Миссия школы
Социальная природа и социально-педагогическая
Одна из базовых социальных потребностей общества, заявляющая о себе с различной степенью интенсивности на протяжении веков, — потребность в осмысленном взращивании молодого поколения. Удовлетворить данную потребность в той или иной степени стало возможным благодаря становлению социального института воспитания, решающего задачи социально контролируемой социализации, трансляции культуры и социальных норм.
Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию обще-
ственных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей.
Социализация — развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Механизмом, обеспечивающим удовлетворение данной потребности, стало совмещение усилий ради достижения цели (один из основополагающих принципов социальности), реализующееся в формах ассоциации и организации. В основе ассоциации — социальные связи между людьми, в которых находят выражение их интересы, служащие основой для принятия решений. Естественные социальные ассоциации возникают как непланируемые, спонтанные социальные общности, не имеющие жесткого закрепления индивидов за определенными ролями и основанные на принципе добровольности членства, т.е. желания людей принимать участие в общем деле и добровольно выполнять свои роли, которые могут изменяться в процессе деятельности.
С развитием совместной деятельности структура ассоциации усложняется:
- происходит разделение труда;
- люди, связанные единой целью и представлениями о будущем результате, начинают создавать общее поле работы, разрабатывать оптимальные пути достижения результата в конкретной ситуации;
- создаются координирующие органы;
- становится очевидным ролевое поведение, появляется уверенность в исполнении социальных ролей другими членами ассоциации;
- возрастает необходимость ролевого обучения, трансляции необходимых ролевых знаний и навыков, которые направлены на сохранение накопленного полезного опыта;
- разрабатывается система норм, позволяющая усвоить основные ролевые требования, присущие каждой ассоциации.
В результате усложнения системы внутренних отношений и структуры, появления новых свойств ассоциация трансформируется в организацию.
Организация — результат все отчетливее проявляющегося в социальной истории человечества стремления к упорядочению, за-
креплению норм и ценностей. Термином «организация» обозначают: некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы; атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру; искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию.
Государство, требуя создания жестких организационных связей, устойчивых организованных групп, способных реализовывать долговременные цели, приветствует появление искусственных организаций. По мнению известного отечественного социолога С. С. Фролова, для данной формы совместности характерны:
- система связей и социальных ролей, создаваемых в соответствии с определенным планом для достижения конкретной цели;
- жесткие внутренние связи;
- устойчивость по отношению к внешним воздействиям;
- строгое закрепление ролевых функций за каждым (статус ц ролевые требования не зависят от личных качеств людей);
- разветвленная иерархическая структура управления и контроля;
- жесткие властные связи, основанные на формальных нормах.
Задачи воспитания в догосударственный период первоначально решали все члены рода, затем ассоциации, образованные из членов сообщества, уполномоченных передавать опыт подрастающему поколению. Государственность потребовала соответствующих организаций, среди которых наибольшую популярность и распространение получила школа. Немаловажную роль сыграло и нарастающее усложнение социальной жизни, которое очень точно сформулировал немецкий социолог Н.Элиас: «Именно потому, что пропасть между манерой поведения ребенка и манерой поведения, требуемой от взрослого, столь велика, подрастающее поколение более не помещается, как это имеет место в простых обществах, еще в детском возрасте на нижние ступени функциональной лестницы, более высокой ступени которой они впоследствии обязаны достичь. Ребенок не учится теперь своим будущим функциям и не образовывает себя непосредственно на службе у взрослого мастера, как, например, пажи у рыцаря или подмастерья у цехового ремесленника, но сразу удаляется на долгое и постоянно увеличивающееся время из общества и из жизненного круга взрослых. Молодежь все более и более широких функциональных слоев обучается теперь взрослой жизни не напрямую, а опосредованно, в особых специализированных институтах — школе и университете».
