Глава 24 3 страница
Примерно так же трактовал тогда Питоев и пьесы Чехова. Тут еще больше, чем это было прежде, заострялась тема безысходности, отчаяния, жизненного тупика, в котором оказались чеховские герои.
«Три сестры», поставленные в 1929 г.. интерпретировались как трагедия: сестры Прозоровы, словно птицы, попавшие в силки, тщетно пытались вырваться из пут провинциальной жизни, уехать в Москву. Главное в спектакле Питоева — трагизм человеческого существования. Критик Эдмон Сэ писал под впечатлением премьеры: «Мсье Питоев знакомит нас... с наиболее суровой, меланхоличной и проникнутой, если можно так выразиться, чисто русским отчаянием пьесой известного писателя. Это одновременно и глубоко волнующий, исполненный сарказма очерк провинциальных нравов, и некая горестная „романтическая поэма" о неудавшейся жизни...»w Дыхание трагедии ощущалось и в оформлении, лишенном конкретных примет быта, и в манере актерской игры - сдержанной и патетически страстной, и в самом финале спектакля, когда сестры выходили на подмостки словно античный хор, скорбно вещающий о неизменности жизни.
Смертельно больной Питоев поставил «Врага народа» Ибсена. Спектакль шел в костюмах, сшитых по моде 1939 г. Шел на фоне нейтральных декораций, не отвлекавших внимание
зрителей от актеров, и прежде всего от самого Питоева ■— исполнителя роли доктора Стокмана. Худой, со впалой грудью, говорящий с трудом, словно периодически отказывало сердце, готовое разорваться от боли, от чудовищной, незаслуженной обиды, Стокман - Питоев оставался активной творческой личностью. Личностью, отстаивающей величие человека, величие Правды, Разума и Свободы, когда всему этому, как и самой жизни человеческой, грозило уничтожение. Трагедия эпохи — фашизм - воистину прошла через сердце художника. Она смертельно ранила его физически, но не сломила духовно. Питоева не стало 17 сентября 1939 г.
Комеди франсезв XX веке.В годы между Первой и Второй мировыми войнами театр Комеди Франсез в целом отпаивал консервативные тенденции в театре. Здесь по-прежнему господствовало искусство актера, и законы режиссерского театра сюда проникали с трудом. Однако определенные изменения касались репертуара театра. 2 декабря 1918 г. на сцене Комеди Франсез поставлена единственная пьеса Поля Верлена «Одни и другие» (1871) - стилизация эпохи рококо, увидевшая свет рампы в символистском Театре д'Ар в начале 1890-х. Заметным событием стала постановка в 1925 г. «Гедды Габлер» Ибсена. С1918 по 1936 г. Комеди Франсез руководил драматург Эмиль Фабр, с его помощью на главную академическую сцену проникала новая драма. В своих постановках и в общем руководстве Фабр стремился к сохранению актерских традиций. Новое поколение актеров, добившихся славы при Фабре, исповедовало академизм. Это Рене Александр, Жан Эрве, Мари Велль и другие.
Несмотря на общий консерватизм, в Комеди Франсез возникали отдельные модернистские явления. Огромное значение имела постановка здесь Жаном Кокю своей монодрамы «Человеческий голос» в 1930 г. с Бертой Бови. «Человеческий голос» - трагическая судьба женщины, оставленной своим возлюбленным. На сцене — ее последний разговор с ним по телефону, превращенный Кокто в монолог, в котором сменяются различные чувства, мысли перебивают друг друга, крушение личности происходит на наших глазах. Сергей Эйзенштейн, побывавший на спектакле в Комеди франсез, описывает атмосферу скандала, царящую в зале: «С треском переламываются крахмальные манишки слишком толстых мужчин, взбешенных тартаренов, взбегающих по лестницам. Кровью наливаются глаза. Пылают вспотевшие лысины. Снизу из темноты визжат дамы. Актриса подбежала к рампе. И в луч-
ших традициях Расина и Корнеля необъятно широким жестом (у нее на редкость длинные руки), с правильно рассчитанными интервалами мимирует отчаяние, чередуя его с мольбой, вновь мимируя отчаяние и снова возвращаясь к скрещенным рукам мольбы»11.
