Мегафакторы и макрофакторы социализации
Будучи факторами социализации высшего уровня, мега- и макрофакторы обладают онтологическими характеристиками: их влияние естественно, всеохватывающе, всепроникающе. Как правило, оно человеком не ощущается, не осознается, воспринимается как данность. Но это влияние можно акцентировать, интерпретировать, прокомментировать, использовать для решения определенных задач. Данную функцию и выполняет школа как один из адаптеров влияний известных мега- и макрофакторов социализации на человека.
Онтология — философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.
Миссия школы как социального института и социальной организации определяется доминирующими идеями, характеризующими систему Человек—Природа —Общество —Культура, в границах которой выстраивается и формирующийся у человека социальный опыт.
Среди причин, ограничивающих деятельность человека на протяжении всей его истории, — необходимость ее согласования с возможностями Природы.
Школа, организуя и реализуя процесс воспитания, влияет на складывающиеся индивидуальные и коллективные (общественные) отношения и взаимодействия с Природой. Так, например, она играла важную роль в трансляции предлагаемых «моделей мира» в различные периоды истории.
XVIII—XIX вв. — становление рационалистических воззрений.; Человек представляется пассивным наблюдателем, который может лишь изучать Природу. Его судьба зависит от природных сил и их законов, в которые он не способен вмешиваться. Но ему дан
право использовать все то, что может дать Природа, возможности которой не ограничены по сравнению с запросами человека.
XX в. — знаменитый тезис о безграничных и неисчерпаемых возможностях человека, задача которого — «не ждать милости от Природы», а взять все то, чем она располагает.
Конец XX—начало XXI в. Возвращение к идеям выдающихся философов прошлого В. И. Вернадского, А. Бергсона, М. Ж. П. Тей-яр де Шардена и других, согласно которым разум человека — новый способ адаптации вида Homo sapiens к условиям обитания, новое качество материи. В школьном образовании предметом осмысления становятся сложные взаимодействия и взаимовлияния человека и мира. Человек имеет вполне определенную миссию в мировом процессе развития. Он всего лишь один из естественных элементов системы, с помощью которой Вселенная осуществляет потенциально присущую ей способность познавать саму себя.
Учет влияния Природы на развитие человека максимально полно представлен в принципе природосообразности, которым руководствуется школа со времен Я. А. Коменского. Процесс школьной жизнедеятельности должен осуществляться естественным путем, соотноситься с внешней природой, ее закономерностями, а также с природой самого ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями.
Современные подходы к реализации идеи природосообразности в школе разнообразны. Некоторые современные авторские концепции рассматривают идею природосообразности в качестве базовой.
Отдельные яркие примеры наглядно иллюстрируют общую тенденцию: школа не может не переживать (системный кризис образования) и не комментировать, отвечая на вопросы воспитанников, проявлений и сущности глубинного и многоаспектного кризиса современной цивилизации. Яркими отображениями данного кризиса выступают количественный и качественный рост глобальных проблем, нарастание таких характеристик современной жизни, как непредсказуемость экологических последствий жизнедеятельности человечества, быстрые изменения условий жизни и труда, увеличение стрессовых ситуаций, проявляющаяся недостаточность адаптационных способностей человека и человечества.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский) — уровень общественного развития материальной и духовной культуры; в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII—XIX вв., — третья ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством.
В последние десятилетия наглядно выявилась иллюзорность надежд на возможность «технократического» решения. Научно-технический прогресс автоматически не решает, а, напротив, зачатую усугубляет наиболее острые проблемы. Однако трагический
опыт XX в. убедительно показывает невозможность преодолеть кризис цивилизации только путем насильственного преобразования социально-экономических отношений и политических систем. Более того, разрушение ранее существовавшего порядка, свержение еще вчера непререкаемых авторитетов вызывает у людей чувство растерянности, ценностного хаоса, страха. С учетом этого отдельные специалисты все чаще вспоминают о социал-реконст-руктивистской миссии школы. Известный итальянский ученый-футуролог А. Печчеи и члены Римского клуба отмечали, что с целью целенаправленного формирования гуманистического сознания необходимо создание системы глобальной педагогической терапии.
