Как же происходит процесс социализации?
Существуют различные теории развития личности, которые пытаются объяснить формирование личности человека.
I. Так, социобиологи полагают, что многие типы поведения обусловлены генетически (Эдмунд О. Уилсон, 1975 г.). Таким образом, за биологическую обусловленность нашего поведения.. Частично мы можем принять эту точку зрения. В плане того, что человеческое существо, рождаясь, более подготовлено к усвоению социального опыта (человека можно научить логическому мышлению), чем детеныш животного. И все же биологическую готовность нельзя преувеличивать. Даже, если все необходимое для социализации уже заложено в генах, то это лишь возможность, потенциальная возможность, которая при определенные условиях может и не реализоваться. Пример тому существование феральных людей. Это существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин впервые использовал шведский ученый Карл Линней. (В Индии были обнаружены две девочки: 8 и 1,5 лет, воспитанные волками. В 1938 г. на ферме в Пенсильвании - 5-летнюю девочку. Биологически они были нормально развиты, но у них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства (никогда не смеялись). Т.е. им не помог запас генов.
С другой стороны, попав в человеческую среду, они смогли усвоить более 30 слов, но не научились улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. Но и этого бы не произошло, если бы не биологическая предрасположенность к обучению.
В прошлом веке психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, как происходит развитие неповторимой, уникальной личности человека.
Были выделены ряд факторов, взаимодействие которых влияет на формирование личности. Это физические качества, окружающая среда, индивидуальный опыт, культура. Именно под воздействием этих факторов формируется неповторимая личность.
2. Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:
а) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу)
б) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
в) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.
3) Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я".
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии.
Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может "помогать" родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку.
Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я - сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей. Например, "Я - сам" реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. "Я - сам" знаю, что люди считают "Я - меня" справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое "Я - меня". Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.
Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны". Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
4. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я").
Ид ("Оно") - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.
Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Суперэго ("сверх-Я") - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.
Социализация по Фрейду - это процесс обуздания биологических и особенно сексуальных побуждений.
5.Теория развития познания Жана Пиаже. Подход, предложенный Пиаже отличается от теории развития личности Фрейда.
Согласно ему, дети в процессе социализации проходят 4 основных периода, в основе которых лежит различный уровень мышления и навыков.
Первый период: от рождения до двух лет: сенсомоторный период. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.
Второй период: от двух до семи лет - предоперациональный - дети учатся различать символы и предметы, которые они обозначают (разрушенный их песка дом - трагедия).
Третий - от 7 до 11 лет - стадия конкретных операций. Дети мысленно могут совершить операции, которые раньше они выполняли только руками. Например, если ребенка просят взять из коробочки определенное количество палочек, соответствующих лежащим на столе, то они способны это сделать, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда.
Четвертый - от 12 до 15 лет - стадия формальных отношений. Здесь дети могут решать абстрактные задачи (математические, логические), осмысливать нравственные проблемы без помощи взрослых. Дальнейшее развитие мышления совершенствует то, что усвоено на этой стадии.
6. Теория нравственного развития Лоренса Колберга. В основу социализации Колберг клал нравственное развитие. Он выделяет шесть стадий, но не связывает их с определенным возрастом как Пиаже, так как и взрослый человек не всегда является нравственно взрослым. Итак,
Первые две стадии развития относятся к детям, у которых еще нет понятий о хорошем и плохом.
1. На первой стадии они стараются избежать наказания.
2. На второй - заслужить поощрение.
3. Формируется собственные понятия о хорошем и плохом.
4. Люди осознают общественные правила поведения, сформированность нравственного сознания.
5. и 6. Люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей (такими людьми Колберг считал Махатма Ганди, Мартина Лютера Кинга, Иисуса Христа).
Процесс социализации - это непрерывный процесс, т.е. он совершается всю жизнь человека. Наиболее активно этот процесс идет в детстве и юности. Но он продолжается и в среднем и пожилом возрасте.
В чем же отличие между социализацией взрослых и детей?
Доктор Орвиль Брим - младший выделил следующие различия:
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже Джордж Вашингтон иногда был вынужден говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который "всегда говорит правду".
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.
Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное Бримом, в основном считается правильным. Однако способы осуществления обучения и адаптации взрослых при социализации являются предметом споров. Взрослые могут оценивать нормы, дети усваивают их.
В чем же специфика взрослой социализации, социализации во взрослом возрасте?
1. Сторонники АДАПТИВИСТСКОЙ теории полагают, что основой социализации взрослого человека является необходимость постоянного преодоления кризиса: потеря подвижности, одного из супругов, уход на пенсию, уход детей из семьи, развод и другие. Однако они не видят возможности преодолеть все кризисы.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ теория, напротив, в самих кризисах видит основу для социализации. Эрик Эриксон (социальный психолог) одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей жизни. Согласно его теории жизненный цикл состоит из восьми стадий: первые пять приходятся на детство; последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. В них выделяются: одиночество, когда человек ищет своего спутника жизни; творческая активность и умиротворение.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1938;