В педагогических произведениях прошлого и современных источниках понятие «школа» используется в нескольких значениях:
школа как социокультурное явление, жизненный процесс, постоянное самоизменение и постижение себя и мира. Школа в переводе с латинского (schola) — «лестница», «восхождение». Смысловым ядром в данном случае является не место действия, а процесс развития человека, его органичного взаимодействия с носителями опыта (учителями), окружающим миром, с самим собой посредством диалога, общения, совместной деятельности. Такая трактовка подразумевает динамическое развитие ребенка, обретение им своего «Я», восхождение личности к духовно-нравственным ценностям человеческого бытия. Школа — жизненный процесс, в центре которого находится освоение окружающей действительности со всеми сопутствующими коллизиями человеческих отношений.
Если смотреть шире, то речь идет не только о ребенке, но и о взрослом, способном обеспечить этот процесс, а следовательно, готовом к совместному восхождению. В данном контексте понятие «школа» выступает для обозначения процессов самообразования, непрерывного образования. Великий чешский педагог Я. А. Комен-ский в «Пампедии» писал: как для всего рода человеческого весь мир — это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа, от колыбели до гроба; и мало сказать вместе с Сенекой: "Учиться ни в каком возрасте не поздно", но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе;
школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. Как следствие очевидного в истории монополизма искусственной социальной организации, получившей название «школа», данный термин зачастую используется для характеристики всей системы образования. «Национальная школа», «высшая школа», «основная школа», «начальная школа», «лесная школа», «школа выживания» и др. — не только метафоры, но и закрепившиеся в официальных документах названия этапов, характеристик и видов образования. Школу можно рассматривать как открытую социуму систему, результат взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи;
школа как искусственная социальная организация, звено общественно-государственной системы (ФЗ РФ от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании»). Школа (от греч. schole — досуг, занятие в свободное время, беседа, учебное занятие, умственный труд) — сознательно организованное и управляемое учреждение, которое реализует себя через совместную деятельность созданных групп, каждая из которых имеет свой социальный статус, свои социальные роли, общую социально значимую цель.
Философ А.А.Терентьев подчеркивает, что обретение школой определенной социальной формы — необходимое средство стабилизации и регламентации устойчивых, внутренних, повторяющихся отношений и связей между учителями и учениками, средство организации, объединения и кооперации их усилий в процессе совместной деятельности. Общество наделяет школу особой социальной ролью, выделяет ее особые функции и дает ей возможность реализовать свою конкретную цель.
Школа — специфическая социальная организация, поскольку:
- подлинные результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;
- школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;
- учителя имеют в школе реальную автономию;
- ученики как члены организации имеют особый, временный статус;
- основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда;
- социальный заказ на работу школы интерпретируется самой школой;
- школа является изначально внутренне конфликтным институтом.
Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик:
культуры школы как совокупности традиций и норм, предрассудков и ожиданий, которые определяют действия членов школьного сообщества в условиях, требующих построения собственного отношения и действия. Обращает на себя внимание наличие в школе как официальной, так и неофициальной культуры, что определяет противоречивость школьной жизнедеятельности;
поля школы, воспитательного пространства школы как динамической сети педагогически целесообразных событий, взаимодействий, общения, отношений, выступающих результатом совместных усилий детей и взрослых, задающих систему возможностей, индивидуальных форм и траекторий жизнедеятельности;
уклада жизни школы как совокупности условий, в которых осуществляется свободное поведение и деятельность детей и взрослых в рамках школы как социальной организации;
философии школы как набора целей, которые школа реализует, и ценностей, которыми она руководствуется.
Главная, глобальная цель может рассматриваться как миссия. Она имеет долгосрочный характер и направлена на выживание организации во внешней среде.
Поиск социально-педагогической миссии школы — сложный, противоречивый процесс, находящийся под очевидным влиянием конкретных социокультурных условий. «Передача социального опыта», «содействие адаптации к условиям жизнедеятельности», «обеспечение успешной самореализации во взрослой жизни» и многие другие формулировки не безусловны и не однозначны.
