IX.7. ШПАТЛЕВКА ПОД ВОДНОДИСПЕРСИОННЫЕ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНЫЕ КРАСКИ (17. С. 123)
Дисперсия ПВА (50%-ная, пластифицированная).............................................................. 1,0
Маршалит (молотый или природный пылевидный кварц)....................................... 7,5—8,0
Портландцемент................................... 2,0—2,5
Вода (до рабочей консистенции)..... 3,0—5,0
Шпатлевка готовится непосредственно перед работой, так как может храниться не более 24 часов (17. С. 123).
Маршалит замесить на воде до консистенции жидкой каши и перемешать его затем с дисперсией. В противне состав тщательно перетереть шпателем, добавляя в него цемент и воду, после чего весь состав еще раз тщательно перетереть. Лучше пропустить его через краскотерку.
Для шпатлевания может быть использована и выпускаемая ЛНПО «Пигмент» шпатлевка Э-ВА-0045 (ТУ-6-10-1415-80) — суспензия талька и каолина в поливинилацетатной дисперсии (70. С. 13), которой шпатлюют штукатурку, дерево и другие подобные материалы.
На Волжском автозаводе ее применяют при доводке мастер-моделей, собираемых из дерева, пенопласта и других пористых материалов (без предварительной подготовки их поверхностей).
Все характеристики шпатлевочных слоев идентичны красочным слоям красок Э-ВА-27А и Э-ВА-27Т (70. С. 13).
В последние два-три десятилетия, как в нашей стране, так и за рубежом в отделочные работы широко вошли декоративные пасты на различного рода связующих с использованием наполнителей, что дало возможность получить весьма разнообразные фактуры отделки стен.
В учебно-производственных мастерских МВХПУ (б. Строгановское) были разработаны цветные пасты, в состав которых вошли поливинилацетатная дисперсия, пигменты и древесные стружки из-под механического рубанка в качестве наполнителя. Пасты довольно
просты в работе, имеют насыщенные цветом тона и, нанесенные на стену, дают матовые покрытия со своеобразной шероховатостью, которая визуально по фактуре воспринимается как поверхность грубошерстного ковра. Поэтому А. А. Комаров и М. И. Сафронов, разработавшие эти пасты и своеобразную технику стенописи на их основе, назвали ее «жестким гобеленом». Гобеленом эту технику назвали потому, что она позволяет выполнять в этом материале довольно сложные композиции, тщательно прорабатывать тонкие детали изображения, позволяет вводить в композицию большие куски неизобразительных элементов — фонов и декоративных плоскостей. Жестким — потому, что поверхность, создаваемая пастами, в достаточной степени жестка, поэтому работы, выполненные в этом материале, не требуют для своей защиты специальных устройств, отделяющих их от возможных контактов со зрителем.
В этой технике уже выполнено несколько крупных работ в ряде городов страны, в том числе и в Москве во Дворце культуры «Москворечье».
IX.8. ВОДНОДИСПЕРСИОННАЯ ПАСТА-КОЛЕР ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ В ТЕХНИКЕ «ЖЕСТКИЙ ГОБЕЛЕН»
Поливинилацетатная дисперсия (50%-ная, пластифицированная)................................... 1,0
Пигменты.............................................. 0,2— 2,0
Древесные стружки........................... 7,0—10,0
Вода (до рабочей консистенции).... 1,5— 2,0
Порядок приготовления пасты-колера. Сухую мелкую стружку из-под механического рубанка (станка) просеять через сито с ячейкой сетки в 1/4 см2 для удаления из нее различного рода мусора и опилок, которые в противном случае в последующем засорят пасту, что отрицательно скажется на фактуре ее поверхностей. Затем вмешать в стружку необходимое количество нужных пигментов для получения сухой массы (колера). Таким образом, следует составить все необходимые колеры в достаточном для работы количестве и держать их в картонных коробках, в которых они могут сохраняться долгое время. Однако следует помнить, что избыточное количество пигментов в пасте неблагоприятно сказывается на «ковровости» поверхности паст, создает впечатление глухости цвета и тона. При составлении сухих смесей-колеров надо учитывать и то, что они не соответствуют по цвету и тону тем пастам, в которые уже будет введена поливинилацетатная дисперсия. Исходя из этого, следует тона «гобелена» подбирать, делая небольшие пробы-накраски, имеющие в своем составе уже все компоненты — стружку, пигменты и раствор ПВАД.
