнь общества. Другим примером кастового общества может служить ЮАР, где население страны до 1994 года было разделено на четыре расовые группы: европейцы-белые, африканцы-чёрные, цветные-смешанная раса и азиаты.

Клановойявляется такая система, в которой каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвлённой семьи, где все её члены имеют такой же статус, как и сам клан. Все средства, принадлежащие клану, в равной степени принадлежат каждому его члену. Принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. (На клановой основе построено общество Кувейта, такая же система существовала в некоторых странах Средней Азии.)

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах являются закрытыми. Классовая системаоткрыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу определяется при рождении статусом родителей, однако, индивид может поменять принадлежность к социальному классу в процессе жизнедеятельности, в зависимости от того, что он сумел достичь в жизни. Основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость её границ.

Картина социальной структуры не может быть завершенной, если не будет рассмотрена проблема социальной мобильности в обществе.

Термин «социальная мобильность» в социологии был введен П. Сорокиным, который включил в этот процесс не только переход лиц и семей из одной социальной группы и слоя в другой, но и любое изменение в их социальном положении. Согласно П.Сорокину, социальная мобильностьесть естественное состояние общества и включает в себя не только социальное перемещение индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или видоизменено человеком.

В дальнейшем западная социология при изучении социальной мобильности сосредоточилась на исследовании переходов из одних социальных слоев в другие.

Различаются два основных вида социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная. Под вертикальной мобильностьюподразумевается движение вверх или вниз по иерархической социальной шкале, в результате которого изменяется и экономическое положение индивидов, и их статусы. В зависимости от направления перемещения в социологии выделяют восходящую и нисходящую мобильность. Одна из западных моделей вертикальной мобильности сравнивает общество с большим домом с лифтами, на которых его обитатели при соответствующих усилиях могут подниматься к вершинам делового и семейного успеха. Обычно называется шесть таких социальных «лифтов»: экономика; политика; армия; церковь; наука; брак.

П. Сорокин в качестве таких лифтов рассматривает социальные институты: система образования; политические партии и организации; институт собственности и наследования; институт брака и т.д.

Под горизонтальной мобильностьюимеется в виду движение индивидов из одной социальной группы в другую при сохранении экономического положения и статусного уровня (перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую и т.п.) Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости и смертности, плотность населения. В целом молодые люди более мобильны, чем пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. В тех странах, где высок уровень рождаемости, население моложе и поэтому более подвижно и наоборот.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность)определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность)предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Ее часто называют социальной карьерой.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так например, различают индивидуальную мобильность,когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно. Таковы главные виды социальной мобильности. Все виды мобильности или большинство из них присутствуют в обществе в любую историческую эпоху. Однако интенсивность или объем мобильности не везде одинаков. В социологии разработан аппарат, который позволяет весьма точно исчислять показатели социальной мобильности в обществе.

Библиографический список:

1. Гидденс Э. Устроение общества. – М., Академический проект, 2003.

2.Мкртчян Г.М. Стратификация молодёжи в сферах образования, занятости и потребления. // Социс. – 2005, №2.

3 Руткевич М.Н. Социальная структура общества. – М., Альфа, 2004.

4.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика.– СПб., Изд. Русского Христианского гуманитарного Института, 2000.

 








Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 2041;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.