ЛИЧНОСТЬ.
Личность – одно из самых емких, многомерных и дискуссионных понятий в системе гуманитарных наук. Достаточно сказать, что в разных науках используется около 60 определений личности. Отчасти это объясняется тем, что в повседневной речи близкие по смыслу понятия «человек», «индивид», «личность» часто употребляются как синонимы, хотя для решения научных задач эти термины необходимо разделять.
Человек – это самое общее, родовое понятие, подразумевающее биологическую, ментальную и культурную природу.
Индивид же понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода, его «первокирпичик» (от лат. Individ – неделимый, конечный).
Понятие «личность» вводится для подчеркивания общественной сущности человека, несколько абстрагируясь от всего остального. Личность – это социальная характеристика, это набор черт и качеств, которые позволяют людям жить в обществе. В личности отражается схожесть, типичность людей своего времени. Поскольку одной из главных задач социологии является изучение процесса взаимодействия человека и общества, постольку теория личности, отражающая различные формы этого взаимодействия, обречена на актуальность.
Личность – это устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. К социально значимым чертам относятся:
1) социальные статусы и роли;
2) господствующие ценностные ориентации;
3) нормы и правила поведения, принятые в обществе.
Наличие этих черт позволяет человеку стать социальным существом, а значит личностью. Рассмотрим эти черты подробнее.
Социальный статус – это положение и место человека в обществе, характеризующееся определенными правами, обязанностями и привилегиями. Статус, полученный автоматически при рождении, вне зависимости от личных усилий, называется предписанным, например: пол, национальность, титул. Статус, приобретаемый в течение жизни и основанный на личных достижениях, называется достигнутым. Достигнутыми являются статусы студента, инженера, гражданина, отца и т.д. Статус может быть высоким и низким, престижным и непрестижным. Высоким или низким статус делает рассмотрение его с точки зрения иерархии, где статус ассоциируется с определенным рангом. На пример, статус профессора выше статуса дворника, а статус студента выше статуса учащегося. Престиж статуса зависит от оценки общества, от общественной значимости и популярности статуса. Например, статус юриста сегодня более престижен, чем статус инженера. Как правило, чем выше статус, тем более престижным он должен быть. Однако в кризисные для общества времена возникают социальные деформации, при которых низкие статусы становятся более престижными, чем высокие. Если престиж каких – либо статусов необоснованно завышен или занижен, то говорят о нарушении равновесия статусов. В недавней российской истории можно найти массу подобных примеров.
В связи с резким расслоением современного российского общества в социологии широко стала изучаться проблема внешнего проявления статуса, когда о социальном статусе человека можно судить по его внешнему облику: одежде, манерах, речи, марке часов и автомобиля. Сегодня социологи оперируют такими понятиями, как статусная одежда, статусные украшения, статусный автомобиль и т.д. Этой теме посвящается большое количество социологических исследований, которые предоставляют богатый фактический материал и выявляют интересные закономерности.
В течение жизни человек является носителем большого количества социальных статусов, предписанных и достигнутых, одни из них могут появляться, другие - исчезать, одни - более значимы, другие – менее значимы. Это объясняется тем, что каждый человек является участником большого количества социальных групп, таких как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда, политическая партия, дружеская компания и т.д., в которых он занимает определенное положение и выполняет определенные функции. Зная социальный статус человека, можно определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Это связано с тем, что любой статус требует осуществления социальной роли.
Социальная роль – это поведение человека в рамках определенного статуса. Каждому статусу соответствует своя роль. Например, социальная роль студента – участвовать в учебном процессе, роль матери - заботиться о своем ребенке, роль лидера – осуществлять властные полномочия. Поскольку один человек выполняет сразу несколько социальных ролей, то принято говорить о ролевом наборе личности. Иногда социальные роли вступают в конфликт между собой. Межролевой конфликт возникает тогда, когда индивиду приходится исполнять слишком много ролей, и он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей из-за недостатка физических возможностей. Для преодоления межролевого конфликта необходимо освободиться от ряда ролей и сконцентрироваться на более качественном выполнении оставшихся ролей. Это всегда тяжелейшая проблема выбора приоритетов индивида. Другими словами, понятие статус-роль является удобным аналитическим инструментом для описания различных взаимодействий индивида в любой социальной системе. Кроме того, именно через статусы – роли человек способен реализовывать свои интересы и удовлетворять потребности в профессиональной, творческой, политической деятельности.