Перед работой на стене нужные сухие колеры (стружка +пигменты) в достаточном для одного или половины дня работы количестве затворить в противнях раствором поливинилацетатной дисперсии в воде (соотношение 1:2). Масса колеров должна быть влажной и в какой-то мере рассыпчатой, однако не столь рыхлой, чтобы не удерживаться на стене. Излишек связующего в пасте тоже нежелателен, так как это влечет за собой несколько большее потемнение ее по высыхании и некоторую потерю цветности. Не рекомендуется сухую массу (колер) готовить на растворе ПВАД в воде с соотношением компонентов 1:1,5, ибо, несмотря на то, что на этом связующем паста будет иметь большую вязкость, что более удобно в работе, тона «гобелена» на нем сильно темнеют, делаются глухими и теряют свою ковровость.
Для покрытия 1 м2 плоскости слоем пасты толщиной в 1 см ее потребуется примерно 15 дм3 (15 л или 1,5 десятилитровых ведра). Для приготовления такого количества пасты нужно будет приблизительно: ПВАД — 1 дм3 (1 л), пигментов — 0,2—2 дм3 (0,2—2 л), древесной стружки сухой 20 дм3 (2 десятилитровых ведра) и воды — 2 дм3 (2 л).
Из практики выполнения «жестких гобеленов» следует сказать, что добрая половина расчетного количества пигментов, необходимых для выполнения всей работы, составляют белила (литопонные или цинковые).
Подготовка плоскости стены для нанесения пасты-колера. Наносить пасты-колеры можно практически почти по любому основанию: бетону, штукатурке, окрашенной эмульсионной или масляной краской стене, древесностружечной плите и другим подобным материалам, лишь бы плоскость имела умеренно тянущую поверхность. При необходимости, если штукатурка или какой-либо другой материал окажется более рыхлым, чем надо, их следует подгрунтовать, покрыв плоскость один-два раза раствором ПВАД в воде в соотношении 1:4 или 1:5. Плоскость можно считать хорошо отгрунтованной, если вода, нанесенная на нее кистью, скатывается (течет) с ее поверхности и только постепенно впитывается в ее слой.
После того, как стена подгрунтована, на нее можно тем или иным способом перенести рисунок (припорошить углем или сухим пигментом, воспользоваться для этих целей копировальной бумагой и т. д.) и закрепить его при необходимости — прорисовать краской, зафиксировать тем или иным фиксажем (в том числе можно и 10%-ным раствором ПВАД в воде) и т. д.
Бетонную или окрашенную масляной краской поверхность можно не грунтовать, их тянущая способность вполне удовлетворительная. Однако их следует прочистить наждачной бумагой, пемзой или куском пеностекла для некоторого взрыхления их поверхности, что улучшит адгезию паст.
Нанесение декоративного слоя — нанесение паст-колеров на поверхность стены. В зависимости от сложности рисунка участка композиции, над которым предстоит работать, его плоскость площадью в 30—40 см2 и до 1 м2 надо покрыть тонким слоем (в 2—3 мм) поливинилацетатной дисперсии, при этом придерживаясь контуров рисунка плоскости, которую необходимо закрыть тем или иным тоном (тонами). Затем на эту плоскость можно наносить влажную массу паст-колеров слоем в 0,5—1 см толщиной, пользуясь для этого рукой или мастихином. (При работе рукой целесообразно одевать хирургические перчатки, что предохранит руки от излишнего загрязнения.)
После окончания работы над всей композицией, декоративный слой «гобелена» в некоторых местах может оказаться по тем или иным причинам в недостаточной степени прочным (рыхлым). В этих случаях следует эти его участки укрепить — покрыть их с кисти или из пульверизатора один-два раза раствором ПВАД в воде (соотношение — 1:3).
Бутадиенстирольные воднодисперсионные краски[218]. Эти краски являются суспензией пигментов в эмульсии бутадиенстирольного полимера с небольшими добавками в их состав стабилизаторов, эмульгаторов и т. д. Бутадиенстирольные краски еще не нашли применения в стенописи, но их технические характеристики свидетельствуют о том, что они могли бы быть в ней использованы. Красками рекомендуется работать только в интерьерах зданий, они дают матовые покрытия с легким глянцем, имеющие достаточную атмосферостойкость, хотя и уступающие по водостойкости и долговечности краскам на основе поливинилацетатной дисперсии.
Отечественная лакокрасочная промышленность выпускает бутадиенстирольные краски, которые находят широкое использование в отделочных покрытиях[219]. Ими можно работать по штукатурке, кирпичу, камню, дереву и другим подобным материалам, а также по поверхностям, имеющим масляную покраску.
Подобные краски можно приготовить и самостоятельно по упрощенной рецептуре.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1376;