СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.
Социология культуры занимает особое положение в ряду специальных социологических теорий. Основными аспектами ее исследования являются функционирование культуры в обществе, социокультурные процессы, происходящие в различных группах, общностях, а также характеризующие внутренний мир индивида. Таким образом, социология культуры -отрасль социологическогознания, исследующая закономерности взаимодействия общества, личности и культуры; «изучающая социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе» (Энциклопедический социологический словарь).
В качестве объекта социологии культуры следует рассматривать, во-первых, общество как социокультурную систему и входящие в него субкультуры, во-вторых, культуру социальных организаций, в-третьих, культуру человека-индивида, а также сферы науки, искусства, образования и воспитания. Предметом социологии культуры являются особенности ее функционирования в конкретных социально-исторических условиях и личностные формы проявления в социальных структурах.
Итак, социология культуры имеет аспект изучения, свой объект и предмет. Как прикладная социология, она нацелена на решение не только теоретических, но и практических задач. В задачу социологии культуры входит изучение культурной деятельности и культурного уровня тех или иных социальных групп и общностей, потребностей и интересов субъекта в сфере культуры, его ценностных ориентаций и культурного наследия.
Сегодня важно знать, что меняется в культуре под влиянием общественных процессов. Для этого целесообразно всесторонне рассмотреть само понятие «культура». Оно чрезвычайно многозначно. Существует множество определений этого понятия. Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл. Например, французский ученый Абрам Моль в работе «Социодинамика культуры»(1969, русск.перевод: М.,1973), насчитал более 250 определений культуры.
Для уточнения понятия «культура» исследователи используют массу специальных определений, выделяя, например, философскую, религиозную, политическую, технологическую, управленческую, молодежную, этническую, физическую культуры, etc.
Культура имеет множество значений. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институцианальное значение (существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, различные общества, театры, музеи, и т.п., занимающиеся производством и распространением культурных ценностей). Во-вторых, - совокупность духовных ценностей и норм большой социальной группы, общности, народа (например, элитарная культура, русская культура, культура молодежи, и т.д.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений (например, при употреблении выражения « культурный человек» в значении человек воспитанный). Таким образом, культуру можно определить как систему ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную (духовную), и материальную культуру. Духовная культура – это созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, обычаи, законы, традиции, язык. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать. Они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. В отличие от духовной культуры, культура материальная – это физические объекты, созданные человеческими руками, или артефакты – каменные топоры, компьютеры, книги и многое другое. Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» - запретов, поощрений. Подобные указатели – это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.
Обычаи, нравы и законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам сообщества, что и как надо делать, в каких ситуациях как поступать. Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как в такой последовательности нарастает строгость тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
Нравы – это обычаи, приобретающие моральное значение. Что именно считать нравственным - зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям моральных устоев обычно более строго, чем к нарушителям обычаев.
Закон – нормативный акт, принятый высшим государственным органом в установленном конституцией страны порядке. Его следует считать высшей разновидностью социальных и культурных норм. Они могут быть изменены быстрее обычаев и нравов.
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Если нормы - это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества относительно того, что желательно, правильно и полезно. Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Но ценности – не константа, они изменяются от поколения к поколению. Норма и ценности – это не материальная культура, физически мы их не ощущаем. Но если они не существуют физически, то как же с ними общаться? Ответ подсказывают символы. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Формы символов различны – позы, жесты, знаки и т.п.
Самые важные символы содержатся в языке, то есть социально-структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом.
Язык – краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, эмоции. Это – основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение. Язык – предпосылка культуры, а не ее результат. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию, научные знания, а главное – модели поведения (от старшего к младшему, от родителей к детям). Так происходит социализация, которая обязательно включает усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, т.е. моделей поведения.
Каждое конкретное сообщество (будь то государство, народность и т.п.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе создается множество культур. И здесь встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре. Можно ли говорить о культурных универсалиях. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил 88 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, обычай дарить подарки, спорт, изобразительное искусство и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.
Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Обычаи, присущие обществу, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Это явление называется этноцентризмом. Проявление этноцентризма можно обнаружить в семьях, племенах, нациях, колледжах, бизнесе, политических партиях и т.д. Чувство групповой гордости принадлежности и группового самосознания способствует росту солидарности и стабильности. Но в то же время эти чувства порождают межгрупповые конфликты. Таким образом, этноцентризм влияет двояко: с одной стороны, он укрепляет ощущение единства, преодолевая противоречия внутри группы и, объединяя людей, даже если они разделены экономическими конфликтами и социальным неравенством. С другой – отдаляет людей от друга, усиливая их неприязнь к другим группам и общностям.
Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. С позиций культурного релятивизма любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Но было бы не совсем правильно акцентировать внимание только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс с развитием мировой цивилизации в целом.
Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают следующие ее формы – народную, массовую и элитарную и такие разновидности, как субкультура и контркультура.
Народная культура изначально связана с трудовой деятельностью человека и включает в себя одновременно и материальную, и духовную культуру. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющих профессиональной подготовки. Она развивается на основе традиций и преемственности, тесно связана с породнившим ее этнонациональным укладом жизни, с народным творчеством -искусством народных умельцев (гончаров, кружевниц, резчиков по дереву, камню, металлу и т.п.), с художественными промыслами. Также она включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы. Еще одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, так как в его создании участвуют все желающие.
Наряду с народной культурой, широкое распространение получил термин «массовая культура». Время ее появления – 19в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В отличие от народной культуры, массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Этот тип культуры ориентирован своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития массовых потребителей духовных и материальных ценностей. Массовость распространения произведений культуры основывается на конвейерных способах производства, а типичными их воплощениями стали быстро распространяющиеся телесериалы, аудио- и видеозаписи, разнообразные шоу, и т.д. Основной становится развлекательная функция.
Было бы не совсем правильно давать только негативную оценку массовой культуре. Именно массовая культура является связующим звеном между стабильным и изменяющимся, так как ориентируется на нормы преобладающего большинства. В условиях распада традиций (наглядный пример – современная Россия), массовая культура унаследовала в определенной степени объединяющую функцию общинной морали.
В противоположность массовой культуре, выделяется культура элитарная, которая создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными заказчиками. Эта культура трудна для понимания неподготовленному человеку. Она ориентирована на небольшую группу людей, обладающих повышенной художественной восприимчивостью. Элитарная культура находит отображение в авангардистском, модернистском и постмодернистском искусстве - в так называемом «новом романе», экспрессионизме, сюрреализме, etc, и ориентированна на узкий круг избранной публики, эстетической элиты. Как правило, элитарная культура с ее формулой «искусство для искусства» на десятилетия опережает уровень восприятия простого человека.
Субкультура- часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Следует отметить, что процесс формирования субкультур не может быть оценен однозначно. С одной стороны, это позитивное явление. Оно обеспечивает человеку место в культурной жизни в соответствии с потребностями и интересами, дает возможность самореализации, способствует самоидентификации личности и позволяет ей чувствовать себя частью социальной общности. При отсутствии стабильности в обществе все это помогает человеку преодолевать трудности, психологические конфликты с обществом, с другими людьми и самим с собой. С другой стороны, развитие субкультур приводит к внутренней замкнутости, к ограничению культурных ценностей только рамками своей общности или группы, к отказу от ориентаций на ценности «высокой культуры». Это лишает их динамизма, адаптации к изменениям жизненных ситуаций, гибкости к появлению и восприятию новых социокультурных ценностей.
Существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных, возрастных группах. Так, говорят о молодежной субкультуре, субкультуре профессиональной, национальных меньшинств, etc.
Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в явное противоречие с нормами, ценностями, стилем жизни всего общества, образую контркультуру. Контркультураобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Субкультура террористов противоречит человеческой культуре. А некоторые современные нонконформистские движения игнорируют господствующие ценности. Иначе говоря, контркультура – это своеобразная форма борьбы за право жить в обществе за счет общества, не принимая на себя никаких обязательств по отношению к нему.
В современной социологии считается, что структура культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями. Она выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций, т.е. полифункциональна.
Исходной является адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм и ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество адаптируются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.
Познавательная функция, суть которой заключается в том, чтобы вооружить человека необходимыми знаниями для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения своей гражданской позиции.
Социализирующая функция культуры позволяет индивиду формироваться как личность. Именно в процессе социализации формирующаяся личность через усвоение ценностей, норм идеалов приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности.
Нормативная функция предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентиры, ролевые ожидания и способности деятельности.
Трансляционная функция, важную роль в осуществлении которой выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей. Традиция органично связана с новацией как способом обновления культуры.
Функция целеполагания помогает человеку сформулировать социально значимые цели и и сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия.
Информационная функция культуры позволяет дать индивидам, социальным группам, обществу в целом достоверную объективную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей.
Взаимодействие названных функций позволяет культуры выполнять одну из важнейших функций – воспитательную. Создавая возможность для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.
Интегрированным результатом взаимодействия всех охарактеризованных функций выступает чрезвычайно важная функция культуры – человекотворческая. Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами, идеалами.
