Глава 24 5 страница
Жанну с 1953 г. и на протяжении многих лет, в нескольких постановках, играла Сюзанн Флон, и иного «жаворонка» во Франции не могли себе представить. Невысокая, с мальчишеской фигурой, коротко стриженная девочка-подросток - такой была ее героиня внешне, в согласии с волей драматурга. В ней жила огромная духовная сила. Голоса, которые руководили ее поступками, тоже жили в ней, в ее необыкновенном голосе.
«Музыка голоса Флон творила чудеса, те самые чудеса, из-за которых и был успешно устроен суд, отправивший Жанну на костер, — писал В. Гаевский в статье «Голоса Жанны». - Голосом Сюзанн Флон играла не только «голоса», но и «жаворонка», играла все поэтические и театральные метафоры пьесы. Голос актрисы взмывал ввысь, к колосникам, и камнем падал вниз, на жесткую поверхность пола. Голос Флон жил, умирал, оживал, снова сникал, снова возрождался. И этим полярным, пограничным — как принято сейчас говорить — интонациям впрямую, с неправдоподобной, почти пугающей полнотой соответствовало лицо актрисы. Более непосредственную игру лица трудно вообразить... Это чистое, на грани запретного, воплощение жизни и смерти души. Такое открытое лицо может быть лишь у юродивой и лишь у ребенка»24.
После «Жаворонка» Жамуа поставила в Монпарнас-Бати пьесы Ануя «Бедняга Битое, или Обед голов» (1956), «Бек-кет, или Честь Божья» (1959), «Подвал» (1961).
Театр абсурда.Поиск и обретение сценического языка абсурдистского театра связаны в немалой степени с именем актера и режиссера Роже Блена (1907-1984).
Блен сформировался под влиянием Арто. В 1935 г. он не только сыграл небольшую роль в спектакле Арто «Семья Ченчи», но и являлся помощником режиссера. Именно Арто прочил Блену большое режиссерское будущее. Однако оно стало возможным только после того, как Блен сыграл ряд ярких ролей в спектаклях режиссеров-новаторов. В1937 г. он сыграл роль Папаши Убю в первой постановке пьесы А. Жарри «Убю прикованный» (режиссер Сильвен Иткин, театр Алый черт). Блен обладал выразительной внешностью: крупное скуластое лицо, острый взгляд из-под густых бровей - что делало его привлекательным для театральных и кинорежиссеров. Блен играет у Ж. Л. Барро в «Нумансии» Сервантеса (1937) и в инсценировке романа К. Гамсуна «Голод» (1939).
Режиссерский успех принесла Блену постановка «Сонаты призраков» А. Стриндберга на основе режиссерского замысла Арто 1930 г., тогда не осуществленного. Премьера состоялась в 1948 г. Блен воссоздает фантасмагорическую реальность, действие, разворачивающееся в нескольких планах, человека, избавляющегося от собственной плоти (у Арто предполагалась постепенная замена актеров манекенами, у Блена — механистичность пластики). Спектакль этот, как и довоенные спектакли Жана Луи Барро и ряд спектаклей послевоенной поры, например спектакль по пьесе Бориса Виана «Живодернядля всех»
25.8.
(премьера 11 апреля 1950 г. в парижском театре Ноктамбюль режиссер Андре Рейбаз), подготовляет почву для воплощения на сцене абсурдистской драматургии.
Начало «театру абсурда» (термин англо-американского исследователя Мартина Эсслина, опубликовавшего в 1961 г. книгу под таким названием) положил спектакль «Лысая певица», премьера которого состоялась 11 мая 1950 г. в Париже в театре Ноктамбюль (режиссер Никола Батай). Сам Эжен Ионеско (1912-1994), автор «Лысой певицы», называл свой театр театром «авангарда» или театром «парадокса». Представители направления, одним из создателей которого он явился, стремились, по его собственным словам, «показать мир и жизнь в их реальной, действительной парадоксальности» и тем «давать пищу уму, побуждать его самостоятельно работать». О чем «Лысая певица»? В точном и кратком пересказе исследователя и переводчика Игоря Дюшена — «она изображает людей, ставших жертвами обывательского, конформистского сознания, потерявших ориентацию во внешней среде, обезличенных, перестающих подчас даже узнавать друг друга. Догматичность их представлений, узость кругозора, агрессивность легко могут превратить их в стадо. От Смитов и Мартинов ведь совсем недалеко до носорогов, какими их изобразит Ионеско позже»25.
