Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи
Освоение письма связано с развитием двух взаимообуслов- ленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка — почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь — это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк — отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма анализу подвергается весь ком- плекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графи- ческая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку
— его исполнитель.
Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и по- стоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических на- выков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учени- ем о высшей нервной деятельности человека.
Формирование письма зависит от условий обучения; общест- венной среды, в которой вращается человек; специфики его тру- довой деятельности и психофизиологических способностей лич- ности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта сте- пень, тем труднее перестройка навыка.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попыт- ках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осущест- вляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письмен- ной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированно- сти письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме осо- бенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа.
Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной ре- чи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор доку- мента, а идентифицирующим — документ, отобразивший призна- ки письменной речи его составителя.
У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, теат- ра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.
В письменной речи различают содержание и форму. При озна- комлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуаль- ности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно опреде- лить:
какую цель преследовал автор при его составлении; причину, побудившую к составлению анонимного документа; наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях
или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.
Форма документа — внешнее выражение его содержания —
характеризуется грамматическими, лексическими и стилистиче-
скими признаками.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения ав- тором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных
грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом,
пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи — это пра- вильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.
Под синтаксисом криминалисты понимают привычный харак- тер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допус- каемые автором при письме, связанные с построением предло- жений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством ко- торых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются зна- ками препинания — одни расставляют их грамотно, другие допус- кают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми наруше- ниями правил даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения предложений, а также ста-
бильность грамматических ошибок или отсутствие таковых — все это в совокупности с другими особенностями письма способству- ет идентификации автора письменной речи.
В зависимости от наличия в документе грамматических оши-
бок общий уровень грамотности пишущего определяется как низ- кий, средний или высокий: низкий — присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний — отсутствие грубых ошибок в простых слу- чаях правописания, но наличие их в сложных; высокий — отсут- ствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания.
Лексические признаки — это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использова- ния пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средст- ва.
Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование сино-
нимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:
устаревшие слова (архаизмы), например, «чадо», «око»; новые слова (неологизмы), например, «менеджер», «брокер»; историзмы — слова, которыми в прошлом обозначались те
или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существую-
щие. Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба»;
профессионализмы — слова, употребляемые лицами, объе- диненными по роду своей деятельности. Например, «осмечи- вать» — составлять сметы;
жаргонизмы — слова из лексики определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотреби- мых слов и выражений. Например, «баксы», «ксива»;
диалектизмы — слова, характерные для жителей определен- ного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие слова, как «зараз» — сейчас, «держак» — черенок для вил или лопаты и др.;
варваризмы — неправильно употребляемые слова и выраже- ния, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
вульгаризмы — слова грубые, нелитературные;
идиомы — своеобразные обороты речи, свойственные какому- либо языку и непереводимые дословно на другой язык. Напри- мер, «чудеса в решете», «елки-палки».
Фразеология — это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крыла- тые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» можно считать присущими лю- бому русскому человеку, в то время как «геркулесовы столпы»,
«лебединая песня», «сизифов труд» — типичны для лиц образо-
ванных и начитанных.
Изобразительно-выразительные средства — это выраже- ния, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистиче- ские фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вво-
дятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая за- поминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.
Стилистические признаки включают совокупность лексиче- ских, фразеологических и изобразительных средств языка; мане- ру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.
Стиль в определенной степени отражает личность автора тек- ста, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.
Стиль может быть научным, публицистическим (журнально- газетным), официально-документальным (канцелярским), произ- водственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным при- вычкам и наклонностям автора.
На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположение об авторе анонимного докумен- та: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительст- ва и др.
Когда в результате следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.
К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования: объем, происхожде- ние, время исполнения и тематика.
Рекомендуется объем до пяти страниц машинописного и до десяти — рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных осо- бенностей навыков письменной речи автора.
По происхождению различают свободные и эксперименталь-
ные образцы письма.
Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы лично- го дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.
Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные подозреваемым по предложению следователя. Получение экспе- риментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов произво- дится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.
В этих образцах должны быть тексты, написанные на ту же
(или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.
При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.
При автороведческих экспертизах перед экспертами можно по- ставить следующие вопросы: не является ли автором анонимного документа гражданин «Н», образцы письма которого представле- ны; одним или разными лицами составлен представленный текст; какие данные о личности автора документа можно получить путем анализа признаков письменной речи и др.
Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка
1. Криминалистическое почерковедение — это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач, возни- кающих при расследовании преступлений.
В своем научном развитии криминалистическое почерковеде- ние опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, био- механика и психологическая организация письменно- двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почер- ку устанавливается исполнитель документа.
Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и ин- дивидуальностью.
Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его разви-
тии и изменении, поэтому она рассматривается только примени- тельно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.
Вариационность почерка — результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные — это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные — подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышлен- ными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужо- го или маскировке собственного почерка.
Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном
случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом —
бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть след- ствием написания документа при необычном состоянии организ- ма, например, в результате опьянения, действия некоторых ме- дикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.
Вариационность почерка не препятствует идентификации ис- полнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экс- пертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.