Сам Эмиль Фабр осуществил в 1933 г. постановку шекспировского «Кориолана». Спектакль оказался остро злободневным, ставящим проблему сильной личности и ее ответственности перед историей. Трагичной оказывалась и судьба народа, и судьба Кориолана (эту роль играли попеременно Р.Александр и Ж. Эрве). На сцене детально воспроизводился римский городской пейзаж: портики, лестницы, фрагменты зданий. Фигуры персонажей терялись среди архитектуры — толпа не представлялась единой массой. Фабр, используя традиционные средства постановки, тем не менее уходил от однозначности характеристик и провоцировал разноречивую реакцию публики, споры вокруг спектакля.
В 1936-1940 гг. Комеди франсез возглавляет драматург Эдуар Бурде. Он пригласил на академическую сцену Жака Коло и режиссеров «Картеля». Луи Жуве поставил здесь «Комическую иллюзию» П. Корнеля (1937), «Треколор» П. Лестрин-геи «Песнь Песней» Ж. Жироду (1938). Гастон Бати - «Подсвечник» А. де Мюссе (1937), «Самум» А. Р. Ленормана (1937), «Соломенную шляпку» Э. Лабиша (1938), «Арлекина, воспитанного любовью» П. К. Мариво (1946), «Незнакомку из Арраса» А. Салакру (1949). Шарль Дюллен - «Женитьбу Фигаро» П. Бомарше (1937). Жак Копо перенес на сцену Комеди Франсез мольеровского «Мизантропа» в 1936 г., в 1937-м поставил «Баязета» Ж. Расина. Став в 1940 г. генеральным администратором Комеди франсез, Копо поставил «Сида» П. Корнеля с Жаном Луи Барро в роли Родриго. Спектакль имел политическое значение в условиях фашистской оккупации, и в следующем году Копо был снят с должности.
Прогрессивные тенденции, привнесенные Копо и режиссерами «Картеля», обновили классическую традицию, не разрушая ее революционно. Серьезные перемены касались назначения актеров на роли — теперь это определялось замыслом режиссера, а не положением актера в труппе.
В 1941-1944 гг. театром руководит Жан Луи Водуайе В эти годы, в продолжение новаторских исканий конца 30-х гг., "а сцене появляются новые драматурги и режиссеры: Ж. Л. Бар-Роставит «Атласную туфельку» П. Клоделя (1943), ПьерДюкс-*Мертвую королеву» А. де Монтерлана (1942).
Новый период в жизни Комеди Франсез начинается тогда, когда им руководит в 1947-1953 гг. театральный критик
и исследователь театра Пьер Эме Тушар, впоследствии -директор Консерватории. Преемником Тушара стал в 1953-1959 гг. Пьер Двскаве.
В эти годы значительными событиями на академической сцене стали постановки Жана Мейера (род. 1914). В1937 г., закончив Консерваторию, Мейер стал актером Комеди Франсез. В следующем году он сыграл роль Гарпагона. В1941 г. поставил в Комеди Франсез «Лекаря поневоле» Мольера. В своих спектаклях он развивал принципы режиссеров-новаторов, поставивших яркие спектакли на первой французской сцене в конце 30-х гг., но не сокрушивших мощную театральную рутину. Мейер был учеником Луи Жуве, преподававшего в Консерватории, и последовательно проводил в Комеди Франсез законы режиссерского театра, став реформатором Дома Мольера. Мейер стремился возродить славу театра, отказываясь от штампа и декламации, добиваясь естественности поведения персонажей и современности звучания классики. В спектакле «Женитьба Фигаро» Бомарше, поставленном Мейером в 1946 г., носителем подлинных традиций предстал аристократичный и утонченный Альмавива. Фигаро же был заурядным обывателем, разрушающим гармоничный мир Альмавивы. В спектакле происходила переоценка ценностей. Новаторски прозвучала мысль о возрождении традиций через трагическое содержание комедийных персонажей.
В 1951 г. — «Мещанин во дворянстве» Мольера. Спектакль представлял собой фарс, разыгрываемый вокруг Жур-дена (Луи Сенье), вакханалию, творящуюся в борьбе за душу естественного человека. Патриархальная идиллия рушится под натиском новых беспринципных героев.