Следующей характеристикой личности являются ценностные ориентации или ценности. Ценности – это понятия о том, что является желательным в обществе, это цели и идеалы, к которым нужно стремиться, это «хорошо» и «плохо» общественной жизни. Например, система ценностей современного западного человека включает в себя свободу, достоинство, частную собственность, права личности, образование, творческий труд. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности. Ценности побуждают человека к деятельности, наполняют его жизнь смыслом и значением. На основе ценностей вырабатываются нормы и правила поведения в обществе.
Нормы – это образцы правильного поведения, это «можно» и «нельзя» общественной жизни. К нормам относятся обычаи, нравственные и институциональные нормы, а также законы. Нормы выполняют важную социальную функцию контроля за поведением членов общества. Поведение человека, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, называется девиантным, а само отклонение - девиацией. Девиация может осуществляться как в позитивную сторону, как например, героизм, сверхтрудолюбие или гениальность, а также в негативную сторону – это преступность, сексуальные отклонения, алкоголизм. В первом случае со стороны общества применяются санкции в виде поощрения, во втором – в виде наказания. Девиантное поведение существовало во все времена, это обычное явление в обществе. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из «героев» и на 10-12% из «нарушителей». Среди «нарушителей» большинство мужчин, а не женщин. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону, угрожают стабильности общества и ведут к дезинтеграции социальной системы. Необходимо отметить, что внимание исследователей чаще обращено на негативные отклонения, так как именно они создают проблемы для общества. Преступность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, увлечения азартными денежными играми и т.д. попадают под категорию противоправных действий, за которые человек несет ответственность перед обществом в виде лишения свободы, потери имущества, а в особо тяжких случаях – и в виде лишения жизни.
Существуют различные объяснения причин возникновения девиантного поведения. Например, биологические теории утверждают, что отклонения генетически предопределены. Однако наиболее удовлетворительное объяснение природы девиации дают социологические теории. Большой вклад в развитие теории девиации внесли такие социальные ученые, как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Сазерленд.
Таким образом, социальные черты в виде ролей-статусов, ценностных ориентаций и норм необходимы для того, чтобы выработать типичное, ожидаемое, контролируемое поведение, способствующее совместному существованию людей. Однако, социальные характеристики не ведут к полной унификации и стандартизации личности, сохраняют её относительную автономию и свободу. В конечном итоге именно индивид выбирает из множества ролей и статусов, а нормативные предписания намечают только общую схему поведения человека, оставляя за ним возможность выбора способов исполнения.
Приобретение социальных черт не является автоматическим, запрограммированным процессом. Если ребенка надолго изолировать от общества, он теряет возможность приобрести необходимые черты и характеристики, способствующие становлению его личности. Показательным является пример с «Авейронским дикарем». 9 января 1800 года в Южной Франции из леса вышло странное существо, больше похожее на животное, чем на человека. Вскоре в нем опознали мальчика одиннадцати – двенадцати лет. Он не мог изъясняться, не имел представлений об одежде, посуде, личной гигиене. Между его душой, разумом и телом не существовало никакой связи. Несмотря на все усилия, его не удалось вернуть к нормальной «человеческой» жизни и превратить «из зверя в человека». Не достигнув значительного прогресса в своем развитии, «Авейронский дикарь» умер в 1828 году в возрасте примерно сорока лет. Это означает, что личностью не рождаются, личностью становятся только в процессе взаимодействия с другими людьми.
Глобальный процесс формирования личности путем усвоения социальных черт называется социализацией. Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека: от рождения до смерти. Социализация подразумевает двухсторонние субъект-объектные отношения. Объектом социализации выступает формирующаяся личность, а субъектом – люди и социальные группы, оказывающие влияние на формирование личности. Субъекты социализации в социологии принято называть агентами социализации. В качестве агентов социализации могут выступать: семья, сверстники, соседи, школа, вуз, средства массовой информации, другие социальные группы и институты.
Принято выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит в раннем возрасте, примерно от рождения до 14 лет, и относится ко всему, что составляет ближайшее окружение человека: это семья, родственники, близкие друзья. Во всех культурах семья является основным социализирующим агентом на ранних этапах формирования личности от младенчества до подросткового возраста. Дети безоговорочно признают авторитет своих родителей и быстро усваивают модели их поведения. Но даже в семье условия социализации могут быть неблагоприятными, если имеет место жестокость и насилие со стороны родителей по отношению к детям. В связи с этим, рассматривая проблемы воспитания, всегда нужно говорить о благополучной или неблагополучной первичной социализации.