Большое значение имела в становлении театра абсурда премьера спектакля «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэла Беккета (1906-1989), которая состоялась в Париже в театре Вавилон 5 января 1953 г. (режиссер Роже Блен) и стала первой беспрекословной победой абсурдизма. Предыдущие постановки абсурдистов, начиная с «Лысой певицы» Э. Ионеско, либо заканчивались скандалами, либо не воспринимались вовсе.
Герои пьесы Беккета Владимир и Эстрагон проводят дни в однообразных разговорах, не способные не только совершить какой-либо поступок, но даже выразить свои чувства и желания. Человек - одинок, язык — бессмыслен, жизненной цели — нет. Единственный смысл существования Владимира и Эстрагона — ожидание неведомого Годо, чему посвящена вся их жизнь. Годо так и не появляется в пьесе, однако от него приходит Мальчик. Впрочем, Владимиру и Эстрагону нечего ему передать. Цель жизни обессмыслена в этом трагическом фарсе.
Блен разворачивал действие спектакля на широкой пустой сцене. В глубине — линия горизонта. В центре — тонкое сухое дерево, похожее на трещину в стене. Персонажей Блен трактовал как клоунские амплуа, только в уста клоунов были
Вложены трагические сентенции. Лица, грим, костюмы актеров ■превращались в маски, имеющие узнаваемые детали. Так, грим и мимика Жана Мартена, исполнявшего роль Лакки (вторая Пара персонажей, отображающая взаимоотношения слуги и хозяина ~ Лакки и Поццо), воплощали маску человека-собаки. Роль Поццо играл сам Блен.
Блен осуществил еще несколько премьер по пьесам Беккета: «Эндшпиль» (1967, роль Хамма исполнил Блен), "Последний лента Крэппа» (I960), «О/ Счастливые дни» (1963, с Мадлен Рено в роли Винни, режиссер Жан Луи Барро).
Не менее успешными стали постановки поздних пьес Жана Жене (1910-1986). Первой постановкой драматургии Жене бып спектакль Луи Жуве «Служанки» (1947). где проявилась основная тема пьес Жене: преображение человека с помощью игры, возможность преодолеть свою злую природу с помощью образа другого. Сестры-служанки, ненавидящие Мадам и желающие ее смерти, могут реализовать себя только в преступлении. Они выбирают одна самоубийство, другая незаслуженное осуждение. Этот поступок вырывает их из бессмысленного существования.
Роже Блен поставил пьесы Жене «Негры» (1959), «Балкон» (пьеса, запрещенная во Франции, была поставлена Бле-ном в Голландии в 1967 г.). Одной из самых грандиозных постановок Бпена стали «Ширмы» в 1966 г. в Театре де Франс, возглавляемом Барро. В своих воспоминаниях Барро писал: «Я и поныне считаю „Ширмы" одной из самых значительных пьес XX в. По масштабу она не уступает лучшим пьесам Шекспира. Здесь неуместны подробности: о „Ширмах" и поэтическом искусстве Жене можно было бы написать целую книгу. Какой все это вызвало скандал, общеизвестно»". Пьеса о колонизации Алжира в середине XIX в. насыщена реалиями XX в. и борьбой алжирцев за независимость. Огромное количество персонажей, история арабской семьи, параллельные истории представителей различных наций. Жестокий мир, подавляющий личность. Несовместимость законов арабского и европейского общества.
Режиссер, вслед за пожеланиями драматурга, разворачивает действие пьесы на нескольких площадках, расположенных параллельно и на нескольких ярусах. Это позволяло взаимодействовать персонажам разных миров: арабы, французы, семья Сайда, солдаты, алжирский бордель, кладбище и мир мертвых. Все эти уровни соединяются в единую сценическую структуру, в которой персонажи подменяют друг друга. Непримиримые враги достигают примирения в поэтической реальности. Исполнители — Барро, Мария Казарес и все
остальные *> представали яркими гротескными образами, преображающимися вследствие изменения условий, легко переходящими в свою противоположность, открывающими подлинное лицо только после смерти. Мадлен Рено в роли царицы борделя Варды имела облик мумии с серым лицом, гротескно заостренными чертами. Вне времени, вне возраста. Жене писал Блену свои замечания по ходу репетиций: «На нее наденут широкий золотой плащ. Как облачение священника в момент причастия. Золоченые, тяжелые ботинки. Если возможно, чугунные. Волосы голубые. Очень высокая прическа. Вроде шиньона Марии-Антуанетты до заключения. Очень высокий. Полный шляпных булавок. Грим почти золотой. Руки золотые»27. Грандиозная величественная фигура, одновременно ужасная и восхитительная. Пластика, голоса исполнителей, максимальная условность и насыщенность сценическим действием создавали абсурдный и замкнутый в себе мир метафизических фантазий Беккета и Жене, обретающий карнавальную реальность в творчестве Блена.
