Огюст Конт и возникновение социологии во Франции

Термин «социология» Огюст Конт впервые употребил в 1839 г. Было бы слишком тривиально увязывать развитие социологии с изобретением слова «социология». Мы и не пре­следуем такую цель, хотя начинаем «биографию» социоло­гии с Конта. Разумеется, возникновение социологического мышления нельзя определить столь однозначно, и, возмож­но, это не имело бы смысла. Однако идея социологии как отдельной науки обязана своим возникновением целому ряду условий, сложившихся во Франции к началу XIX в.

Социология, как ее представлял Конт, есть дитя после­революционного времени во Франции и по этой причине имеет определенные черты. Специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и рево­люционным идеалам, образует ее основу так же, как и из­менение социальной структуры «старого режима» револю­цией, Наполеоном, реставрацией Бурбонов вплоть до сере­дины прошлого века.

Социология Конта возникла в эпоху духовного и полити­ческого господства буржуазии. Она отражает подъем про­мышленности и наук и еще содержит надежду на разреше­ние социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт (1798—1857) происходил из мелкобуржуаз­ной католической семьи. Большое влияние на формирова­ние его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальнос­ти науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Кантовский проект энциклопедической системы наук отражает эти принципы. Одно время Конт был секретарем Сен-Симона, а затем его сотрудником. Идеи Сен-Симона также оставили свой след в трудах Конта, хотя здесь нельзя говорить лишь об односто­роннем влиянии. Они оба хотели видеть индустриальное об­щество будущего организованным на научной основе.

В последний период своей жизни под влиянием Клотиль­ды де Во Конт стал придерживаться мистически-религиоз­ной ориентации. Он хотел придать позитивизму статус свое­образной религии, в которой человечество заступает на ме­сто божества.

В своем главном произведении «Курс позитивной филосо­фии» (1842) Конт переформулировал приводимые уже Джованни Баттистой Вико и Тюрго три стадии истории позна­ния, которые последовательно должен пройти человеческий дух. Философия истории Конта — это одновременно закон движения истории и познания. Этими стадиями являются:

1) теологическая, или фиктивная, стадия;

2) метафизическая, или абстрактная, стадия;

3) научная стадия.

Третья, последняя, стадия считается самым передовым состоянием познания. Как способ познания, теологическое, или фиктивное, мышление нацелено на понимание внутрен­ней природы вещей, первопричин и конечных целей, т. е. на абсолютное познание божественного порядка. В форме ме­тафизического мышления обращение к сверхъестественным силам заменяется силой абстракции. Место Бога занимает разум. Метафизическая стадия — это переходный процесс к научному, или позитивному, мышлению, которое направ­лено на познание законов с помощью разума и наблюде­ния. Следует стремиться не к абсолютному познанию, а к познанию отношений между отдельными явлениями и об­щими фактами (законами), число которых становится все меньше благодаря прогрессирующему позитивному иссле­дованию. Впрочем, Конт считал, что сведение всех явлений к одному-единственному закону — это лишь надежда на будущее, но это, несомненно, идеал позитивной науки. Конт полагал, что, после того как человечество в основном прой­дет две первые стадии, станет возможным перейти к кон­цепции позитивной философии. Она должна сменить крити­ческую философию XIX в. В то время как философия основы­валась на отрицании и изменении существующего порядка вещей, задачей позитивной философии является его объяс­нение, которое затем может помочь в принятии решений.

Позитивная философия Конта является основой и услови­ем его концепции превращения политики в науку и имеет яв­ные социально-технологические черты. Науки — и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения — не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Эта цель близка точке зрения, что все науки должны исполь­зовать единый метод, который является отражением спосо­ба бытия самой природы. Наука как понятие становится у Конта синонимом метода. Метод определяется заложенной в природе закономерностью и состоит в нащупывании этих закономерностей и объяснении действительности посред­ством законов, которые, со своей стороны, позволяют пред­видеть и руководствоваться ими в своей деятельности. Итак, критерии «позитивности»: познание законов, предвидение, применение. Для Конта здесь не существует проблемы тео­рии и практики, ибо «...наука ведет к предвидению, предви­дение ведет к действию».

Позитивная наука — социология — должна вбудущем обеспечить познание, которое облегчит политические дей­ствия, соответствующие развитию государства в направле­нии «позитивного состояния».

Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с од­ной стороны, к познанию, а с другой — к социальному уст­ройству. Позитивное состояние является не только сред­ством, но и целью духовно-нравственного развития, дости­жения согласия в общественных отношениях с помощью «естественных законов».

В качестве инструмента познания позитивная наука на­целена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих (обобщающих) и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмот­рения проблем. В случае социологии это «исторический ме­тод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе зако­нов развития.