Погружением в славное и навсегда ушедшее прошлое стали спектакли «Дон Жуан» Мольера (1952), «Пор-Рояль» А. де Монтерлана (1954). «Федра»Расина (1959). В1959 г. из-за разногласий с труппой Мейер ушел из Комеди Франсез и работал в Пале-Рояле и других театрах Парижа, с 1968 г. руководил театром в Лионе.
С1960 г. руководителем Комеди франсез стал Морис Эсканд. Он стремился развивать театр одновременно в двух направлениях: первое — сохранение классики и актерской школы; второе — современный репертуар и режиссерские новации- Так, наряду с «Лекарем поневоле» и «Скупым» Мольера в постановке Ж.-П, Руссийона, в 1966 г. появляется спектакль «Жажда и голод» Э. Ионеско в постановке Ж.-М. Серро В1970 г. М. Эсканда сменил Пьер Дкжс. Назначение на пост генерального администратора известного актера театра, выступавшего, однако, и в качестве постоянно действующего режи
сера, завершило процесс утверждения принципов режиссерского театра на академической сцене.
Характерным примером стало приглашение в 1970 г. в Комеди Франсез режиссера Раймона Руло (1904-1981) для постановки пьесы А. Стриндберга «Игра снов». Руло с начала 20-х гг. участвует в различных сюрреалистических спектаклях. В 1928 г. он сыграл роль Офицера в «Игре снов», поставленной Антоненом Арго в Театре «Альфред Жарри». В конце 20-х Руло — актер театра Ателье Ш. Дюллена. В 1944 г. он впервые поставил «За закрытой дверью» Ж. П. Сартра в театре Вьё-Коломбье. В 1944-1951 гг. он вместе с Л. Берром руководил театром Эвр. В 1950-е гг. Руло поставил пьесу «Салемские колдуньи» А. Миллера (Театр Сары Бериар, 1954), «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (Атеней, 1959). «Кармен» (Гранд Опера. 1959). «Игра снов» в Комеди Франсез стала вселенской трагедией, в которой каждый человек чувствует себя одиноким, но стремится проникнуть в тайны мира12.
25.3.
Сюрреалистический театр. Сюрреализм стал одним из ведущих направлений искусства 20-30-х гг. Возникнув во Франции, он получил распространение в Испании, в Латинской Америке и по всему миру. Основной прием сюрреализма — влитературе, в живописи, в театре, в кино — создание ошеломляющего образа* путем соединения несоединимого, выстраивание единого событийного ряда разноплановых явлений. Предмет лишается своего обычного контекста, помещается в чужеродную среду, представая таким, каков он есть. Задачей художника провозглашалась материализация подсознания в формах «автоматического письма» или «эстетики сна». Таким образом, философской основой сюрреализма явился психоанализ Зигмунда Фрейда.
Термин «сюрреализм* (надреализм) создатель объединения Андре Бретон (1896-1966) заимствует у Гийома Аполлинера, который обозначает жанр своей пьесы «Груди Тиресия» (1903-1916) как «сюрреалистическая драма». В предисловии к пьесе автор противопоставлял свое произведение символизму и провозглашал задачу «вернуться к самой природе», то есть не имитировать реальность, а выражать eej|\3 суть. Мир, возникающий на сцене, должен не отражать обыденность или сущность, а сам являться реальностью. Эта реальность соединяет трагическое и комическое, одушевляет предметы наряду с персонажами, исключает однозначность объяснения действия, но в то же время предполагает определенную авторскую идею.
24 мая 1917 г. «Груди Тиресия» были поставлены в театре Рене-Мобень (режиссер Серж Фера). Современники сразу сопоставили спектакль с другой премьерой — «Король Убю» Альфреда Жарри в театре Эвр в 1896 г.
Помимо Жарри и Аполлинера у сюрреалистов были и более близкие предшественники — группа литераторов и художников, объединившаяся в 1916 г.. в разгар мировой войны, в самом центре Европы — в Цюрихе. Это были дадаисты: румыны Тристан Тцара и Марсель Янко. немцы Гуго Балл и Рихард Хельсенбек, француз Ганс Арп. Объединение имело антимилитаристскую интернациональную направленность. В художественном смысле это было отрицание привычных эстетических норм, эпатаж буржуазных вкусов, возведение бессмысленности в ранг искусства. Абсурд противопоставлялся банальной логике. Дадаисты отрицали и реализм в искусстве (относя сюда и футуризм), и различные идеалистские течения (в том числе символизм), провозглашая независимость законов искусства от жизни, сверхреальность искусства. Дадаисты были неравнодушны к театру. Гуго Балл еще до войны пытался организовать театр в Мюнхене. После 1917 г., когда дадаистские группы распространяются по Европе, театральные акции проводятся в Берлине и Париже.