РожеПланшон и децентрализация театров.
Со времен открытия Комеди Франсез театральная жизнь Франции практически ограничивалась Парижем. Именно поэтому движение децентрализации — создания новых театров на периферии, начавшееся сразу после Освобождения, на волне общенационального демократического подъема, - имело такой резонанс. В 1946 г. организовался «Восточный драматический центр» в Эльзасе-Лотарингии, и уже за первое послевоенное десятилетие провинциальные труппы стали важным фактором художественной жизни Франции. Огромную роль в этом сыграл Авиньонский фестиваль, движение поддержали мэтры Картеля. Новые театральные центры (или Дома культуры), как правило, получали финансовую помощь местных властей. Министерство образования с 1945 г. проводило ежегодные конкурсы молодых трупп, профессиональные стажировки. Крупнейшими деятелями этого движения были Жан Даете, Мишель Сен-Дени, Юбер Жиньу, Роже Планшон, Марсель Марешаль.
Роже Планшон (род. 1931) начинал в Лионе с ярких комедийных представлений. Но его имя связано прежде всего с социально-политической темой и с влиянием «эпического театра* Б. Брехта. Встреча с Брехтом в 1956 г. стала для режиссера важным этапом в творчестве. Планшон сотрудничал с выдающимся драматургом Артюром Адамовым (1908-1970), автором остросатирических социальных пьес с элементами
ф0Теска и абсурда. Планшон поставил его пьесы «Профессор Тарани» и «Смысл движения» (1953), «Паоло Паоли» (1957) В1957 г. труппа Планшона переехала в заводской пригород Лиона, Виллербан, где получила статус городского театра (Театр де ла Сите) и влилась в движение децентрализации. Общественная позиция Планшона, его работа со зрителем позволили назвать его продолжателем Вилара. В 1973 г., после бесславного ухода Ж. Вильсона из ТНП, это название было официально передано Театру де ла Сите.
Планшон смелее, чем другие французские режиссеры (ориентируясь на Брехта и отчасти на русский театр), отстаивал приоритет «сценического текста* над литературой. Ставя классику, он ее трансформировал: менял жанр, выявлял или домысливал подтексты, усиливал — в духе шестидесятых годов - социальный смысл традиционных конфликтов. Скандальные «нарушения приличий» позволяли вскрыть тайны поведения персонажей: герои Мариво вели изысканные словесные поединки... в постели («Второй сюрприз любви»), а Орган выказывал гомосексуальную привязанность к Тартюфу. В «Жорже Дэндене» — эту комедию Мольера Планшон трактовал как драму о социальном неравенстве — изображалось налаженное хозяйство богатого крестьянина, на свою беду женившегося на обнищавшей дворянке (начиная с 1958 г. несколько версий, включая кино). В «Тартюфе» (вторая версия, 1973) постановщик зримо воплотил переломное время, борьбу клерикального сознания со светским: особняк Органа находился в процессе реконструкции (художник Ю. Монлу). Во время действия выносили и вносили мебель, меняли драпировки, посуду, костюмы. К финалу обшарпанное, тусклое распятие в парадном зале заменялось конной скульптурой Людовика XIV, знаменуя начало новой эпохи. Тартюф своими действиями пытался помешать ходу истории, но проигрывал.
