Архитектурные школы средневизантийского периода

Несмотря на общую тенденцию ориентации на единый образец, произведения византийской архитектуры X-XII вв. принадлежат ряду школ, появление которых было обусловлено территориальным различием архитектурного развития Византии. Основные отличия определялись своеобразием архитектурных конструкций, строительных материалов, художественной композиции.

Константинопольская архитектурная школа. Константинополь являлся импульсом распространения концепции крестово-купольного типа культового здания, потому все основные особенности средневизантийской архитектуры в полной мере проявились именно в постройках константинопольской школы. Общее развитие константинопольской архитектуры IX-XII вв. обнаруживает тенденцию к уменьшению размеров культовых сооружений, к увеличению количества проемов, замене стен каркасом столбов, усложнению профилировки, к общему измельчению и раздроблению архитектурных форм. Этому соответствует и постепенный переход от смешанной кирпично-каменной кладки, дающей простые гладкие поверхности и массивные, крупные и компактные формы, к чисто кирпичной кладке, более гибкой и способной создавать более мелкие членения и более дробную профилировку. Столичной школой преимущественно создавались пятинефные культовые сооружения. Но как тенденцию следует зафиксировать постепенный отказ от галерей обхода, ограждение центральной зоны стенами, организацию отдельных молелен в боковых нефах, т.е. общую концентрацию архитектурного внимания на отношении подкупольного пространства с алтарным и на создании атмосферы интимного диалога верующего с Богом. Характерной особенностью деятельности архитектурной константинопольской школы является ансамблевость, включенность зданий церквей в единый монастырский комплекс. Центрическое начало активно поддерживалось всеми элементами архитектурного целого. Купол возводился на высоком барабане. Для интерьера типично создание единого текучего пространства, в котором отдельные помещения свободно сообщаются друг с другом. Создаваемый эффект позволял четко «прочитывать» композиционную основу церкви - точку главы-купола и оси-рукава креста.

Восточно-византийская (Греко-восточная) архитектурная школа. Центром восточно-византийской школы являлся Трапезунд. Актуальная сирийская архитектурная традиция предопределила массивный, тяжеловесный и компактный характер культовых построек простых геометрических очертаний. Объемы мало расчлененные, исключения здесь составляют граненые апсиды. Оконные проемы невелики, преобладают глухие поверхности стен. Здания чаще всего стоят изолированно, характерно размещение на высоких местах и холмах. В интерьерах зданий Трапезунда в качестве опор использованы столбы, чаще всего крестообразной формы, массивные и тяжеловатые, отчетливо разделяющие внутреннее пространство на отдельные части, что придает ему раздробленный вид. Основной строительный материал - тесаный камень. Для культовых построек Трапезунда типична базиликальность, сближающая их с ранневизантийской архитектурой Малой Азии и Сирии. Также в Трапезунде был распространен тип бесстолпных купольных церквей небольших размеров, в которых купола на барабане поставлены прямо на квадратные в плане стены. Данный тип культовых построек явился следствием влияния народной традиции зодчества. В целом в средневизантийское время для восточной школы было характерно различное соединение местных особенностей и константинопольских элементов.

Греческая архитектурная школа. Произведения греческой архитектурной школы IX-XII вв. представляют синтез приемов восточно- византийской и константинопольской школ. Традицией данного архитектурного типа являются центрические постройки ранневизантийского времени. Особенностью греческой школы выступает широкое распространение типа церкви, где купол опирается на восемь опор и переход от квадратного плана центральной части к окружности купольного кольца достигается при помощи тромпов. Центральная часть может быть окружена обходными галереями либо представлять собой цельное квадратное подкупольное помещение, к которому примыкает алтарная апсида. Широкий купол возводился зачастую без барабана, что способствует визуализации идеи тотального покрова, репрезентированного всеохватным оком купола.

Греческими архитекторами была выработана синтетическая кладка: чередующиеся ряды камня и кирпича, что соединило воедино константинопольскую кладку из кирпича и восточную - из тесаного камня. С помощью кирпича на поверхности стен выкладывался рисунок. Интенсивное полихромное оформление экстерьера является специфической характеристикой средневизантийских греческих церквей. Помимо совмещения белокаменных и краснокирпичных единиц плоскости, стены также декорировались вставками керамических орнаментальных плиток. Гармония внешнего и внутреннего начал обеспечивается равным акцентом праздничности, поставленным как на экстерьере, так и интерьере церкви, визуализирующей Небесный Иерусалим на земле.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2239;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.