ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
В современной социологической науке существует множество различных школ и направлений, а также немалое количество вариантов их классификации. Социологические теории делятся: 1) по уровню обобщений - на теорию среднего уровня, макро- и микросоциологию 2) по объекту исследования - на социоцентристские и человекоцентристские теории, 3) по характеру развития социума - на конфликтологические и эволюционистские концепции.
К макросоциологии относятся теории, описывающие круп-
ные закономерности в развитии общества, взаимодействие ос-
новных элементов общественной системы, межгрупповые отно-
шения и фундаментальные процессы; микросоциология включает
в себя теории, описывающие' влияние межличностных отноше-
ний, малых групп, коллективного поведения на процесс возник-
новения и развития социальных явлений. И, если важнейшими
категориями макросоциологии являются такие категории, как:
общество, власть, норма, революция, то основные категории мик-
росоциологии - группа, лидерство, стереотип, девиация. Здесь
возникает проблема раздвоения цели развития современной со-
циологии - либо сохранение предмета изучения (общество - как
целостная система), либо метод (научный анализ, верификация,
операционализм). Эти два направления социологии обособленно
развивались до настоящего времени, и только во второй половине
XX века стали предприниматься серьезные попытки их объеди-
нения. Возникают теории среднего уровня, которые описывают
развитие локальных социальных объектов (отдельных процессов
и явлений) методом теоретического обобщения накопленных
точных фактов. Социоцентристские концепции исходят из приоритета целого над частью, полной зависимости человека от общества, растворения личного в общественном. Человекоцентристские теории акцентируют внимание на ценности отдельного человека, духовно-нравственной, творческой значимости личности.
В социологии существуют также два непримиримых лагеря: конфликтологи и эволюционисты. Основное отличие между ними состоит в том, что первые видят в основе строения общества конфликт, непримиримые противоречия различных общественных групп, вторые же подчеркивают функциональное единство всех составляющих общество социальных групп. Если первые изучают, каким образом социальное противоборство отображается на форме, устройстве и развитии общества (теории классовой, расовой борьбы), то вторые изучают, как устанавливается общественное согласие, функциональное соответствие между различными социальными группами и институтами.
В_ целом же развитие социологии в XX веке характеризуется возникновением большого количества школ и направлений, каждое из которых уникально и требует серьезного отношения. Ни одно из направлений современной социологии само по себе не может дать универсального теоретического объяснения всего многообразия социальной реальности, но каждое из направлений по-своему объясняет и интерпретирует социальные проблемы нашего времени, создавая свой особенный подход к исследова-
нию общества, социальных групп, человека.
Одной из основных школ современной социологии _является - структурный функционализм. Основоположник_структурного функционализма Т. Парсонс, сформулировавший исходные принципы системного строения общества, утверждал, что все социальные системы обладают четырьмя основными функциями. Это:1)адаптация, т.е. приспособление социальной .системы к внешней и внутренней ситуации, 2) целедостижение - стремление системы к определению и достижению поставленных целей, 3) интеграция, т.е. постоянное стремление системы к объединению всех своих частей и функций, 4) удержание образца, т.е. непрерывное развитие и обновление системы! мотивации индивидов, стереотипов поведения и культурных принципов. Основная идея функционализма - это идея системности. В тоже время, используя натуралистический подход к исследованию общества, естественнонаучную методологию, структурный функционализм обосновывает идею «социального порядка», социального равновесия, достигаемого с помощью общественного согласия.
Неоэволюционизмв лице своих представителей – Т. Парсонса и Э.Шилза - пытается совместить идею системности с идеей развития общественной системы по пути прогресса. Общество является непрерывно развивающейся системой. Непрерывно обновляются общественные институты, которые адаптируются к внешней среде, обеспечивая этим выживаемость общества. Существующие социальные явления и факты должны рассматриваться под углом зрения их последствий. Дисфункциональные формы поведения и институты, угрожающие самовыживаемости общества, подлежат контролю и устранению. Современные общества, делают вывод сторонники неоэволюционизма, достигли не только высокой степени экономической, но и культурной продуктивности, то есть стали способными осуществлять высокоэффективный контроль над собой и над окружением. Таким образом, содержание общественного развития по пути социальной эволюции, социального прогресса сводимо к усложнению системы и к росту ее адаптивных способностей.
Теория социальных изменений. Р.Мертон продолжает традиции структурно-функционального анализа. Он! предлагает систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных общностей и групп взамен общесоциологической теории. Наряду с понятием «функция» он вводит понятие «дисфункция», заявляя, таким образом, овозможности отклонения социальной системы от нормы, что в свою очередь, приводит или к изменению системы норм, или к новому этапу в приспособлении системы к существующим условиям. Таким путем Р.Мертон вводит в структурный функционализм идею изменения конкретной социальной системы. Что же касается причин социальных изменений, то в социологии существует большой ряд как однофакторных, так и многофакторных моделей. В качестве причин социальных изменений называются: географическая среда, особенно климат (Бокль Р.), народонаселение (Мальтус Р.), выдающиеся личности (Ницше Ф.), экономика (Ростоу У.), разделение труда (Дюркгейм Э.), идеология (Вебер М.) и др.
Немецкий социолог Р. Дарендорф в теории социального конфликта исходит из того, что в каждом обществе существуют осевые линии конфликтов. Конфликты между различными социальными группами или классами являются неизбежными и являются обратной стороной всякой интеграции. Избежать конфликтов невозможно, но их можно и нужно направить по определенному руслу, ведущему к плавной эволюции социальной системы, а не к ее разрушению. Для этого следует максимально формализовать конфликты, то есть вывести их на поверхность общественной жизни, сделать предметом обсуждения, дискуссий, судебных разбирательств. Наличие в обществе открытых и демократически разрешаемых конфликтов есть свидетельство жизнеспособности социальной системы, так как любое социальное развитие ведет к неравномерному распределению власти, авторитета, что и является причиной борьбы между группами людей за их перераспределение.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 8714;