Макрофакторы социализации в условиях современного мира — с присущими ему процессами интеграции и глобализации — имеют два уровня представленности в процессах социализации:
а) проявляются и осознаются как дифференцирующее начало
(национальное своеобразие, государственные различия, обще
ственное многообразие и т.п.);
б) предстают как интегративные свойства, изначально сход
ные в различных странах, государствах, общностях.
Эти тенденции проявляются, в частности, при сравнителы^ характеристике школ различных государств. Так, в большинств стран Западной Европы в течение многих десятилетий школа со храняла жесткую иерархическую структуру:
- полная средняя школа (грамматические школы в Великобри тании, лицеи во Франции, Италии, Испании, гимназии в ФРГ скандинавских странах, некоторых кантонах Швейцарии), кото рая характеризуется высоким теоретическим уровнем образова ния и четко сформулированной целевой установкой — подготовка' к обучению в высшей школе;
- современные школы Великобритании, реальные школы в ФР с более низким теоретическим уровнем сообщаемых знаний, вы раженной прикладной направленностью;
- практическое образование, обеспечивающее в дальнейше
путь в систему профессионального ученичества или непосредствен
но на неквалифицированную работу.
Иначе дело обстояло в массовой средней школе США, которая принимала на обучение всю молодежь в пределах обязательного возраста. Внутри этой школы учащиеся распределялись по разным учебным потокам, но в организационном плане американская школа была единой.
Интенсивное реформирование, характерное в последние десятилетия для систем образования практически всех развитых стран мира, существенно не затронуло структуру всеохватывающей школы США, но внесло серьезные изменения в структуру школьног образования Западной Европы. Здесь создается новый тип школь
для всех детей от 10—12 до 15—16 лет (окончания срока обязательного обучения). Как отмечает Б.Л.Вульфсон, объединенная школа Великобритании, колледж во Франции, интегрированная гимназия в Швеции, общие школы ФРГ и т.д., несмотря на общие характеристики (отказ от традиционной кастовости и обособленности разных направлений общеобразовательной учебы, уменьшение разрыва между учебными программами и т.п.), сохранили отдельные специфические черты, обусловленные государственными, общественными, национальными традициями.
Школы в странах Западной Европы демонстрируют массовую практику создания школьных советов (или советов учебных заведений, административных советов, советов управляющих и т.п.), деятельность которых регулируется законодательными и нормативными документами. Практика их деятельности определяется демократическими установками данного общества. В. И. Бочкарев полагает, что современный этап рождения школьных советов в 70 —80-е гг. XX века обусловлен характерным для большинства государств массовым движением учителей, студентов, учащихся старших классов, поддержанным родителями, — за демократизацию и модернизацию школы, за право участвовать через своих представителей в формировании национальной образовательной политики и управлении учебными заведениями. В большинстве европейских государств школьный совет считается органом, отвечающим за общую политику функционирования и развития учебного заведения в границах предусмотренной законодательством страны школьной автономии. Как правило, данный орган рассматривает вопросы определения цели и задач школы, бюджетной политики, правил внутреннего распорядка, дисциплинарных санкций, отношений с родителями, контроля и общей оценки деятельности школы.
Участие в управлении образовательным учреждением рассматривается как один из важнейших путей демократизации часто авторитарной системы управления образованием на разных уровнях, а для учащихся оно имеет важное значение в их подготовке к последующему участию в жизни демократического общества, воспитания гражданственности и «обучения» демократии.
Проявляющийся на уровне отдельных государств единый ци-вилизационный кризис актуализировал проблему культуры как условия существования и развития человека и человечества.
Культура (от лат. cultura) — обработка и уход за землей; уход, улучшение, облагораживание телесных, душевных, духовных склонностей и способностей человека; совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
Человек в процессе своего развития, входя в культуру, присваивает ее и становится ее деятельным участником. Отечественный
г
психолог С.Л.Рубинштейн отмечал, что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяются, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу». Включение ребенка в ценностную систему общей культуры проходит через субкультуру референтных групп и социальных общностей. Культурное самоопределение является одной из составных частей социализации личности.
Современная отечественная школа получила возможность развиваться по трем направлениям: как национальная, общероссий- < екая и школа мировой культуры. Она вносит немалый вклад в многообразие сосуществующих в обществе культур, поскольку самые разные формы поликультурного взаимодействия берут свое начало уже в школе. Здесь они закладываются в «зародышевом» виде, в проформах, но при соответствующих условиях могут с полной силой продемонстрировать свой плодотворный или разрушительный (в психологическом или социальном плане) потенциал.