Планшон обладает даром сценического комизма - не рафинированного, как у Жуве или Барро, а плебейского, площадного, который служит ему для «расправы» с фальшивыми ценностями прошлого. Огромный успех, в том числе в нашей стране, имели его «Три мушкетера» (1957) - пародия на романтизм. «Великолепно поставлена сцена казни миледи Винтер (Жюли Данкур), когда все ее бывшие мужья, безрукие, распадающиеся от старости, но горящие жаждой мщения, собираются, чтобы судить ее. Планшон не боится перебросок в современность. Представляясь зрителю, д'Артаньян спрашивает: „Разве не читали?"; сцена ареста мадам Бонасье поставлена „по Брехту": непосредственное действие заменено „очуждением" -плакатом, рассказывающим о происшествии; с таким же озор-
ством показана смерть лорда Букингема в бочке, заменяющей ему ванну»28.
Режиссерская палитра Планшона разнообразна. Он ставил «Швейка во второй мировой войне» Брехта (1960) на вращающейся сцене и с использованием киномонтажа в духе Пискатора. Откликом Планшона на события 1968 г. (имеются в виду выступления студентов, молодежи Франции, направленные против нравственных и культурных буржуазных ценностей) стало действо под названием «Оспаривание и растерзание самой знаменитой из французских трагедий — «Сида» Пьера Корнеля, с последующей «жестокой» казнью драматурга и бесплатной раздачей разнообразной консервированной культуры» (1969), игровая дискуссия о «народном» и «буржуазном» театре. В 1970-е гг. Планшон создавал спектакли, в которых объединял тенденциозным истолкованием несколько пьес: «Антония и Клеопатру» и «Перикла» Шекспира (1978); «Гофолию» Расина и мольеровского «Дон Жуана» (1980) с одними и теми же актерами, тенденциозно истолковывая религиозную и светскую тиранию времен Людовика XIV, а также композиции из пьес А. Адамова, Э. Ионеско.
________________________________________________ 25.1а
Марсель Марешаль. В движении децентрализации деятельность Марселя Марешаля (род. 1937) занимает особое место. Почти все его творчество протекает вне парижских театров, он принципиально ориентируется на нетрадиционного зрителя (не столичного и не фестивального). Поступив в 1957 г. в Лионский университет, Марешаль сразу же организует там любительскую труппу Комедьен дю Котюрн.
Марешаль пошел по пути, проложенному Виларом; отказываясь формулировать однозначную театральную концепцию, он соединяет в своей режиссерской практике все разнообразие театральных идей и добивается яркой зрелищной формы. В его спектаклях органично сливаются открытость и гротеск ярмарочного театра, масочность комедии делъ арте и балагана, рациональность эпического театра, внимательное следование за литературным текстом, атмосфера спектакля-праздника, жесткая режиссура интеллектуального театра. Постепенно формируется труппа, распадаясь время от времени и наполняясь новыми членами из любительской среды. Постановки Марешаля чрезвычайно разнообразны: «Бал воров» Ж. Ануя, «За закрытыми дверями» Ж. П. Сартра, «Лысая певица» Ъ. Ионеско, «Надгробная проповедь» Ф. Арра-баля и «Всадники» Аристофана, «Виндзорские проказницы» В Шекспира, «Солдат-любовник» К. Гольдони. В 1961 г. (после
окончания Марешалем университета) Комедьен дю Котюрн становится профессиональным театром. С этого времени труппа выступает в лионском помещении театра Планшона, перебравшегося в Виллербан.
Устремление к карнавалу, театрализации театра воплотилось в обращении Марешаля к эстетике комедии дель арте и производных форм. В 1961 г. он впервые ставит «Москетту» Анжело Беолько (в дальнейшем он вновь будет обращаться к этому материалу в 1967 и 1970 гг.). Музыкально-синтетическая постановка включала конкретные элементы комедии дель арте (маски, лацци) и французского фарса с его натурализмом (крестьянский и городской быт). С другой стороны, труппа добилась того, чтобы текст звучал современно и поднимал современные проблемы. Действие строилось на постоянном контакте с зрительным залом. Этого удалось добиться, «переведя» пьесу на провансальский диалект. Сленг, рассчитанный на контакт с публикой, насыщался современной поэзией (использовались стихи П. Элюара) и латиноамериканской музыкой. Бытовая история Рудзанте, мужа, у которого солдат отбивает жену, приобретала общечеловеческий масштаб. Герои стремились разрешить ситуацию силой своего творческого воображения. В спектакле 1967 г. Марешаль распределил действие между десятью площадками, соединенными мостками. Актеры играли среди зрителей, усиливалось ощущение импровизации, бесконечного перевоплощения, смены театральных приемов.