Предметом оживленных дискуссий становится ведущий источник целеполагания. Иначе говоря, для кого должен воспитываться ребенок — для себя или для общества? Абсолютизация каждого из оснований породила в итоге свободное и авторитарное воспитание. В рамках современного парадигмального подхода это противостояние рассматривается как различие между личностно отчужденной и личностно ориентированной парадигмами.
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — теория (модель, тип построения проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательской задачи.
Педагогическая парадигма — теоретические положения, позволяющие сформулировать и внедрить в практику целостные модели образования, принципиальные для научно-педагогического сообщества ученых-теоретиков и педагогов-практиков, их создающих, развивающих и воплощающих в жизнь.
Личностно отчужденная парадигма строится на признании приоритета культуросообразных характеристик образования. Логика образовательного процесса может быть представлена как движение от определенных взрослым программ — к ребенку. Основная цель школы — передача максимально возможного количества из всех накопленных человечеством научных, технических, исторических, социальных знаний, опыта и т.п. Возможности, желания, потребности личности ребенка учитываются в меньшей степени (или не учитываются).
Личностно ориентированная парадигма опирается на антропологический подход, в основе которого лежит принцип природо-сообразности. Здесь логика образовательного процесса противоположна: от ребенка — к программам. Школа должна руководствоваться природой ребенка, его задатками и способностями, возможностями, интересами, потребностями. Ребенок — центр, начало и конец всего. Аспект его личности и характера много важнее содержания учебного предмета. Знания не внедряются извне, учение есть процесс активный, основывающийся на органической ассимиляции, исходящий изнутри. Не программа, а ребенок должен определять количество и качество обучения.
Не менее сложным для общества остается вопрос о ведущее функции школы. Традиционно определяется приоритетность тре> основных составляющих — обучения, воспитания, развития.
Принципиальные расхождения по вопросу о ведущей функции школы оформились в дискуссию о роли, возможности и не-
обходимости формирования коллективизма («общественности», как отмечал русский мыслитель и педагог П.Ф.Каптерев). Известно, что собственно обучение более эффективно, когда оно индивидуально. С другой стороны, вся внешкольная и будущая жизнь ребенка связаны с существованием в многочисленных коллективах (обществе в целом). Учебное заведение, считал философ В.В.Зеньковский, должно быть «органом социального воспитания», цель которого — привитие учащемуся высших идеалов общественности и воспитания, «вкуса» к социальной деятельности, способной поднимать человека над эгоистично-личным, имеющим интенцией дух общечеловеческой солидарности.
Альтернативная точка зрения сформулирована представителями критической педагогики: П.Фрейре (Бразилия), А.Жиро, П.Макларен, М.Грин, Дж.Козол (США) и др. К понятию «школа» близки понятия «школение», «испытание школой», «дорога смирения», сопряженные с понятием «несовпадение с жизнью». Отечественные педагоги и ученые подчеркивают, что спутники школьного образования — принятие учащимися социальных норм мышления ценой отречения, отказа от своего «Я» и подчинения его логике иного; наполнение учащегося отчужденными знаниями.
Представители критической педагогики указали еще на один предмет разногласий: оценку возможностей школы по подготовке человека к реальной жизни и позицию школы по отношению к существующим социальным условиям. Известны различные суждения:
а) школа оторвана от реальных процессов, происходящих в обществе, от жизни. Ее задача — сохранять и транслировать бесспорные, проверенные временем истины и ценности. «Добродушные писатели, мечтающие о торжестве новых идей посредством школы, упускают из виду только одно крошечное обстоятельство, именно то, что школа везде и всегда составляет самую крепкую и неприступную цитадель всевозможных традиций и предрассудков, мешающих обществу мыслить и жить сообразно с его действиями и потребностями. Все члены общества, питающие искреннюю или притворную нежность к традициям и предрассудкам, охраняют школу от влияния новых идей так же старательно, как старая нянька охраняет своего питомца от дурного глаза. Все бескорыстные или корыстные приверженцы укоренившихся заблуждений понимают как нельзя лучше, что если новая идея заберется в школу и успеет в ней утвердиться, тогда эта новая идея по прошествии двух-трех десятилетий, а может быть и раньше, охватит своим нлиянием все жизненные отправления и стремления общества», — писал Д.И.Писарев1;
Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1984. — С. 145.
