Архитектура эклектики периода Второй империи во Франции
Архитектура второй половины XIX в. характеризуется концентрацией идеалообразующего процесса в пределах архитектуры не только и не столько культовой, сколько социально ориентированной.
В период Второй империи (1852-1870 гг.) во Франции господствовал эклектизм. В эклектике 1850-1870-х гг. особенно востребованной стала актуализация традиций позднего итальянского Возрождения и барокко. Эклектика характеризуется утратой стилевого и визуального единства здания: не используется единая ось композиции, в эклектике - равнозначность акцентов, теряется градация важности приемов и форм в пределах одного здания; частное преобладает над общим; декорирование экстерьеров и интерьеров характеризуется избыточностью, чрезмерностью. Архитектура этого времени активно использовала скульптуру и живопись, но принцип использования был также эклектичен: скульптурные группы не включались в архитектурный организм, а лишь присоединялись к той или иной части здания. Здания характеризуются весьма сложным силуэтом, подчеркнуты мотивы движения, перехода одной архитектурной формы в другую, использование приемов контраста, криволинейных форм.
____________ Лекция 113. Архитектура Западной Европы второй половины XIX В._______________
Используются полихромные материалы: камень различного цвета, бронза, медь. Популярным типом зданий становится театр: оперный театр Парижа стал образцом театрального здания для многих городов мира. В результате активной становится сама атмосфера театральности, взаимной оборачиваемости театра и жизни, рождаемая эклектичными формами, восходящими к традициям барокко.
Репрезентант архитектуры этой эпохи - здание Парижской Оперы (1861/2-1874/5). Архитектор - Шарль Гарнье (1825-1898). Здание расположено на одном из главных перекрестков центра города и решено пространственно активно.
Гарнье не вносил существенных изменений в традиционную планировку театрального здания, во многом идущую от классических традиций. Но была расширена программа здания и внесенные изменения в наружный облик.
Многочисленные выступы, ризалиты, проемы и портики, купола различной конфигурации, скульптурные группы в простенках и на кровле делают силуэт здания весьма сложным. Кроме того, использованы полихромные материалы: камень различного цвета, бронза, зеленоватая медь куполов. Пышность и красочность, свойственная экстерьеру, проявлена и в интерьере.
Здание было рассчитано на 2 тысячи мест и служило также местом официальных и светских встреч. Этому второму назначению была подчинена вся система интерьеров здания: обширные фойе и клуатры, ложи, широкая парадная лестница, большое количество люстр, позолота, большая площадка перед театром, предназначенная для приема публики и дефилирования официальных кортежей - атмосфера парадной зрелищности, которая составляла одну из основ политики Второй империи. Опера и задумывалась архитектором как модель общества Парижа.
Подходы к зданию распределены на 4 категории: для посетителей на экипажах, тех, кто приходит пешком, посетителей с билетами и посетителей без билетов. Для каждой категории - отдельные входы и вестибюли. Для императора - также отдельный вход в ротонде на боковом фасаде. Из-за свержения Наполеона III в 1870 г. его павильон больше не использовался и остался незавершенным. Опера как ярмарка тщеславия: посетители смотрели не только представление, но и друг на друга и демонстрировали себя.
Фасады были украшены цветными орнаментами с золотыми мозаиками и позолоченными деталями. В оформлении здания сочетаются архитектурные мотивы разных эпох, материалы отличаются чрезмерным богатством, декор - безудержностью.
Избыточность декора сочетается с вполне рациональным и удобным решением функциональной стороны театрального здания. Здание Оперы отличается ясностью композиции. Наружный облик вытекает из планировки здания: четко различаются различные части сооружения. Обширны помещения для публики, обширна и сцена (одна из самых больших в мире) с
____________ Лекция 113. Архитектура Западной Европы второй половины XIX В._______________
подсобными помещениями, оснащенная всем необходимым оборудованием для работы с декорациями.
Подобное сочетание делает данный памятник истинным репрезентантом вкусов времени создания, образцом эклектизма.
Гарнье, создавая эклектичное произведение архитектуры, использовал в основном традиции позднего итальянского Возрождения и барокко.
Эклектизм здания Оперы отличается общностью стилевой направленности тех художественных традиций, которые заимствуются и цитируются в нем. В целом наблюдается общее тяготение к стилю «барокко»: подчеркнуты мотивы движения, перехода одной архитектурной формы в другую, использование приемов контраста, криволинейных форм, самой атмосферы театральности, взаимной оборачиваемости театра и жизни.
Парижская опера послужила образцом для многих театральных зданий: в Одессе, в Дрездене, в Нью-Йорке.
Стремление к помпезной зрелищности, проявившееся в здании Парижской Оперы, характерно и для творчества архитекторов, работавших в провинции.
В эклектической архитектурной программе западноевропейской архитектуры второй половины XIX в. также актуализируются традиции романской, готической и византийской архитектуры.
Еще один памятник-репрезентант архитектуры этого времени - церковь Сакре-Кёр в Париже архитектора П.Абади. Построена в 1875 г. На вершине крутого холма Монмартра. Белизна пирамидальной массы, необычный силуэт, высокий центральный купол, увенчанный высоким фонарем. Черты романской, готической и византийской архитектуры здесь переплетаются с типичной для XIX в. композицией с ее произвольным изменением традиционной соразмерности частей и смешением разнородных элементов.
Здания, созданные в соответствии с эклектическими принципами, организовывались в единое целое благодаря значительным градостроительным мероприятиям, продолжавшим проводиться в Западной Европе в начале 1850-х гг. Перепланировка и застройка Парижа организовала сеть улиц-лучей, на ключевых пересечениях которых находятся значительные в архитектурном отношении сооружения, держащие далекие перспективы. Это связывало город в единое целое с центром. Улице придавалось единообразие.
Во второй половине XIX в. в ряде стран, прежде всего, в Англии, продолжает развиваться направление неоготики. В XIX в. церковь в Англии пережила духовное обновление; возврат к готике рассматривался как подтверждение чистоты христианского учения. Неоготическая архитектура воссоздает основную готическую идею горения плоти в порыве высвобождения духа, идею устремленности ввысь. Но при этом, основой неоготических композиций была готика перпендикулярная, знаменовавшая собой поздний этап развития готического стиля в Англии. Примечательно,
____________ Лекция 113. Архитектура Западной Европы второй половины XIX В._______________
что готические формы применялись как при строительстве церквей, так и общественных сооружений.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2057;