Вторичная социализация происходит в более позднем возрасте, когда основные статусы и роли человека уже определены. Агентами вторичной социализации выступают руководители школ, вузов, предприятий, официальные представители государства и его органов (армии, милиции, суда), средства массовой информации. Как правило, вторичная социализация носит более формализованный характер и осуществляется через систему письменных и устных норм.
Особое место во вторичной социализации занимают средства массовой информации: радио, телевидение, печать. Именно они стали неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Наиболее сильное социализирующее влияние на человека оказывает телевидение, которое ежедневно вступает в контакт с людьми всех возрастов. Социологические исследования показали, что если освещение событий газетами и телевидением различается, то люди более склонны верить телевизионной версии. Не подлежит сомнению, что телевидение оказывает глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей, как позитивное, так и негативное. Развитие СМИ увеличило число возможных агентов социализации. Наличие большого количества агентов социализации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные моменты в том, что чем больше людей и групп будут влиять на формирующуюся личность, тем быстрее необходимые черты и качества будут ею усвоены. Отрицательные же последствия могут проявляться в расхождениях и противоречиях, которые вносятся различными агентами социализации в сознание и мировоззрение людей.
В процессе социализации принято выделять две фазы адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это период приспособления к новым нормам и правилам, изменяющимся на разных этапах жизни человека. Социальная адаптация необходима при изменении ролей и статусов, а также при переходе из одной возрастной группы в другую, включая детство, юность, зрелость и старость. В каждой возрастной фазе существуют свои способы поведения, переходные периоды, через которые нужно пройти и кризисы, которые необходимо преодолеть. Сюда относится и смерть как окончание существования личности. Интериоризация – это вторая фаза социализации, предусматривающая включение усвоенных социальных черт во внутренний мир человека и их активное использование в повседневной жизни. Показателем интериоризации является уверенность и комфортность существования индивида в обществе.
В течение своей жизни человек может столкнуться с процессами десоциализации и ресоциализации. Десоциализация – это отвыкание от ранее установленных норм, ролей и правил поведения при радикальном изменении условий жизни человека. Например, служба в армии, переезд за границу или тюремное заключение для многих становится серьезным испытанием, требующим приобретения новых навыков. Поэтому одновременно с процессом десоциализации протекает процесс ресоциализации, т.е. обучение правилам и нормам поведения, господствующим в новых условиях жизни человека. Другими словами, процесс социализации в том или ином виде никогда не прекращается, становясь главным фактором включения человека в общественную жизнь. Социализация становится залогом стабильности общества, его нормального функционирования, необходимой преемственности в развитии. Успешная социализация обусловливает принятие личностью господствующих в обществе норм и ценностей, неудавшаяся социализация может привести к маргинализации человека и различным видам его изоляции от общества.
Многогранность процесса становления личности способствует появлению различных концепций, подчеркивающих те или иные аспекты этой проблемы. Признанными считаются ролевые теории личности, теории подражания и социального контроля. Но наиболее ярко и образно рассмотрено формирование личности через взаимодействия с другими людьми в теории «зеркального Я», авторами которой являются американские ученые Ч. Кули и Дж. Мид в начале ХХ века.
Теория «зеркального Я» состоит из трех компонентов:
1.Представления о том, каким Я кажусь другим;
2.Представления о том, как другие оценивают меня;
3.Мои чувства по поводу этой оценки (огорчение, радость, гордость, унижение).
Другими словами, каждый человек формирует свою личность на основе реакций других людей, с которыми он взаимодействует. Другие люди – это зеркала, в которых отражается собственный образ Я. Только через взаимодействия с другими людьми мы осознаем, какие мы на самом деле – добрые или жестокие, умные или глупые. И если что-то необходимо изменить в собственном образе, то прежде всего необходимо что-то изменить во взаимоотношениях с другими людьми.
Подводя итог, можно сказать, что становление и развитие личности, несмотря на всю сложность и неоднозначность – это прежде всего социальный процесс, происходящий в обществе и обусловленный социальными взаимодействиями людей; личность не может сформироваться вне общества.
Библиографический список:
1.Анциферов Е.А. Социальный статус и активность личности.– М.: Владос, 2005.
2.Спасибенко С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии. // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №1.
3.Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя: пер. с англ. – М.: Изида, 2004.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1673;