б) школа готовит и должна готовить к реальной социальной 1
жизни;
в) школа должна ориентироваться на подготовку человека, I
способного изменять общество; 1
г) школа должна участвовать (быть в авангарде) в движении за
изменение общества. Данная позиция суть принципа школоцент-
ризма: школа должна быть воспитательным центром в районе своей
деятельности, она — главная организующая и направляющая сила
в микросреде, следовательно, необходимо сделать эту среду вос
питывающей, превратить ее стихийное и зачастую негативное вли
яние в педагогически целесообразный фактор — целенаправлен
ный, организованный, управляемый.
Таким образом, содержательное наполнение миссии школы как
социальной организации определяется позицией сообщества и
задается полюсами: j
Общественное предназначение <—> Индивидуальная самоцен- 1
человека Реализация общественного заказа Обучение как ведущая функция Трансляция традиционного опыта как совокупности безусловных истин и ценностей Невмешательство школы в текущие социальные процессы |
ность
Реализация запросов лично-'.
сти
Воспитание и развитие как
ведущие функции
Сотворение индивидуального
опыта вне стереотипов,
сотворение ценностей
Ведущая роль школы в 1
преобразовании общества 1
Единой формулировки или описания миссии школы до настоящего времени не выработано. Вряд ли следует считать таковыми варианты, определяемые каждым государством в соответствующих программных и нормативных документах. Столь же приблизителен и зачастую противоположен официальному подходу вердикт, выносимый общественным мнением. Вместе с тем, как отмечал американский ученый Дж. Каунтс, мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить тирании точно так же, как свободе, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель. Определение миссии школы — задача не только общества, государства, системы образования, но и каждого конкретного образовательного учреждения. Значимость миссии как совокупности целей i связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельно
сти, характерных для конкретной школы, признают многие педагоги современных отечественных школ.
Независимо от формы выражения миссия школы зримо присутствует в поведении педагогов, в процессе обучения, в формах общения и т.п. Там, где миссия не выражена явно, есть опасность, что разные учителя или разные подразделения будут двигаться в разных направлениях, а перед учениками будут вереницей проходить разнообразные задачи и типы культуры при переходе из кабинета в кабинет.
Без ясного видения главных целей школа становится конгломератом разных культур, что, естественно, лишает ее неповторимости, и из целостного организма превращается в набор противоположных, а потому взаимоисключающих по силе воздействия компонентов.
1.2. Школа в истории человечества
Причиной появления и двигателем развития школы как социального института были и являются практические потребности общества и человека (экономические, социальные, политические, духовные). Историческая эпоха накладывает существенный отпечаток на все компоненты школьной структуры.
Школа как учреждение для обучения письму, счету, чтению возникла не ранее, чем накопился определенный запас знаний и не возник древний тип письма: идеографическое письмо (шумерское, древнеегипетское, китайское) как средство закрепления и передачи знаний, информации. Первые школы в государствах Древнего Востока (Месопотамия, Шумер, Аккад, а также Египет, Китай) известны уже с III —II тысячелетий до н.э.
С течением времени обучение становится все более универсальным и массовым, а деятельность педагогов превращается в специальный род деятельности (как правило, отделенный от других профессий и практик). В XVII —XVIII вв. формируется идея (замысел) образования, включающего регламентацию: системы подготовки человека в школе, ориентированной на природу (идея «при-родосообразности» образования, позднее — «психического развития»); специальных целей (формирование человека знающего, разумного, религиозного, подготовленного к зрелости; в социальном плане их определили требования подготовки специалиста, а не личности); специального содержания (учебные знания и предметы).
В результате формируется школа как институт образования, организация для образования, копирующая практикой организации дисциплины и «всего школьного дела» государственные учреждения.