В парижских спектаклях, лишенных сюжета, имеющих целью добиться скандала, принимали участие Андре Бретон, Луи Арагон, Филипп Су по, Бенджамен Пере, Тристан Тцара. Жорж Рибемон-Дессенье и другие. И хотя определенной театральной профаммы дадаисты не имели, состоялось несколько знаменательных представлений. Среди них: «Немой чиж» Ж. Рибемон-Дессенье в театре Эвр (1920), «Газовое сердце» Т. Тцара в оформлении С. Терк-Делоне и с участием Р. Кревеля (1923), «Китайский император» Ж. Рибемон-Дессенье в Лаборатории Ар эт Аксьон (1925).
Провести грань между сюрреализмом и дадаизмом сложно оттого, что создателями сюрреализма были выходцы из дадаистской среды. Все же есть принципиальное отличие: сюрреалистическое произведение подчинено определенной логике — логике бессознательного; хаотичность его структуры лишь мнимая и подразумевает структуру, по-новому организованную. Сюрреалистические принципы определяли творчество 1920-1930-х гг. Жана Кокто.
Жан Кокто (1889-1963) - одна из крупнейших фигур французской культуры XX в. Поэт-новатор, идеолог объединения композиторов атональной музыки (манифест «Петух и Арлекин»), автор либретто и афиш «Русских сезонов» Сергея Дягилева (он один из создателей революционного балета
«Парад». 1917). Кокто — драматург, театральный и кинорежиссер, близкий по своей эстетике сюрреализму, никогда при этом не примыкавший ни к каким литературным группам. Сначала 20-х гг. он обращается к античным сюжетам и проблеме мифа, что было немыслимо для новой драмы и модернизма, но сближало с классицистской традицией. В1922 г. он делает обработку софокловской «Антигоны». В 1925-м пишет пьесу «Орфей», поставленную Ж. Питоевым- Сюжет об Орфее и Эвридике переносится в современность, но не утрачивает при этом идею рока. Миф проявляется в привычных бытовых деталях. Среди персонажей — Жан Кокто, современные полицейские. Загробный мир — такой же бытовой, но, в отличие от реального, лишенный противоречий. В1934 г. Кокто пишет пьесу «Адская машина» на сюжет «Царя Эдипа». В ней рок пытаются преодолеть и Лай, и Сфинкс, и Иокаста. Но по сравнению с античной трагедией масштаб личности каждого оказывается несравним с его судьбой. Эдип движим не жаждой познания, а жаждой власти.
Если Кокто всячески избегал определения «сюрреализм» (и даже называл себя «антидадаистом»), то Иван Голль (1891-1950), приехавший из Германии, в 1924 г. создает журнал «Сюрреализм», а также «сюрреалистический» театр. 81919 г. Голль пишет манифест «Сверхдрама» и далее создает соответствующую манифесту пьесу «Мафусаил, или вечный бюргер». В октябре 1924 г. Голль публикует «Манифестсюрреализма». Голль оценивает деятельность дадаистов и их последователей как эпатаж обывателя и формулирует основной принцип сюрреалистического новаторства: «Первый в мире поэт констатировал: „Небо — голубое". Затем другой придумал: „Твои глаза голубые, как небо". И уже много времени спустя кто-то отважился сказать: „В твоих глазах небо". Сегодня поэт написал бы: „Твои глаза из неба!" Лучше всех те образы, которые самым прямым и быстрым путем связывают между собой отдельные элементы действительности»13.
Свой театр Голлю так и не удалось создать, но его пер
вая сверхдрама «Мафусаил, или Вечный бюргер» была постав
лена в 1927 г. в парижском театре Мишель режиссером Жаном
Пенлеве. В спектакле сочетались сатирическое начало (идущее
от «Короля Убю») и стремление вывести на сцену различные
уровни человеческого сознания, отказаться от привычного
понимания персонажа. Проза чередовалась с поэзией, театр
с кино: в антрактах демонстрировались фильмы с самостоя
тельными сюжетами, снятые специально для представления.
