Социальный бихевиоризм - теория микросоциологического уровня имеет две основные разновидности - теорию социального обмена и символический интеракционизм.

Теория социального обмена (Хоманс Дж., Блау ГГ.) относит­ся к человекоцентристским концепциям, поскольку исходит из первичности человека, а не общества. Социальный обмен есть постоянный обмен ценностями. Люди действуют и взаимодейст­вуют, исходя из конкретных интересов, заставляющих их всту­пать в определенные взаимоотношения и вести себя определен­ным образом. Взаимодействие осуществляется по формуле «сти­мул-реакция». Провозглашая примат психического над социаль­ным, бихевиористы утверждают, что ценность личности состоит не в ее социальных, а в психических качествах, которые и подле­жат обмену в процессе поведения и взаимодействия людей. Но, так как обмены не бывают равноценными, то отсюда и происте­кает социальное неравенство, которое выражается в том, что лю­ди, обладающие средствами для удовлетворения потребностей других людей, могут использовать их для приобретения власти над ними. В качестве стимула взаимодействия между людьми вы­ступают вознаграждения - одобрения, уважение, статус, а также практическая помощь. Бихевиористы настаивают на жесткой де­терминированности поведения человека, на отрицании необхо-димости знания душевного состояния людей для объяснения их поведения, так как считают эти состояния иллюзией.

Идеи о несводимости поведения человека к комплексу реак­ций на какие-либо внешние стимулы, о способности людей к творческому осмыслению своих отношений с другими людьми заставили многих социологов обратиться к анализу тех значений, которые человек или группа людей придают тем или иным аспек­там человеческих взаимодействий. Так возникли символический интеракционизм и феноменологическая социология.

Символический интеракционизм (Блумер Г., Стоун Г.) де­лает главный акцент на «смысле», который вкладывают дейст­вующие лица - «акторы», вступая в отношения, взаимодействия друг с другом. При этом особенно подчеркивается роль языка не только в общении людей, но и в формировании всего общества. К основным характеристикам символического интеракционизма относятся: стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных различий, интересов, а из общественных по­требностей, понимание общества как совокупности взаимодейст­вий между людьми, опосредованных символами, представление социальной деятельности в виде совокупности социальных ролей, которая есть определенная система языковых символов.

Феноменологическая социология (Шюц А.) ставит в центр изучения проблему «интерсубъективности» - взаимопонимания между людьми. «Социология обыденного знания», сформиро­вавшаяся в рамках феноменологической социологии, в отличие от других направлений, не рассматривает человека в роли пленника социальной системы. Индивид создает и постоянно развивает эту систему. Сама социальная действительность зависит от нашей интерпретации и в основе своей она является социальным строе­нием человека. Это социальное строение действительности осно­вывается на знании, приобретаемом благодаря здравому смыслу. Общество существует как объективный феномен, но основы со­циальной жизни индивидов коренятся в их взаимодействии друг с другом в обыденной жизни, которая и есть «высшая реальность».

В рамках феноменологической социологии сформировались две различные школы – школа феноменологической социологии знания (Бергер П., Лукман Т.) и этнометодология (Гарфинкель Г.). Феноменологическая социология знания настаивает на необходимости «узаконивания»! символических универсалий общества. П. Бергер развивает теорию «легитимизации», исходящую из того, что внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». С этой целью предлагается институционализировать значения моделей действия человека в «обыденном мире». П. Бергер также показал взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». Согласно взглядам Лукмана Т. предметом феноменологической социологии знания является не теоретическое знание, а обыденное, дотеоретическое знание, с которым человек непосредственно сталкивается в своей повседневной жизни. Суть его концепции – социальная реальность конструируется интерсубъективным человеческим сознанием. Все, что существует в обществе является продуктом человеческого сознания. Реальность реальна в той мере, в какой она осознается людьми. Таком образом снимается различие между социумом как объективной реальностью и социальной реальностью как общественным сознанием.

Этнометодология ставит перед социологией задачу – выявление рациональности повседневной жизни, отличной от научной рациональности. Методы традиционной социологии не годятся для изучения реального человеческого поведения. Социология должна показать, как существует общество в различных формах повседневного поведения, изучая при этом методы, которые применяют люди в обыденной жизни. Г. Гарфинкель разрабатывает основную часть этнометодологии – анализ разговорных высказываний, которые отождествляются с актами социального взаимодействия. Этнометодология отождествляет социальное взимодействие с речевой коммуникацией. Таким образом, основная задача социологии сводится к выявлению рациональности обыденной, повседневной жизни людей, противопоставляемой научной рациональности.

В развитии современной социологической теории выявляет­ся феномен когерентности /связи/ макро- и микротеорий, объ­ективных и субъективных подходов к изучению социальной ре­альности. Многие социологи, пытаясь преодолеть методологиче­скую мозаичность науки, обосновывают когерентность уровней социальной реальности, а также идею интеграции теорий разного уровня.

Таким образом: современная зарубежная социология характеризу­ется появлением новых крупных школ и направлений, ведущих идейную борьбу между собой и различающихся по своему со­держанию и характеру, пониманию теоретических и практиче­ских задач социологии. Для современной социологии характерно создание новых теорий, усложнение концептуального аппарата, совершенствование методологических принципов познания соци­альной реальности, поиск специфики социологического подхода к изучению общества. В современной социологии сформирова­лись три основных объяснения социального поведения человека. Оно может осуществляться в терминах: 1)смысла, значения, цен­ностных ориентации, мотивов («понимающая» интерпретация); 2) функций определенных типов социального поведения человека (структурный функционализм); 3) стимула-реакции, вознаграж­дения, научения (необихевиористская интерпретация).

В современной социологии можно выделить две централь­ные проблемы в ее развитии - проблема выявления уровней соци­альной реальности и проблема социального порядка. Это и есть две основные парадигмы современной зарубежной социологии.

Несмотря на пестроту и многообразие в подходах и методах изучения социального у представителей различных школ и на­правлений предпринимаются активные попытки создания единой социологической теории для того, чтобы объединить усилия уче­ных в деле познания закономерностей развития общества, его социальных и личностных структур в современных условиях с целью использования социологического знания в интересах общества и человека.

Библиографический список:

1.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. Прогресс-Универс., 1992.

2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., ПИТЕР, 2002.

3. Гофман А.Б. Классическое и современное: этюды по истории и теории социологии. – М., Наука, 2003.

 








Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 2316;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.