II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества.
Политические системы реализуют те или иные политические режимы, т.е. методы и способы осуществления государственной власти, и органично поэтому связаны с государственными режимами. Более подробно политические системы изучаются политологией. В рамках же теории государства основное внимание уделяется лишь некоторым аспектам политических систем, в частности взаимоотношениям государства с иными социальными институтами.
Во-первых, с политическими партиями, поскольку они являются важнейшими социальными институтами жизни общества.
Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная организация со своей структурой, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных групп, объединяющая наиболее активных их представит лей, ставящая своей целью завоевание политической власти. Государство — как раз тот социальный институт, где партийные цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает объектом политической борьбы.
Различают парламентские партии, ставящие своей целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
Во-вторых, взаимоотношения государства с национальными движениями. Эти взаимодействия весьма многоплановы, поскольку национальные движения представляют собой гораздо менее формализованные общественные формирования, чем политические партии. Это различные фонды, союзы, соборы и т. д. Они, как правило, не имеют членства, структура их размыта.
В департизированном и деидеологизированном государстве цели и задачи национальных движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия
В-третьих, взаимоотношения государства с профсоюзами и другими общественными организациями. В демократических государствах они также сложны и многообразны. Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.
Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества с государством, то противоборствовали ему.
В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения оплаты труда, получения разнообразных льгот и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим бедам.
В-четвертых, взаимоотношения государства с религиозными организациями.
Истории известны теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические. В обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам (современный Иран), религиозные организации определяют социальные цели и смысл общественной, политической жизни, выступают фактически стержнем политической жизни. В тоталитарно-распределительных системах, как правило, государство влияет на церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы (СССР) применяют открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной жизни общества.
В большинстве политических систем современности государство отделилось от церкви. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы и автономии религии. Это происходит в либерально-демократических политических системах. В целом церковь в таких системах — важный элемент и целью ее является нравственно-религиозное, духовное воспитание, но отнюдь не вмешательство в политическую жизнь.
В-пятых, взаимоотношения государства с органами самоуправления общества.
Такие органы возникают для решения так называемых местных дел: бытового, коммунального устройства, организации самоуправления на уровне городов, районов и пр. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания и т.п.
Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Вопрос о принадлежности органов самоуправления к государственной власти или автономности от нее решается в каждом обществе по-разному. В Конституции РФ, в частности, органы самоуправления отделены от государства. Им передается самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. А осуществляется местное самоуправление гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Итак, государство — важнейший элемент системы общества, но свои функции оно выполняет только во взаимодействии со всеми социальными институтами. Политическая система общества есть органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного — завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.
Характер политических систем определяется той социальной средой, в которой они возникают и функционируют. Они имеют динамический характер (эволюционируют, перестраиваются), но всегда возникают объективно в интересах либо тех или иных социальных сил, либо всего общества в целом.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 5653;