Несколько ролей в этих фильмах сыграл А. Арто, активно сни
мавшийся в кино в середине 1920-х гг. I
В разнообразную практику сюрреалистического театра наибольший вклад внес Антонен Арто (1896-1948). После успешной актерской работы в спектаклях О. М. Люнье-По, Ж. Питоева, Ш. Дюллена, Ф. Комиссаржевского, после активного участия в деятельности группы Бретона (поэтические сборники, пьесы, издание журнала «Революсьон сюрреалист») Арто обращается к режиссуре.
Когда в ноябре 1926 г. Арто опубликовал первый театральный манифест, он был исключен из числа сюрреалистов. Сторонники Андре Бретона считали театральную деятельность Арто проявлением буржуазных тенденций и отступничеством от борьбы за художественное и социальное переустройство общества. Несмотря на это, спектакли Театра «Альфред Жар-ри», открывшегося в 1927 г., отражали прежде всего сюрреалистическую эстетику. Это воплотилось в постановках сюрреалистических пьес, таких, как «Спаленное чрево, или Безумная мать» Арто, «Жигонь» Макса Робюра, «Таинства Любви» и «Виктор, или Дети у власти» Роже Витрака. Но те же сценические принципы были использованы и в постановках по пьесам А. Стриндберга («Игра снов») и П. Клоделя («Полуденный раздел»). В одном из манифестов Театра «Альфред Жарри» Арто ставит перед собой цель создать особую реальность на сцене: «Театр должен дарить нам этот эфемерный, но подлинный мир, - или же нам придется обойтись вовсе без театра». В другом манифесте провозглашается задача вовлечения в театральное действие частицы нашей сокровенной жизни: «В состоянии такой человеческой тревоги зритель должен уходить от нас. Он будет встревожен внутренним динамизмом спектакля, разыгранного на его глазах»14. И в декларациях Арто тех лет, и в его режиссуре переплетались сюрреалистическое эпатирование публики, стирание границы художественного и обыденного с символистской моделью мира, воспринимающей мир символов-реалий как поверхностную форму реальной сущности. Но здесь же проглядывал образ иного театра — созданного Арто в 1930-е гг.
В постановках своих спектаклей в Театре «Альфред Жарри» Арто использовал те же принципы, что А. Бретон в литературе, С. Дали в живописи, Л. Бунюэль в кинематографе: поток сознания, создание ошеломляющего образа за счет столкновения непривычных реалий, лишение предмета своего контекста и т. д. Драматургия Роже Витрака (1899-1952), которую ставит Арто, отвечает всем этим требованиям. В спектакле «Таинства любви» (1927) любовные взаимоотношения Леа и Патриса имеют массу немотивированных оттенков. Нежность перерастает в жестокость, поступки не вытекают из слов и не
объясняются. Образы из воспоминаний героев (у нее - Довик, у него - синяя женщина) реализуются на сцене, вступают во взаимодействие. Сцена загромождена множеством предметов, актеры преображаются в других персонажей (среди мимолетных образов: Ллойд-Джордж, Муссолини) — возникает прием театра в театре, что подкрепляется наличием среди персонажей Автора и Директора театра.
Спектакль «Виктор, или Дети у власти» поставлен в 1928 г. по одной из лучших сюрреалистических пьес (она ставилась в 1955 г. Роже Планшоном, в 1962-м - Жаном Ануем). Действие происходит в 1909 г. в буржуазной семье Бонелей вдень празднования девятилетия их сына. Бытовое действие и галерея гостей показаны глазами ребенка. Реальные предметы представлены необычно: в центре огромный стол с девятью гигантскими свечами (во втором действии в центре - кровать). Все персонажи имеют реальные и фантасмагорические черты: Генерал — шовинист, мечтающий о реванше и вешающийся, вообразив себя знаменем; Ида Монтмарс — прекрасная аристократка, гниющая изнутри и портящая воздух. Девятилетний Виктор умирает в конце спектакля, неспособный существовать в удушающей атмосфере бессмысленного добропорядочного общества. Арто взялся за постановку новой пьесы Витрака «Катастрофа» («Трафальгарский удар»), написал режиссерский план, но закрытие театра в начале 1929 г. не позволило осуществить эти планы.
