Социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер(1820—1903), английский социолог XIX в., был представителем либерального индивидуализма и отражал взгляды господствовавшей буржуазии. Напротив, его философское творчество не нашло в Великобритании большого отклика, что, возможно, было вызвано его сильной натуралистической ориентацией.
Спенсер в целях анализа приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые, в свою очередь, подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Тем самым здесь уже обозначены основные элементы более позднего функционализма у Спенсера: системный характер общества как совокупности действий, которую невозможно свести к отдельным действиям индивидов, и концепция структуры системы, которая образуется благодаря дифференциации и стабилизируется через интеграцию.
По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по сравнительному значению подсистем он располагает общества как типы развития между двумя полюсами:
1) военные общества и
2) индустриальные общества.
Военные общества имеют единые системы веры, а кооперация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения: индивиды существуют для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Государство существует для блага индивидов. Спенсер усматривает принципиальный путь развития от военных к индустриальным обществам, причем прототипом индустриально-демократических обществ, считает, безусловно, Англию. Впрочем, формы развития по мере продвижения эволюции все больше умножаются, становится возможным существование многих разновидностей индустриальных обществ.
Спенсер не исключает также возврата к военным формам и даже усматривает его в социалистических идеях, которые в то время получали все большее распространение. Спенсер отвергает не только их, но и все формы парламентаризма и вмешательства государства как «тиранию организации» и преимущественное право государства перед индивидом.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1130;