Следующим этапом стало возникновение массовой школы (универсальной и специальной), что было обусловлено дальнейшей унификацией образования, ориентацией на создание учебных заведений, которые: 1) создаются государством или приобретают право на обучение от государства; 2) придерживаются определенного стандарта обучения; 3) в качестве преподавателей и учащихся допускают лиц с определенным статусом; 4) предполагают наличие некоторой экономической самостоятельности учебного заведения в ведении хозяйства, обслуживании учебного процесса; 5) предусматривают наделение преподавателей и учащихся правами и обязанностями, порой выходящими за рамки непосредственного учебного процесса, но укладывающимися в рамки предусмотренной социальной роли; 6) предполагают фиксацию факта окончания учебного заведения (как правило, выдачу соответствующего документа), приобретение выпускником определенных дополнительных прав, статуса.
Отечественная школа как учреждение для обучения начинает складываться после крещения Руси. Первое летописное упоминание об организации обучения детей относится к X в. Как институт образования она оформляется к XVIII в., позднее, чем во многих странах Западной Европы.
В истории школы при огромном многообразии направлений образования и форм учебных заведений выделяются два типа школ: «школа учебы» и «школа жизни», или «школа воспитания».
«Школа учебы», возникнув в эпоху Нового времени, отразила растущую мощь разума, науки и просвещения. Она сыграла выдающуюся роль в общественно-педагогическом развитии. Один из ее ведущих идеологов — выдающийся немецкий педагог А.Дис-тервег. В «школе учебы», ориентированной в основном на усвоение знаний и развитие интеллекта, воспитание строится по принципу «от знания к убеждению и действию» и проводится в форме культурно-просветительной работы. (Впоследствии это переняла советская система политического просвещения.)
«Школа жизни» имеет глубокие корни в народной педагогике. В «школе жизни» не только воспитание, но и обучение согласуется со знаменитым тезисом французского педагога Ж. Ж. Руссо и швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «Жизнь образует (воспитывает)».
Два типа школы не являются взаимоисключающими. Элементы «школы жизни» всегда присутствуют в «школе учебы», но далеко не всегда осознаются и активно используются. Элементы «школы учебы» не отменяются в «школе жизни», они лишь приобретают новые качества, максимально приближаясь к практической творческой деятельности.
Приоритет воспитания в официальной педагогике XIX—начала XX в. обеспечивался «созданием умственного кругозора» уче-
ника на уроках и в ходе внеклассного общения. Эта установка была заимствована отечественным образованием у выдающегося немецкого педагога И. Ф. Гербарта, который полагал, что именно знания всецело определяют поведение человека и являются средством его воспитания. Главная задача школы — расширение познаний и развитие интеллекта учащихся, ориентировка на «целостное учебно-воспитательное дело», как и вся организация школы, обеспечивали ее развитие как «школы учебы».
Результат реализации этой установки охарактеризовал в начале XX в. один из профессоров Московского университета: «Уроки и их приготовление — вот что заполняет весь день и все дни. Если бы даже все уроки сплошь были содержательны, то и тогда подобная жизнь была бы ненормальна. Самый деятельный и преданный своей профессии взрослый человек не может весь день и все моменты своей жизни быть отданным своему делу; а ведь в подобное положение бессрочного занятия школа ставит юношу и подростка»1.