В спектаклях Театра «Альфред Жарри» принимали участие великолепные артисты: Женика Атанасиу, Таня Балашова, Этьен Декру, Раймон Руло. Представления перерастали в скандалы, которые устраивали сторонники Бретона. Со своей стороны, Арто провоцировал «приличную публику», которая вынуждена была покидать зал. Во время одного из спектаклей демонстрировался запрещенный во Франции фильм Всеволода Пудовкина «Мать».
Театр сюрреализма не закончился в конце 1930-х гг. Луи Арагон увидел воплощение эстетики сюрреализма в спектакле Роберта Уилсона «Взгляд глухого». В 1970-е гг. он пишет об этом спектакле в форме письма покойному Бретону: «Хочу немедля сказать тебе, Андре: даже если авторы спектакля о том и не помышляли — они все-таки играли для тебя, которому бы это понравилось до безумия, так же, как и мне, ибо я просто помешан на нем... я никогда с тех пор, как родился, не видел ничего прекраснее в мире... ибо это одновременно жизнь въяве и жизнь с закрытыми глазами, сумятица ежедневного и еженощного мира. Действительность, смешанная со сном, совершенная непостижимость взгляда глухого»".
«Театр жестокости» Антонена Арто. В разнообразнейшей деятельности Антонена Арто центральное место занимает театр, а основным театральным сочинением является сборник статей «Театр и его Двойник». Однако пафос театральной системы Арто - это отрицание театра.
Двадцатый век ознаменовался стремлением художников достичь в каждой области культуры противоположности. На рубеже XIX-XX вв. и в первые десятилетия XX в. различные явления культуры, достигшие своего предела, продолжают разложение собственной формы и приближаются к некоей противоположности. Так, романы Марселя Пруста направлены на уничтожение формы романа, живопись Казимира Малевича уничтожает форму живописи, оставляя ее сущность, и превращается в антиживопись. Морис Метерлинк создает антидраму. Философия становится антифилософией в «философии жизни» Фридриха Ницше и в «логическом атомизме» Людвига Витгенштейна. Итог развития театра новой эпохи — это антитеатр Арто, опровергающий существующие формы театра и создающий на основе театральности философскую картину мира.
В1922 г. Арто попадает в труппу Шарля Дюллена. С этого времени Арто в течение ряда лет оказывается связанным с режиссерами «Картеля». Задачи, которые он перед собой ставил, находились в другой плоскости по сравнению с исканиями режиссеров «Картеля», однако Арто не мог не чувствовать экспериментального характера их постановок. Талант Арто — актера, сценографа и автора костюмов раскрылся в полную силу именно в труппе Дюллена. В 1922 г. он сыграл Ансельма в «Скупом» Мольера, в спектакле по пьесе Александра Арну «Марианои Гальван» — роль короля мавров Гальвана, а в «Разводе» Реиьяра — роль Соттине. Арто оформил постановку «Мариано и Гальван», а также интермедию Лопе де Руэды «Оливы». Летом состоялась премьера спектакля «Жизнь есть сон» Каль-| дерона. Арто был художником и исполнителем роли короля Польши Басилио. Главную роль, принца Сехизмундо, играл Дюллен, роль Эстрельи - Женика Атанасиу.
На протяжении времени существования Театра «Альфред Жарри» было написано несколько театральных манифестов. Все они отражают принципы сюрреализма: соединение несовместимых в жизни реалий, одухотворение вещи и опредмечивание человека, «эстетика сна». В начале 1929 г. сыгран последний спектакль Театра «Альфред Жарри». Событием, духовно преобразившим режиссера, стали представления фольклорного театра острова Бали на Колониальной выставке
8 Париже в июле 1931 г. В этих спектаклях в ритуальном единстве сплетались музыка, танец, сценическое искусство, живопись, звук. Исполнители в состоянии транса реализовывали мифологические действия. В четкую знаковую символику вписывались важнейшие жизненные акты. Арто увидел здесь прообраз будущего театра.