В последнее десятилетие в нашей стране довольно быстро происходит смена основ общественного строя. Сдвиги носят коренной характер и вызывают кризисное состояние, отражающееся абсолютно во всем.
В настоящее время в самых различных общественных кругах высказывается мысль о кризисе культуры. Кризис культуры является отражением нынешнего состояния общества и проявляется в противоречивости социокультурной ориентации людей. Он обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, разочарование в прежних идеалах усугубляется отсутствием новых, объединяющих людей в обществе и являющихся своеобразной целью достижения. Во-вторых, наблюдается нравственный кризис значительной части общества, выражающийся в смешении понятий добра и зла, возрастании значимости индивидуалистических ценностей с эгоистической доминантой. Это приводит к столкновению социокультурных ориентаций различных социальных слоев, групп, общностей. Идет процесс «размывания» в сознании людей таких простых норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочности, честность, ответственность, etc. К третьему признаку, который свидетельствует о кризисе культуры, можно отнести искажение социальных норм, переставших быть барьерами, нарушение которых ведет к общественному осуждению. Это, в свою очередь, приводит к росту наркомании, преступности и др. негативных явлений, распространяющихся также на политическую и правящую элиту.
Тем не менее, не следует преувеличивать глубину настоящего кризиса, т.к. культурная жизнь значительной части социальных слоев и групп остается в относительном соответствии с условиями быта, нравственными нормами и традициями.
Библиографический список:
1.Ионин Л.Г. Социология культуры. – Изд. 2-е, – М.: Логос, 2005.
2.Козлова О.Н. Культура в жизни общества. // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №6
3.Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М.: ЕДИТОРИАЛ УРСС, 2005.
СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Понятие «конфликт» относится к числу часто употребляемых в социологической литературе («личный конфликт», «семейный конфликт», «конфликт поколений», «дипломатический конфликт», «политический конфликт», «военный конфликт» и т.д.). Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием развития общества. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, тем больше источников потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов.
Конфликты (от лат. conflictus – столкновение) означает столкновение противоречивых мнений, тенденций, сил, острый спор и борьбу враждующих сторон разного уровня и состава участников, испытание противоборствующих сил. История человечества буквально переполнена проявлениями конфликтности: от детской агрессивности до взрослых разборок, от первобытной охоты за головами до современных проявлений борьбы за власть, захвата территорий и материальных ценностей.
Поэтому теоретическая мысль с древних времен до наших дней стремилась и стремится проникнуть в тайну конфликтного сосуществования людей. Конфликты как источник развития понимали уже древние китайские философы VII-VI вв. до н.э. («янь» и «инь»). В Древней Греции были созданы учение о противоположностях и роли в возникновении вещей (Анаксимандр). А Гераклит даже сделал попытку вскрыть причину движения в борьбе противоположностей. Сходные идеи развивались Сократом, Платоном, Аристотелем, Эпикуром, Полибием и мн. др. О конфликтах в обществе как особом явлении впервые заявил Н. Макиавелли, отметив их положительную роль в общественном развитии.
Философская мысль в лице Г. Гегеля сформулировала уникальный принцип единства и борьбы противоположностей как неизбежный фон конфликтности всего существующего. Научная мысль (в частности, в области биологии) конкретизировала этот принцип применительно к живой материи, сформулировав закон борьбы за существование. Социологическая же мысль попыталась конкретизировать этот принцип применительно к общественной жизни, разделившись на два противоположных лагеря. Представители первого из них (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг) доказывали неизбежный и объективный характер конфликтности человеческого существования, связывая его либо с агрессивностью человеческой природы, либо с устройством самого общества. Мыслители другого направления (О. Конт, Г. Спенсер, Ч. Миллс) доказывали, что мир, покой, стабильность и устойчивость являются желательным состоянием общества, а конфликтность – временное его состояние, своего рода болезнь и недоразумение, от которого следует избавляться путем рационального устройства общественной жизни.
Однако, как уже было сказано, конфликтность общества есть очевидный, эмпирический факт и от него нельзя отмахнуться, так как невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех были бы удовлетворены полностью и одинаково. Видимо этим и объясняется то, что второй взгляд вызвал огромную волну критики даже в западном мире. Именно на волне этой критики и сформировался ряд теорий, рассматривающих конфликт в качестве неизбежного элемента общественной жизни.
Социология выделяет следующие типы и уровни конфликтов: конфликты на внутриличностном уровне; конфликты на межличностном уровне; конфликты на групповом уровне; конфликты на уровне подсистем общества; конфликты на региональном уровне; конфликты на глобальном уровне.
