Марксизм и социология
Теория Карла Маркса имеет двойственное отношение к социологии; сам Маркс всегда с иронией говорил о «социологах»; он был не слишком высокого мнения о социологии типа хонтовской, для него она являлась типичным выражением буржуазных интересов и буржуазного сознания. Но все же и его мышление, и социология были бы невозможны без идей Просвещения. В этом смысле и о социологии, и о марксизме можно говорить как о наследниках Просвещения.
Карла Маркса здесь не следует воспринимать как социолога. Он наверняка никогда не считал сам себя социологом. Марксизм весьма решительно противопоставил себя «буржуазной» социологии.
Однако презрение, с которым Маркс относился к социологии, разделяли далеко не все последователи его учения. На I Международном конгрессе по социологии в 1894 г. выступили с докладами несколько представителей марксизма.
После распада II Интернационала (1889—1914), который был «золотым веком» марксизма, стали раздаваться призывы связывать марксизм с социологией, это были голоса тех, кого в первую очередь интересовали анализ и объяснение современного общества и кто считал марксизм пригодным для этого инструментом. Два события решающим образом изменили общественную реальность и тем самым ее отражение в марксизме: русская революция и установление советского режима, с одной стороны, а с другой — «крах» европейского, прежде всего германского, рабочего класса, не сумевшего изменить общественное устройство после Первой мировой войны. Вместо этого произошла интеграция рабочего класса в капиталистическое общество и его политическое включение в демократическую структуру.
Уже в конце XIX в. высказывалась точка зрения, что сам исторический материализм следует рассматривать в зависимости от определенных общественно-исторических условий. Наибольшую известность получили «ревизионистские» теории Эдуарда Бернштейна о предпосылках социализма. Однако многие другие марксисты продолжали заниматься выяснением отношений между марксистским учением и новыми общественными условиями. Эта рефлексивная фаза привела к отказу от возможности революции в пользу эволюционного развития и переосмыслению анализа. Теперь полезным представлялся анализ общества. Многие марксисты определяли теперь сам исторический материализм как социологию, впрочем, подчеркивая отличие от «буржуазной» социологии Конта, Спенсера и их эпигонов (Николай Бухарин, Макс Адлер, Карл Корш). Карл Корш считал марксизм подлинной общественной наукой современности. Он упрекал «буржуазную» социологию в том, что она рассматривает социальное как автономную сферу, тогда как марксистская социология, напротив, в анализе общества исходит из примата экономической структуры, подчеркивает историчность в интерпретации социальных феноменов, занимается эмпирическим изучением' в историко-экономическом контексте и позволяет увидеть революционные изменения и изломы развития. Корш рассматривал исторический материализм как критическую науку об обществе, которая продолжает традиции не Конта—Спенсера, а критической философии и политической экономии Франции и Великобритании XVIII в.
С книги Д. Лукача «История и классовое сознание» (1923) начинается развитие «западного марксизма», а именно — внедрение в марксистскую теорию идеалистических элементов. В дальнейшем реидеализация исторического материализма встречается у целого ряда авторов-марксистов. Для Грамши марксизм — философское мировоззрение, для Хоркхеймера он становится критической теорией, напоминающей возврат к младогегельянству.
В идейном развитии марксизма выделяются два противоположных духовных направления, которые начали выкристаллизовываться уже у Маркса и Энгельса: позитивистски-натуралистическая тенденция XIX в. во Франции иАнглии и гегельянство в Германии. Национал-социализм ивторая мировая война воспрепятствовали дальнейшему развитию марксистской науки об обществе. Бурный подъем испытала лишь критическая теория, которая стала исходной базой для многообразного развития критических общественных теорий с 60-х годов.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1390;