Он пишет ряд статей (в том числе и о балийском театре), выступает с лекциями, задумывает новые спектакли. 1 октября 1932 г. он публикует манифест «Театр Жестокости», а затем второй манифест под тем же названием. В этих работах Арто выступает против театра в обыденном его понимании. Задана подлинного театра — преодолеть повседневный хаос, вскрыть подсознательные сущностные слои мышления и через архетипические образы выйти на уровень гармоничного сверхсознания.
В обосновании метода Арто возникает особое понятие, обозначенное им словом «cruaute» — «жестокость». В силу этого метод в целом получает наименование «театр жестокости». Артодианское понятие «жестокость» имеет весьма далекое отношение к бытовому пониманию этого слова. Арто подразумевает под «cruaute» прежде всего «жестокость к самому себе*, прямое обозначение явлений, объективное отношение к вещи. Однако выражение «театр жестокости» и во Франции и у нас часто трактуется исследователями как театр с проявлением бытовой жестокости, бесчеловечности, что никоим образом не исчерпывает понятия «театра жестокости» у Арто.
Основной аспект «жестокости» в театре Арто - осознание ее всеобщего действия. Этот аспект экзистенциален, трагичен. С жестокостью связано любое действие, в том числе и творческий акт. Осознание жестокости переводит как персонаж, так и актера в ситуацию трагической неотвратимости.
Создавая в 1930-е гг. свою театральную систему, Арто меньше всего думал о театре, он не пытался реформировать театр, внести туда нечто новое. Он пытался творить жизнь, даже создавать условия жизни. Арто выступил не против фальши театра, а против фальши жизни. Когда Арто говорит «идея театра утрачена», речь идет об утрате смысла человеческой жизни. Человек загнан в искусственные рамки и не способен проявить свое естество. Условия театра позволят ему это. Философская картина мира воплощается в формах театра. Через эстетику символизма (М. Метерлинк, А. Бергсон) Арто пришел к необходимости изживания рефлексии и рождения сверхчеловека путем реализации архетипического уровня сознания. Реализация происходит в творческом акте, конкретно - в синтетическом театре.
Арто считал, что в процессе актерского творчества выявляется бессознательный уровень, на котором происходит общение со зрителем. На этом уровне актер реализует весь свой человеческий потенциал, освобождаясь от личности и становясь магом, богом, кем угодно, становясь своим собственным сверхреальным двойником.
Философ Карл Густав Юнг назвал выявленные им схемы «архетипами». Помимо фрейдовского «персонального бессознательного» Юнг обнаружил более глубокий уровень -многослойное «коллективное бессознательное». Именно выявление коллективного бессознательного в зрителе (в актере — само собой) Арто ставил задачей сценического действия: сценическое действие высвобождает скованное подсознательное, подводит к «потенциальному восстанию» и очищает от вытесненных образов.
Арто подчеркивает, во-первых, реальный характер происходящего на сцене,реальное проживание на сцене (в этом смысле театр Арто — уникальный в своем роде — стремится преодолеть театральную условность). Во-вторых, художественную природу происходящего на сцене Арто видит в том, что реальные внутренние процессы становятся знаками, к которым приобщаются все соучастники (зрители), обладающие тайной (подобно таинству ритуала). Весь зал проникается единым состоянием, когда происходит событие, вызывающее в подсознании ассоциацию с запретным убийством.
Путь зрителя к развязке, путь человека к катарсису есть движение человека к выполнению своего предназначения. Именно поэтому Арто приходит к театру как к наиболее тотальной реализации катарсиса.
Книга «Театр и его Двойник» является обоснованием катартической концепции Аристотеля применительно к XX в. В системе Арто происходит соединение мифологической и катартической структур, направленных в конечном итоге на уничтожение личностного начала, слияние личности с миром. Арто ведет личность по лабиринту мифа, а не через внутренний трагический конфликт индивидуума. Неслучайно в планах Арто проекты постановок трагедий сочетаются с эпическими сюжетами. Во втором манифесте («Театр Жестокости») излагается замысел подобной постановки. В 1933 г. он задумывает постановки «Завоевание Мексики» и шекспировского «Ричарда II», Эти планы не осуществились. К февралю 1935 г. сформировался новый сценический замысел Арто: была написана пьеса «Семьп Ченчи» - «трагедия в четырех действиях по Шелли и Стендалю». Эффектные роли, насыщенное действие, возможность зрительского интереса послужили причиной тому, что именно
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 917;