В атмосфере фарса и импровизации происходило действие спектакля «фракасс» (1972) по роману Теофиля Готье. Бродячая театральная труппа, в которую вступает барон Си-гоньяк (Жан Клод Друо), несла в себе подлинные чувства и реальное восприятие действительности в противовес меркантильности и лжи обыденной жизни. Также как барон проявляет свои чувства, свой героизм под маской актера, Комедьен дю Котюрн добивались убедительности и правдивости через стихию игры, постоянное преображение сцены. Традиционные формы зрелищности, освоенные в «Москетте» и «Фракассе», получили наиболее полное воплощение в спектакле «Анемона для Гиньоля» (1974). Эту связь подчеркивает сам Марешаль: «По мне, Рудзанте похож на Гиньоля с его вылазками в царство воображения и поэтического неистовства, словесными вывертами и презрительными щелчками обществу угнетающих, словотворчеством, стремлением перепридумать и переделать общество с помощью обожествленного Глагола»29. Гиньоль -народный кукольный персонаж, родившийся на площадях Пиона в XVIII в., стал центральным персонажем этого синтетического спектакля, в котором с помощью музыки, драмы, ку~
кольного театра, клоунады и фарса была прослежена история Лиона, история Франции. Тем самым спектакль стал предшественником великого спектакля Арианы Мнушкиной «1789» (хотя сам Марешаль считает, что предтечей спектакля Мнушкиной был «Неистовый Роланд» Луки Ронкони). При том что буффонада и импровизация властвовали в спектакле «Анемона для Гиньоля», режиссер называет другие причины обращения к народному гротескному театру: «Мое пристрастие к жанру гиньоля исходит не из эстетических предпосылок или влечения к игре и игровой атмосфере. Оно возникло непосредственно из театральной практики и размышлений о назначении и роли театра в нашем обществе»30. Режиссер считает, что все происходящее в обыденной жизни является спектаклем, в театре же нужно не ставить спектакль, а добиваться естественности и с помощью игры. Марешаль не придумывает сложные изощренные структуры, а видит мир как некое творческое преображение — яркое, контрастное.
Той же стихией игры Марешаль насыщает и шекспировские спектакли. В 1966 г. поставлен спектакль «Шекспир, наш современник», созданный на основе нескольких пьес Шекспира. В 1970 г. — «Ромео и Джульетта». Режиссер, стремясь разрушить привычные стереотипы, наполнил спектакль смехо-вой культурой. Гротескные сцены развенчивали чопорность и напыщенность «серьезной» патриархальной Вероны. В 1973 г. состоялась премьера «Гамлета». Грандиозный спектакль, продолжительностью шесть часов, разыгрывающийся на нескольких площадках, использующий психоаналитические мотивы. Марешаль стремился сделать Гамлета полифоничным, сочетающим различные, подчас противоположные качества. Гамлет разыгрывает различные ситуации, с помощью театра стремится разрешить реальные проблемы. Спектаклем в спектакле стало появление Призрака. Даже финальный поединок с Лаэртом был театральным представлением — имитацией средневекового турнира, церемонией, а не битвой. Еще одним спектаклем по пьесам Шекспира стал «Фальстаф», поставленный в 1976-м. Но этот спектакль показан уже не в Лионе. В 1974 г. труппа Марешаля переезжает в Марсель и становится Новым Национальным театром. Режиссер работает здесь долгие годы. В 1980 г. на основе британских хроник и рыцарских романов о короле Артуре был поставлен спектакль «Грааль-театр» - одно из самых ярких произведений Марешаля. В десятичасовом спектакле двадцать пять актеров исполняли двести двадцать пять ролей. В эпических легендах переплетался мир фантазии и реальности. В оформлении был использован средневековый симультанный принцип (художник Ален
Батифуйе): места действия обозначались аллегориями (дерево, макет собора), актеры переходили с одной сценической площадки на другую. Было обозначено три плана сценического пространства, разделенные занавесами и предполагающие параллельное развитие сюжетных линий.
Волшебник Мерлин (Марсель Марешаль) — один из главных персонажей спектакля. Его история разыгрывалась актерами в духе эпического театра — через иллюстрацию, через отстраненное изображение. Чудеса, которые он творит, — карнавальные трюки. Стихия игры сменялась строгостью и регламентированностью ритуала, в центре которого деяния короля Артура (Бернар Балле). Ритуал, в свою очередь, уступал место динамичным батальным сценам — разрушительной стихии войны, которую преодолевает только жизнеутверждающая сила любви.