Акцентируя социокультурную сущность школы как социального института, отдельные педагоги, педагогические сообщества разрабатывают и реализуют соответствующие авторские концепции.
В современных условиях все чаще предметом анализа становится поликультурное пространство социализации личности. Как отмечает современный отечественный исследователь проблем поликультурности образования А.А.Сыродеева, какой бы стратегии ни придерживалась администрация школы при наборе учеников, поликультурность общественной реальности все равно присутствует в пространстве школы: это и часы досуга, которые ученики про- ; водят за ее пределами, и проблемы, с которыми сталкиваются? родители, а затем обсуждают их дома. Поликультурность социаль-" ного мира предопределяет поликультурность школьной реальное- i ти. В зависимости от того какой акцент будет делать школа на прак- ] тике многокультурного взаимодействия, общения, отношений,; зависит становление личности — толерантной или нетерпимой к\ другой культуре и ее носителям.
Поликультурное образование призвано решать ряд практических и учебно-воспитательных проблем:
- плодотворного взаимодействия разных культур в социуме учебного заведения;
- культурной децентрации картины мира учеников, освобож- { дения от ее стереотипов и дискриминации в отношении иных социокультурных групп;
- развития критического мышление, создания полифонично-сти общественной реальности, допустимости альтернативных точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения, выработки навыков ведения диалога;
- чуткого отношения к состоянию другого, терпимости к ина-ковости.
С точки зрения философа К. В. Романова, усиление полицентризма культуры в контексте образования связано с тремя стадиями.
Первая стадия обусловлена реализацией позиции культурной ' ассимиляции. Данная позиция нашла воплощение в практике мас-, совой школы, которая утверждала идею становления новой нацио-! нальной общности — советского народа в СССР и американского ; народа в США. «Переплавка» культур малых этносов осуществлялась на основе языка, картины мира и ценностей доминирующего этноса.
В начале 1970-х гг. в школьной системе образования утверждается плюралистический подход, соответствующий эпохе постмо-, дернизма. Школьный мир в большей мере заиграл разнообразием ; красок культуры. Всеобщие тотальные идеи и программы начина-| ют вытесняться локальными представлениями. Статус учителя, | Знающего истину и транслирующего ее в виде канона учебником, сменился на роль посредника в мире текстов. Учитель отныне трансформатор, который поддерживает самостоятельную работу ученика на определенных участках большого и сложного семиотического пространства.
С конца 1980-х гг. приобретает популярность критический подход к поликультурности. Для данного подхода мало акта признания непонятых культур и терпимого отношения к ним. Он требует позитивного отношения к иным культурам в пространстве школы. Особое значение приобретает вопрос о поликультурности жизни учителя и ученика. Расширяя исторические, географические и интеллектуальные рамки сравнительного изучения культур, ученик овладевает навыками культурной децентрации. Это существенно повышает умение отмечать альтернативные мнения, точки зре-I ния, логики рассуждения, языки самовыражения. В результате уси-I ливается способность к критическому мышлению и системному I поиску продуктивных решений. Цель учителя состоит в том, что-I бы обеспечить взаимопонимание разных культур, существующих I в классе и школе, с культурами семьи, социальной среды и взрос-I лой жизни.
В Школа является поликультурной средой по определению: в ней Игароисходит встреча поколений, носителей разных культур. В Очевидна для современной школы и проблема национального вос-щлитания. Как считает А. М. Новиков, национальная направленность ^Отечественной школы долгое время сдерживалась унификацией,
интернациональным нивелированием. Будучи одним из главных инструментов языковой и культурной ассимиляции нерусских этносов и деруссификацией русских во имя создания единого «советского народа», российская школа была лишена национальной составляющей.
Вместе с тем подлинная школа неотрывна от национальной почвы: когда преподавание ведется на родном большинству детей > языке, они осваивают национальную историю, культуру и т.п. Всякое хорошо поставленное образование, подчеркивал выдающийся педагог и мыслитель С. И. Гессен, по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства. Школа передает, хранит и формирует национальную культуру, обогащая национальное общечеловеческим, а общечеловеческое национальным.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1070;