Модель формирования творческой задачи на психофизическом уровне (ментальная технология развития творческой задачи).
Модель формирования творческой задачи будем рассматривать, опираясь на диаграмму творческой деятельности (см. Рис.4.1).
Модель творческой задачи приведена на Рис.4.2.
МТЗ – модель творческой задачи.
Рассмотрим более подробно основные компоненты этой схемы.
1. На первом уровне происходит целевая мотивация зарождения о созревания идеи целевого разрешения возникающих потребностей, а, следовательно, и соответствующей проблемы и задачи.
2. Деятельностная мотивация зарождения идеи реализации творческой задачи.
3. Происходит анализ, оценка и выбор предпочтительных вариантов целей, направленных на определение и решение творческой задачи.
4. Происходит анализ, оценка и выбор предпочтительного варианта идей и гипотез реализации целей творческой задачи, т.е. фактически ее решение. Вариант должен быть адекватным, наиболее близким.
25. Модель противоречия (диаграммная схема) и её интерпретации.
zнп – начальное состояние
zкп – начальное состояние
∆z – возникающее противоречие между zнп и zкп
G – ось противоречий
zнп - ось возможных начальных состояний потребности
zкп - ось возможных конечных состояний потребности
zп - ось состояний
На данной диаграмме представлено изменение противоречия за счет изменения положения линий “зеркал” объективности.
При изменении угла, линия переходит в область либо завышенных либо заниженных оценок, что влечет изменение противоречия.
Если линии “зеркал” расположены под углом 45º, то оценка состояния потребности называется объективной.
Если линии “зеркал” расположены под углом меньше или больше 45º, то оценка состояния потребности называется субъективной. И следовательно на рисунке ∆z’ и ∆z” – субъективные противоречия.
Приведем некоторую интерпретацию возникновения потребности.
Если возникает потребность, то возникают два состояния:
zн – начальное состояние и zк -конечное состояние.
Их взаимодействие приводит к возникновению ситуации S:
S= zнп x zкп .
Если zнп и zкп не совпадают, то между ними возникает противоречие, и оно приводит к проблемной ситуации.
zн : {Aнn, n= 1…N}
zк : { Aкi, i= 1…N*}
А –атрибуты состояний. При переходе от zн к zк количество атрибутов А может измениться и они должны быть уточнены за счет своих значений.
τ = (τк - τн) – за это время информационный портрет становится более полным.
Вернемся к рассмотрению диаграммы противоречий.
При угле меньше 45º противоречие увеличивается, т.к. оценка ситуации занижена и удалена от желаемого конечного состояния.
При угле больше 45º противоречие уменьшается, т.к. оценка ситуации завышается.
Диаграммная схема противоречия позволяет рассмотреть творческую деятельность с объективной точки зрения.
Рассмотрим подробнее области диаграммы.
1-й квадрант (область начальных состояний) отражает некоторый желаемый образ цели точкой двухмерного пространства желаемого состояния нашей потребности. На ментальном уровне - это ментальная модель информационного портрета. В этом случае можно говорить, что если результат реализации потребности – есть цель, то информационный портрет выступает в качестве модели цели, к которой нужно стремиться для достижения результата.
Вводя зеркало объективности в 1, а также изменяя угол отражения этим зеркалом, мы можем интерпретировать функциональную роль такого зеркала как механизм мотивации, т.е.:
Если tg угла равен 1, то это нормальная целевая мотивация,
если tg угла меньше 1, то это ослабленная, заниженная мотивация,
если tg угла больше 1, то это повышенная мотивация.
Т.О. в 1 идет речь о целевых мотивациях, а 2- отражает реальное (исходное, начальное) состояние, при котором возникает потребность. Это состояние самой потребности, а точнее - ментального образа этой потребности, когда модель уже существует и хранится в памяти. В этом случае начальное и конечное состояния совпадают, и противоречие не возникает на ментальном уровне, т.е. мы знаем, чего хотим и по образу потребности мы запускаем реализацию.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 773;