В 1995 г. Марешаль переезжает в Париж, возглавив театр Рои Пуэн — Компани Марсель Марешаль.
____________________________________________________ 25.11.
Ариана Мнушкин. Ариана Мнушкин (род. 1939) возглавляет театр, возникший в 1964 г., в период подъема молодежных движений, ниспровержения культуры, переосмысления театра. Театр дю Солей (Театр Солнца) стал значительным событием в движении децентрализации. Он возник в студенческой среде (как и театр Марешаля), давал спектакли в окраинах Парижа, ориентируясь на широкого «нетеатрального» зрителя. Первым спектаклем были «Мещане» М. Горького. Потом последовали «Капитан Фракасс» Т. Готье, «Кухня» А. Уэскера, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Клоуны» на основе комедии дель арте. Этим спектаклям свойственна яркая, выразительная форма, коллективный принцип работы над пьесой и сценической формой.
Мировая известность пришла к театру в 1970 г., когда был поставлен спектакль «1789». С этого времени Театр дю Солей располагается в здании старого арсенала - Картушери де Венсенн. Мнушкин решительно отказывается от привычною театрального помещения, зритель находится среди играющих актеров. Для каждого спектакля сценическое пространство обустраивается по-разному (сценография Роберто Москозо). о спектакле «1789» в зале сооружено восемь площадок, соеди-ненных помостами, и среди них находятся зрители. Это спектакль о Великой французской революции, перекликающийся с молодежными выступлениями в Париже 1968 г. Театр отображал историю, но стремился выявить не голые факты, а взгляд с°временников. Каждый исторический персонаж восприми*
Гв!Ща. -
мался как живой человек — способный вызывать реальные чувства, а не ограничиваться исторической функцией. Тем самым режиссер обращалась к некоему мифу, и сценические средства соответствовали мифологической структуре действия. Событий, предшествующие революции, различные эпизоды народного быта разыгрывались на сценических площадках параллельно: на одной — фарсовые фигуры Короля и Епископа вырывали миску с похлебкой из рук крестьянки, на другой — натуралистическая суета вокруг роженицы, с кипячением воды, пеленками, простынями сменялась приходом дворянина с наведением своего порядка, на третьей — трагический эпизод, в котором крестьянин, потерявший работу, душил собственного ребенка31. Все эпизоды игрались одновременно, крики персонажей сливались в единый хор.
Метод, использованный при работе над спектаклем, сводился к постепенному импровизированию сцен, созданию эпизодов, и только потом закреплению текста. Режиссер создавала жесткую композицию спектакля, соединяя различные сценические жанры и выразительные средства. Так, сцена при королевском дворе разыгрывалась благопристойно, размеренно и торжественно. Но так происходит только в учебниках по истории. Постепенно действие подойдет к этому эпизоду вновь, но теперь король и королева — простые обыватели, захваченные вихрем социальных перемен.
Ариана Мнушкин добилась актуальности и жизненности истории за счет того, что все исторические эпизоды разыгрывались актерами — актерами эпохи Великой французской революции. Через это устанавливалась связь с современными актерами, которые предлагают современным зрителям некую игру в историю. Все персонажи были значимы в равной степени, и значимым оказывался каждый зритель — участник революции, происходящей в атмосфере праздника, карнавала, игры.
В 1971 г. был поставлен спектакль — продолжение «1789». Он назывался «1793». Если героем первого спектакля был народ, героем «1793» становится конкретная социальная группа людей - санкюлоты. Действие начинается в июле 1792 г. (с отречения короля) и заканчивается в сентябре 1793 г. (когда фактически устанавливается диктатура Комитета народного спасения). Карнавальное действие первого спектакля сменилось трагическим размышлением во втором. Вместо восьми игровых площадок - три дощатых помоста, не соединенные между собой. Действие происходило не на фоне стен арсенала, а перед коричневым занавесом по всей длине зала. Разрозненность людей, затерянность их в огромном пространстве обнаруживали
оагическую противоречивость истории. Художественный язык доианы Мнушкин усложнился в этом спектакле.