Система наук и их методов у Конта:


Математика

(абстрактные)

Конкретные

(геометрий, механика)

Астрономия

Физика

Химия

Биология Социология


Логика

Наблюдение

Наблюдение + эксперимент

Наблюдение + эксперимент + классификация

Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение

Наблюдение + эксперимент + +классификация + сравнение + исторический метод


Социология как наука о человеческом обществе являет­ся самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. Ее следует развивать, чтобы с ее помо­щью не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на науч­ную основу для содействия прогрессу человека и общества.

Вместе с тем социология является самым сложным от­ветвлением в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее развившиеся позитивные науки. Математика представляется Конту главной основополага­ющей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую Конт отвергает).

Обратимся теперь к содержательной концепции социо­логии Конта. Как он представляет себе предмет и основопо­лагающую проблематику новой науки?

Конт не скрывает, что предмет его исследований — об­щество — неразрывно связан с послереволюционной ситуа­цией в социальных отношениях, в сфере порядка и прогрес­са. Это напряжение, которое тогдашняя общественность вос­принимала как антагонизм ипротиворечие, Конт пытается преодолеть своей социологией и объединить оба полюса, по­рядок и прогресс. Прогресс без порядка — это анархия, по­рядок без прогресса превращается в реакцию. В позитив­ной политике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Порядок и прогресс как два принципа, представляющие дилемму французского об­щества, являются, однако, не только различными перспек­тивами предмета, но и представляют, как был уверен Конт, различную направленность интересов общественных груп­пировок. Однако Конт надеется на то, что воплощение пози­тивной философии в политике снимет эти классовые проти­воречия между аристократией и буржуазией. Порядок ипрогресс он воспринимает, прежде всего, не как принципы, отвечающие определенным интересам, а как два вида зако­номерностей «естественной» системы общества, представ­ленные как две части социологии — социальная статика исоциальная динамика.

Социальная статика имеет дело с порядком, который по­нимается как гармония элементов, основывающихся на от­ношениях общности. Семейные отношения и разделение тру­да — это основные отношения общественного порядка. Для социальной динамики Конт предполагает определенную по­следовательность этапов развития. Он опирается при этом на эволюционную теорию Ламарка и понимает развитие как взлет способностей благодаря культуре. Оценочное содер­жание понятия «прогресс» Конт отклоняет со ссылкой на от­носительность любого данного состояния. Развитие опреде­ляется соотношением между способностью к действию и его возможностью и общественными обстоятельствами.

Социальная динамика наряду с методами более общих наук использует исторический метод. В качестве законов развития общества Конт вновь приводит три стадии, на этот раз в качестве политико-социальных форм организации:

1) теологическая стадия: военное господство;

2)метафизическая стадия: феодальное господство;

3)позитивная стадия: промышленная цивилизация.

Эти стадии необходимо и закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между общественными груп­пами так же необходимо и закономерно связано с опреде­ленным уровнем развития. Развитие и состояние общества определяют не материальные изменения, а духовно-мораль­ные условия и отношения между людьми.

В промышленной цивилизации Конт видит применение научно-позитивного образа мыслей, т. е. не индустриализа­ция как технико-экономический процесс является эпохаль­ным событием, которое вызывает изменения, а распростра­нение научного образа мыслей и его применение во всех областях человеческой жизни. По этой причине он близко к сердцу принимал развитие позитивной науки социологии, особенно ее претворение в научно обоснованную политику. Последней он посвящает свое второе большое произведение «Система позитивной политики» (1850—1854).

Предметом исследования Конта является не реально-ис­торическое общество Франции или вообще какое-либо ре­альное общество; этот предмет определяется как соотноше­ние между политической системой и уровнем цивилизации. Собственно предметом рассмотрения является человеческое общество, просто человечество. Государство как каркас об­щества играет у Конта, в отличие от его немецкого совре­менника Гегеля, подчиненную роль.

 

 

Над социологией Конта в качестве сверхпонятия можно поместить понятие «порядка» общества; при этом имеется в виду не только структурное понятие, но и политико-динами­ческое: это порядок, который следует «делать», формиро­вать, планировать. Решающий импульс такой «формируемости» дал, очевидно, революционный опыт; однако праг­матика планирования была связана с прогрессом науки. Наука должна была заменить авторитет королевского про­извола и создать базу для основанного на разуме обществен­ного порядка. Эта наука, так же как и в представлениях энциклопедистов, должна быть единой. Законы, управляю­щие природой, должны распространить свое действие на сферу человеческого общества. Общим для всех наук является раскрытие законов. Социология Конта — позитивная наука, не ставшая при этом отраслью естествознания.

Огюст Конт может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первый начал заниматься обще­ством и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для произошедшего позднее академическо­го закрепления социологии как отдельной науки.








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1976;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.