Также можно назвать и такие конфликты, как супружеские, семейные, социально-трудовые, социально-экономические, межэтнические, политические, международные.
Определив социальный конфликт как открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности, необходимо отметить, что противоречие и конфликт не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликты. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности.
Непременными элементами социального конфликта являются его субъекты и объекты. Субъект – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Объект – это конкретная причина, движущая сила конфликта. Определить объект в конкретном конфликте не всегда просто, так как участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять (сознательно или бессознательно) истинные мотивы противоборства. Так, в политической борьбе объектом конфликта является реальная государственная власть, но каждый из субъектов этого противоборства доказывает, что основной мотив его активности – стремление добиться наибольших благ для своих избирателей.
Выявление основного объекта конфликта – непременное условие успешного разрешения любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, оставив почву для новых столкновений.
Конфликту предшествует предконфликтная ситуация, выражающаяся ростом напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта. Предконфликную ситуацию можно разделить на три фазы развития: (1) возникновение противоречий по поводу спорного объекта, рост социальной напряженности, накопление взаимных обид; (2) стремление доказать свою правоту и обвинение противников, появление неприязни в эмоциональной сфере; (3) переход от взаимных обвинений к угрозам, формирование «образа врага» и установка на борьбу.
Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон (например, формальным поводом для начала первой мировой войны было убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены, хотя объективно напряженность между Антантой и союзом Германии и Австро-Венгрии существовала уже много лет).
Сам развивающийся конфликт может создавать дополнительные причины для его углубления и возрастания. И если ему ничто не мешает, он начинает как бы питать самое себя, порождая все новые и новые основания для своего дальнейшего развития. Именно поэтому любой конфликт является уникальным.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта: (1) переход в открытое противоборство. На этой фазе еще существует реальная возможность прекратить открытую борьбу и решить ее другими, более мягкими средствами; (2) дальнейшая эскалация борьбы, введение новых ресурсов сторон. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым; (3) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. Стороны на этой фазе могут совсем забыть источник, причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.
На стадии разрешения конфликта тоже возможны варианты развития: (1) очевидный перевес сил одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; (2) борьба идет до полного поражения одной из сторон; (3) борьба приобретает затяжной характер из-за нехватки ресурсов; (4) стороны, исчерпав ресурсы, идут на взаимные уступки. Явный победитель так и не выявляется; (5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба идет до полного уничтожения одного или обеих соперников (войны Белой и Алой Розы в Англии XV в.)
Способы завершения конфликтов направлены на преобразование самой конфликтной ситуации либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо другими способами, например: (1) устранения объекта конфликта; (2) замены одного объекта конфликта другим; (3) устранение одной из сторон, участвовавших в конфликте; (4) изменение позиций одной из сторон; (5) изменение характеристики объекта и субъекта конфликта; (6) приход участников конфликта к мирному решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению.
Один из вынужденных методов завершения конфликта – принуждение. Например, при военном конфликте между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами конфликтующие стороны были буквально принуждены внешними силами (ООН, НАТО) сесть за стол переговоров.
Завершающий этап стадии завершения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление достигнутых договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут приобрести форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговоров является временное перемирие, которое предполагает взаимный компромисс сторон.
Послеконфликтная стадия знаменует собой новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу, новое видения существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.
Политические конфликты могут выполнять как позитивную, продуктивную функцию, так и отрицательную, тормозящую развитие событий. Позитивные функции политических конфликтов содержат следующие аспекты: (1) разрядки напряженности, где конфликт играет роль «выхлопного клапана» или «отводного канала»; (2) формирования социального равновесия; (3) стимуляторя и движущей силы социальных изменений; (4) переоценки и изменения прежних, устаревших ценностей и норм в обществе; (5) усиления внутригрупповой сплоченности, более четкого осознания своих и противостоящих интересов; (6) создания почвы для взаимопонимания в обществе и становления консенсуса.
Негативные функции социального и политического конфликтов: (1) создание угрозы распада общества; (2) возможность привыкания к расколу малоустойчивых социальных групп; (3) оказание неблагоприятного влияния на отношения внутри власти; (4) ускорение дестабилизации общества; (5) способствование росту преступности, распространению незаконности, накоплению и распространения оружия и т.д.; (6) создание условий для социального взрыва, гибели людей, уничтожению материальных ценностей; (7) осложнение межгосударственных, международных отношений.
Следует отметить, что разграничение позитивных и негативных функций конфликтов весьма условно и зависит от конкретной общественной обстановки, а которой они развиваются.