В первые годы советской истории общее образование стало развиваться в рамках трудовой школы («школу труда» отдельные специалисты рассматривают как еще один, третий, исторически закрепившийся тип школы), но традиция «школы учебы» так и не была преодолена. В системе взаимоотношений и поведения в школе основное значение стали придавать социально-политической позиции личности. Повышению воспитательной роли индивидуальных контактов между работниками школы и учащимися, их сотрудничеству мешала инерция старой школьной этики: близкие отношения с учителем воспринимались как подхалимство, угодничество, ябедничество. В «Основных направлениях единой трудовой школы» (сентябрь 1918 г.) был четко определен переход от школы «воспитывающего обучения» к школе как воспитательному учреждению. Формирование характера, волевых качеств и творческих способностей личности стало определять систему воспитания под девизом «На все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности? — ответом является одно магическое слово — труд». На занятия трудом стали отводить до трети учебного времени. Оценивая начальный этап внедрения трудового начала в школу, Н. К. Крупская отмечала слабое влияние труда на общую атмосферу школьной жизни: «Понято было так, что дети должны не только учиться, но и трудиться. Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мести полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках»2. Вместе с тем был накоплен интересный опыт по
1 Цит. по: Козлова Г. Н. Отечественная средняя школа как воспитательное уч
реждение (конец XIX—начало XX в.) // Педагогика. — 2002. — № 4. — С. 80.
2 Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1978. — Т. 4. — С. 23.
включению учащихся старших классов в общественно-политические объединения, созданию общественных организаций учащихся, развитию школьного самоуправления.
В 1930-е гг. становится очевидным возврат к «школе учебы». Возникшие при этом к началу 1950-х гг. негативные социально-педагогические последствия вызвали необходимость реформы образования на основе «Закона об укреплении связи школы с жизнью» (1958). Эта вторая попытка смены типа общеобразовательной школы была прекращена в 1964 г.: выдающиеся научно-технические достижения, успехи в освоении космоса «повернули» общее образование к «школе учебы».
Последующая корректировка деятельности школы путем: развития «профориентации», эпизодического общественно полезного и производительного труда, многообразных направлений «воспитательной работы», расширения сети внешкольных учреждений, организации работы с детьми по месту жительства, создания межшколь1 ных учебно-производственных комплексов (УПК), массового применения единого «Примерного содержания воспитания школьников» — не изменила основных характеристик «школы учебы».
Современное реформирование школы в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) в целом не затрагивает основ модели «школы учебы», которая в современной практике представлена отдельными типами школ:
традиционная школа. Ориентирована на передачу готовых знаний, воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышления. Благодаря практике традиционной школы в социуме сложились представления о том, что и в каком возрасте должен знать и уметь ученик;
специализированная школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Ориентирована по преимуществу на усвоение школьником определенных способов работы с содержанием изучаемого предмета, что чаще всего достигается за счет увеличения числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала. В большинстве случаев отличие этой школы от традиционной является не качественным, а количественным. Данный тип школы демонстрирует социуму тот факт, что при определенных способностях и предварительной подготовке дети (в основном в среднем и старшем звене обучения) могут усваивать значительно более сложный предметный материал, чем в традиционной школе, и очень рано специализироваться в определенном виде деятельности;
гимназии, лицеи. Представляют собой попытку воссоздания имевшего место в истории школы академического уровня образования (стиль, форма, метод), что сопряжено на практике со значительным изменением учебных планов за счет добавления новых предметов, как правило, гуманитарного профиля, и привлечения к
процессу преподавания специалистов высокого класса. Негативные проявления при этом связаны с перегрузкой учебных программ, игнорированием пригашенными специалистами возрастных возможностей и особенностей учащихся. Благодаря гимназиям и лицеям повысились требования к уровню общего среднего образования, к способу организации образовательной среды;
инновационные школы. Ориентированы на создание собственных разработок или освоение уже готовых педагогических технологий. Отсутствие четких критериев, позволяющих судить о том, какие разработки и технологии могут быть использованы в новой школе, насколько они результативны, отсутствие целостности и системности в проработке содержательных основ каждой конкретной школы не позволяют рассматривать данные учебные заведения как однородный тип школы;
школа, ориентированная на сложившуюся педагогическую систему (например, Вальдорфская школа, школа Монтессори и др.). Ориентированы на адаптацию готовой модели к новым условиям, при этом не всегда дается целостная оценка как возможности, так и целесообразности переноса сложившейся педагогической системы на новую почву. Появление этих школ расширило представление о формах и содержании обучения, повысило значимость идей педоцентризма, обострило вопрос о связи методов обучения с пространственной организацией учебного заведения.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1782;