Индивидуальность почерка — это неповторимая совокуп- ность особенностей системы движений при исполнении письмен- ных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот про- цесс продолжается и после школы, он зависит от объема и харак- тера почерковой практики.
2. Качественно-количественные характеристики почерка де-
лятся на топографические, общие и частные.
Топографические признаки почерка — это привычный спо- соб размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на листе, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.
К топографическим признакам относятся:
Поля — отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оценива- ются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) — ровные, неравно-
мерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним от-
носятся поля размером от 25 до 35 мм.
Абзацы — части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отсту- пов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.
Расположение строк обычно бывает горизонтальное, подни-
мающееся, опускающееся.
По форме они могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге — над линиями, на линиях, без соблюдения линий.
Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии ис- полнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или
выпуклой формы. Расположение по отношению к строке — посре-
дине либо со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали — горизонталь- ные, поднимающиеся или опускающиеся.
Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, равномерными и неравномерными. К средним относят те, при которых между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).
Выделение слов — их подчеркивание одно- или двухштрихо-
вой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буква- ми и др.
Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по- разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тек- сте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное пред- ложение.
Положение нумерации страниц текста — слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.
Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.
Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, это:
Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанности выделя- ются маловыработанный, средневыработанный и высоковырабо- танный почерк.
Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выгля- дит нестройной, буквы заметно отличаются от стандартных про- писей.
Средневыработанный почерк имеет обычный темп письма и такую же координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах написания письменных знаков.
Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и со- гласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и со- четаний с другими буквами, а с другой стороны — однотипное выполнение разных букв.
Общий тип (строение) почерка может быть простым, упро-
щенным и усложненным (вычурным).
Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.
При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется быстрыми движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки.
Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстроч- ные и подстрочные элементы букв для их украшения.
Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешан- ным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преоб- ладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешан- ные. В России большинство почерков являются левоокружными.
Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).
По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, ле- вонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85-95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.
Разгон почерка характеризуется соотношением высоты пись- менных знаков и их ширины. Почерки делятся на сжатые, сред- ние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины — почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины — то размашистый.
Связность почерка определяется по числу букв, выполнен- ных без отрыва пера от бумаги. Почерк бывает связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непре-
рывным движением выполняется пять и более букв, средним —
три-четыре буквы и отрывистым — когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.
Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень их вдавленности. По этому признаку почерки подразделяются на имеющие:
сильный нажим (ширина основного штриха более 1 мм);
средний нажим (ширина этого штриха меньше 1 мм, но боль-
ше соединительного);
малый нажим (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0,5 мм);
тонкий нажим (основные соединительные штрихи по ширине менее 0,5 мм).
Почерки подразделяют по степени вдавленности: сильная, ко- гда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя — на двух последующих листах; слабая — толь- ко на оборотной стороне листа.
Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и об- разцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.
Частные признаки почерка — это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.
Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соеди- нительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (см. рис. 1), выполняемых приводящим или отводящим, левоок- ружным или правоокружным движением (см. рис. 2), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыка- ния (см. рис. 3).
|
2
1 2
в) г) 1
Элементы букв: а) 1 — начальные, 2 — заключительные; б)
1 — основные, 2 — соединительные;
в) 1 — овалы, 2 — полуовалы;
г) 1 — надстрочные, 2 — подстрочные
Рис. 1.
а) б)
Направление движения при выполнении элементов букв:
а) приводящее и отводящее;
б) левоокружное и правоокружное
Рис. 2.
а) б) в)
Способы связи элементов букв:
а) петлевая; б) угловая; в) примыкающая
Рис. 3.
Все многообразие частных признаков может быть классифи-
цировано на четыре группы:
1) Особенности направления движения при выполнении пись-
менных знаков и элементов (см. рис. 4).
Левоокружное выполнение буквы «Ш» и первого полуовала буквы «Ж», одноштриховой вариант буквы «Т», правоокружное выполнение строчных элементов буквы «В» и «Ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «Л»
Рис. 4.
2) Особенности связывания письменных знаков и их элемен-
тов (см. рис. 5).
Упрощенная связь букв «С» и «Р», непрерывное выполнение букв
«Б» и «Р», различные способы связи элементов букв «Н» и «К»
Рис. 5.
3) Особенности соотношений письменных знаков и их элемен-
тов по размеру, наклону и разгону (см. рис. 6).
Расположение верхних окончаний
основных штрихов буквы «Н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха буквы «Ж» за верхнюю и нижнюю строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «Т» и «У», различные интервалы между основными штрихами буквы «Т»
Рис. 6.
4) Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения (см. рис. 7).
Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения. Расположение точек начала буквы «А» вверху слева, внизу слева, внутри овала;
начало выполнения буквы «А» с точки, с предварительного штри-
ха; направление заключительного штриха буквы «Я» вверх влево, вниз влево, вниз
Рис. 7.
Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемо- сти, тем выше ценность этого признака при установлении испол- нителя.
Тождество исполнителя выявляется в результате сравни- тельного анализа всех признаков почерка в исследуемом доку- менте и образцах, неповторимость которых оценивается не толь- ко на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и пу- тем использования математических данных об идентификацион- ной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.
Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста при- знаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1303;