Наиболее значимы конфликты, которые одновременно охватывают все уровни социальной и политической жизни и вовлекают в свою сферу максимально возможное в данных условиях число участников (всеобщие конфликты). Меньшую значимость имеют частичные конфликты, затрагивающие лишь часть социальных общностей. Однако при определенных условиях (нестабильность и напряженность в стране) они могут перерасти во всеобщие.
Конфликты могут быть открытыми (например, демонстрации, митинги, забастовки и т.п.) и закрытыми (взаимоотношения в различных социальных группах, в том числе внутри правящей элиты, между различными ветвями государственной власти – так называемая подковерная борьба).
Различают также временные характеристики конфликтов: кратковременные и долговременные.
Политический конфликт – один из видов социального конфликта, это столкновение политических субъектов по поводу властных отношений (борьба за государственную власть, ее упрочение и использование). Одна из особенностей политического конфликта состоит в том, что он непосредственно или опосредствованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, общественных классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, политические институты и отдельные лидеры) выступают от имени определенной социальной общности и политический конфликт поэтому всегда представляет собой организованный институциализированный конфликт.
Все политические конфликты в обществе можно подразделить на два основных вида. Первый их вид - конфликты горизонтальные, в которых борьба за государственную власть ведется в рамках существующего режима (например, борьба между правительством и парламентом, между различными политическими группировками в правящей элите и.п.). Цели и причины таких конфликтов – стремление к совершенствованию существующей системы власти. В демократических обществах такие конфликты обычно носят открытый характер (например, парламентские дебаты, вотум недоверия правительству и т.п.). Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов, стремиться не допустить или игнорировать их возникновение. Если же в данной системе политические конфликты все же случаются, они приобретают форму заговора, государственного переворота. Примером может послужить смещение Н.С. Хрущева в 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС.
В вертикальном политическом конфликте конфронтация происходит по линии «власть – общество». Причина его лежит в неоднородности структуры общества, неравномерности доступа к ресурсам власти и т.п. Вертикальные политические конфликты в свою очередь можно подразделить на два подвида. Первый подвид - статусно-ролевые конфликты, которые используются в борьбе за повышение личной и групповой роли в политической структуре общества (борьба за место в иерархии политической власти, за объем политических прав и свобод, за влияние на политическую жизнь и пр.). Примерами являются конфликты между центром и регионами в современной России.
Второй подвид - режимно-политические конфликты, которые преследуют цели радикального изменения политического курса или свержения существующего политического строя.
Способы урегулирования политических конфликтов зависят, в первую очередь, от его вида. Так, урегулирование горизонтального конфликта предопределенно существующими законами, прежде всего Конституцией. Многое здесь зависит от искусства политических лидеров, их умения использовать сторонников и компромиссы. Если все же переговоры заходят в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты разрешения конфликта: обращение в Конституционный суд, отставка правительства, проведение референдума и т.п. Так, в политической жизни современной России имел место прецедент референдума о доверии президенту Б.Н. Ельцину 25 апреля 1993 года.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные политические конфликты. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и на отделение и создание независимого государства. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным военным действиям. Наглядный пример - война в Чечне. Примером удачного разрешения такого рода конфликта является заключение договора между центром и тем или иным субъектом федерации (Татарстан).
Самыми сложными для урегулирования являются вертикальные режимные политические конфликты, где субъектами выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой – оппозиционные организации, представляющие интересы широких масс. Конечной целью таких конфликтов является смена существующего строя. Негативное развитие может привести общество к революции и гражданской войне.
Для того, чтобы не допустить негативный ход развития, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, способный привести к ответу на вопросы: каковы основные причины возникновения конфликта, каковы истинные намерения и цели сторон, какие силы задействованы и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта, кому выгодно такое развитие событий,
Вероятность мирного урегулирования конфликтов возрастает при наличии развитой демократии, которая имеет политические институты, могущие обеспечить консультации, переговоры, что и приводит к консенсусу. Последний всегда направлен на положительный результат, он противоположен голосованию по принципу победы большинства и тем самым ущемлению интересов меньшинства. После подобного голосования напряженность не снимается, она лишь принимает другую форму и со временем может стать причиной вспышки нового конфликта.
Все эти правила применяются при разрешении не только внутренних, но и международных конфликтов, и новейшая социальная и политическая история неоднократно подтверждала такую возможность.
Библиографический список:
1.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – М.,СПб. Питер, 2004.
2.Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. – М., РОСПЭН,2002.
3.Коваленко В.В., Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политический конфликт. – М., Ижица,2002.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1022;