Еще более трудные задачи ставились в спектакле, завершившем историческую трилогию, — «Золотой век» (1975). в отличие от рассмотренных исторических спектаклей, действие «Золотого века» происходило в современности. Здесь были конкретные проблемы, связанные с межнациональными отношениями во Франции, с проблемами выходцев из стран «третьего мира», с социальными конфликтами.
В центре спектакля в данном случае был один персонаж- иммигрант Абдалла (Филипп Кобер), который приезжает во Францию в надежде найти приличную работу, но погибает на стройке. Абдалла стал звеном, связывающим различные сюжетные линии, показывающие широкую эпическую картину современной жизни. Эта современная жизнь возникала не в реальном поведении персонажей, а, так же как в других спектаклях, через игру в современную жизнь. Для этого Ариана Мнушкин выбирает удивительный прием — бытовые персонажи надевают маски комедии дель арте. Таким образом, Абдалла оказывается Арлекином, современный буржуа - Панталоне (Марио Гонзалес) и т. д. Историю Абдаллы разыгрывает труппа комедии дель арте на карнавале в Неаполе во время чумы!
Пантомимная пластика, лацци комедии дель арте требовали соответствующего решения сценического пространства (начиная с «Золотого века» сценограф Театра дю Солей Ги Клод Франсуа). Зрительный зал был разделен на четыре части. Вместо ровного пола — огромные чаши-кратеры, на склонах которых находятся и зрители, и актеры. Удаляясь от зрителей, персонажи поднимаются вверх, склон кратера становится все круче и круче. Весь потолок завешан лампочками-звездами. Зрители оказывались как бы на неизвестной планете, по которой актеры проводят экскурсию, тем самым ощущения зрителей перекликались с ощущениями зрителей неаполитанского карнавала, которым рассказывали историю алжирского эмигранта.
Эстетика исторических спектаклей была продолжена в эпических полотнах «Ужасная, но неоконченная история принца Народома Сианука» (1985) и «Индиана, или Индия их меч-гь/у (1987). Здесь речь шла о современных политических событиях и в центре были конкретные исторические персонажи.
Однако в 1980-е гг. на первый план выходят трагедии, литературный текст становится отправной точкой. В 1981 г. Мнушкин поставила «Ричарда II» Шекспира. Полагая, что трагедия в чистом виде невозможна, режиссер отказывается от исторической и жанровой характеристики пьесы Шекспира
и использует технику и внешнюю атрибутику японского театра кабуки. Это не просто стилизация, это столкновение чуждых театральных культур, сохраняющее и трагедийную основу, и неожиданность, экзотику восточного театра. Сторонники герцога Болингброка — в японских кимоно, либо с густым гримом на лицах, либо в масках — совершали некий восточный ритуал. Шекспировский текст размеривался ударами гонга.
При всей яркости спектакля, блеске золота самурайских костюмов использовалась графичность — специально выстроенный огромный деревянный помост с ярко прочерченными вертикальными линиями, делившими его на ряд частей, решетка тюрьмы, сделанная из тонких прутьев. Актеры замирали, отыграв свою сцену. Статичность, ограниченность действия создавали атмосферу внутренней напряженности.
Эстетика театра кабуки была продолжена в спектакле «Генрих IV» Шекспира (1983). Максимального развития трагическая драматургия достигла в тетралогии «Атриды» (1990-1992), в которую входили «Ифигения в Авлиде» Еврипида и «Оресгея» Эсхила. На сцене сооружено некое подобие античного театра: терракотовые стены города, за ними высокая деревянная стена, выкрашенная в ярко-синий цвет, посередине огромные ворота, вверху парусиновая крыша- Других декораций нет. Есть костюмы коричневых, красных, охристых цветов, создающие впечатление тяжелых материй. Густой грим, сильно увеличенные глаза и брови, огромные матерчатые бороды. Хор аргосских старцев исполнялся женщинами в огромных масках. Все это производит впечатление архаики, внушительности. На сцену выезжали платформы-эккиклемы, — так выезжала Клитемнестра в костюме из черной кожи, с хлыстом в руке, на эккиклемах выезжали Эринии. Но и здесь перед зрителем не стилизация античности, а контрастное взаимодействие древнегреческой проблематики (темы судьбы, рока) с различными театральными традициями — например, грим и пластика индийского театра катхакали. На лицах Эриний были маски, напоминающие обезьян.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 868;