III.16. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (ВИЗАНТИЯ VII—XI ВВ.) (20. С. 291—301)

 

Первый слой (нижний):

Известковое тесто долголетнего гашения (сильно «отощенное»).................................. 1,0

Песок (кварцевый), но с добавками дробленых известняка, кирпича или черепицы 1,5—2,0

Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5

Второй слой (накрывка):

Известковое тесто долголетнего гашения (сильно «отощенное»).................................. 1,0

Мраморно-известняковая мука (мелкотолченые мрамор и известняк в соотношении 1:1)........................................................... 0,4—0,5

Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5

 

Методика приготовления растворов грунта, подготовка архитектурных поверхностей и нанесение слоев грунта на них не отличаются от описанных выше (III.5, 6 и 7), то есть: по хорошо промоченной кладке положить первый слой толщиной 12—14 мм, дать провянуть и положить второй слой — накрывку — толщиной не более 5 мм. Поверхность накрывки тщательно выгладить стальной лопаткой (шпателем). Накрывку наносить только на один, а то и на полдня работы, в зависимости от влажности окружающего воздуха.

С XII века византийские мастера под фрески кладут также двухслойные грунты, но уже грунты трубчатые, то есть с введением в их растворы: в нижние — рубленой овсяной или просяной соломы, в верхние — мелкорубленого волокна льна. Добавки эти были минимальными, в пределах 0,7—0,8% от общей массы раствора, но оказывали существенное воздействие на качество грунта. По свидетельству А. В. Виннера, трубчатые грунты самые долговечные, что и подтверждено хорошей сохранностью произведений стенописи, на них выполненных.

В целом византийские грунты, начиная с XII века мало, чем отличаются от грунтов, применявшихся средневековыми русскими мастерами стенописи.

Грунты средневековой Руси и России (XIVXVIII вв.). Приготовленные русскими мастерами грунты — левкасы в течение уже многих веков, находясь в самых разнообразных и подчас весьма суровых условиях эксплуатации, показали себя с лучшей стороны — об этом свидетельствуют многие памятники русской стенописи, и по сей день находящиеся в удовлетворительном состоянии сохранности.

Русские мастера, готовившие грунты для стенописи (так же, как и античные и византийские), отбирали прочные, без глинистых включений куски известняка, которые и обжигали на известь, гасившуюся с избытком воды в известковое тесто[103]. Но вот способы приготовления известкового теста у них были разработаны свои, о чем можно судить по сведениям из сохранившихся указов XVI—XVII веков, описывающих эти способы; и, видимо, это относится и к XI—XV векам (20. С. 116).

Русские мастера готовили известковое тесто следующим образом:

1. Хорошо обожженную известь дробили, просеивали через грохоты и сита и гасили с избытком воды в творилах. Затем в течение 6—7 недель с нее ежедневно сливали воду, наливали свежую и тщательно все перелопачивали, то есть перемешивали и сильно «убивали пестами» — месили тяжелыми дубовыми битами (бревнами), пока не выйдет из известкового теста вся «ямчуга».

2. В XVII веке широко применяли способ дополнительного выведения «ямчуги» вымораживанием: обработав негашеную известь способом, описанным выше, но в течение от 7 недель до 6 месяцев, эту известь в творилах оставляли на зиму, давая ей хорошо вымерзнуть; с весны ее вновь заливали водой, размешивали и в течение 20 дней вновь повторяли операции по перелопачиванию и «убиванию пестами», а затем еще в течение недели ее тщательно месили этими пестами.

3. В XVII веке применялся и такой способ приготовления известкового теста, когда весной известь пяти — десятилетнего гашения просеивали через сита, затем жидко разводили в творилах, давали отстояться воде 5—6 часов, снимали сверху «ямчугу», сливали воду, наливали новую, размешивали известь через 5—6 часов (и днем, и ночью), проделывали все заново. И так в течение всего лета, то есть 12—15 недель.

К зиме известь сгребали в кучу, покрывали сверху рогожами и оставляли на зиму, давая ей хорошенько вымерзнуть.

Весной следующего года известь опять закладывали в творила и разводили довольно жидко водой и вновь, как и предыдущей весной, давали отстояться 5—6 часов, снимали «ямчугу», сливали воду и т. д., и так в течение еще 6 недель.

Как только налитая вода после отстоя извести будет чистой, то—есть на ее поверхности не будет «ямчуги», она пригодна для левкаса, «который будет чист, крепок и вечен».

4. Во второй половине XVII века применяли и известковое тесто, состоявшее наполовину из свежегашеной извести (способы 1 и 2) и наполовину из извести долголетнего гашения (способ 3).

Все эти на первый взгляд столь разнохарактерные действия преследовали одну цель, суть которой состоит в том, чтобы дать возможность гидрату окиси кальция (известковому раствору) вступить в химическое взаимодействие с углекислым газом воздуха. Получающийся при этом углекислый кальций кристаллического строения — мелкозернистый раствор, в достаточной степени мягкий, но и вязкий, тягучий. Эту массу можно было лопаткой намазывать на стену как масло. Из-за малого количества гидрата окиси кальция она схватывалась (твердела) медленно, позволяя на ней относительно долго писать фреской, которая медленно отдавала в окружающую среду (воздух) влагу и выносила на поверхность грунта и красочного слоя достаточное количество гидрата окиси кальция, соединявшегося с углекислым газом воздуха и создававшего известковую структуру, способную монолитно соединить в единое целое, как красочный слой, так и грунт, мало реагирующие на атмосферные воздействия.

Мастера того времени хорошо знали извести, с которыми они работали, и свойства наполнителей, которыми они пользовались. А. В. Виннер в работе «Материалы и техника монументально-декоративной живописи» (20) описал очень много грунтов различных памятников архитектуры, из чего можно судить, что не было стабильной рецептуры грунтов, не было догмы, а была живая практика, исходя из традиций, опыта, свойств и особенностей местных материалов[104].

Но определенные черты в их строении прослеживаются весьма четко:

1. Русские грунты XII—XVIII веков — это в подавляющем большинстве грунты трубчатые, то есть содержащие в своем составе рубленые волокна льна. Последние служили как капиллярами, так и арматурой этих грунтов[105]. В растворы нижних слоев вмешивали льняную тресту (реже солому), в верхние — льняное волокно — веревку или плетеницу (косичку), рубленные на куски длиною 1—2 см. Количество этих добавок к массе грунта колебалось от 0,1 до 1,5%. (Но в одном памятнике XVII века — Зачатьевской церкви в Ростове — доходит до 25%.)

2. Русские мастера стенописи очень редко применяли чисто известково-песчаные грунты (с содержанием песка 40—60%). Но нередко добавляли песок в количестве не более 1/3 от объема всего наполнителя, состоящего из дробленых известняковых пород, кирпича, черепицы и т. д.

3. Русские грунты в основном состояли из углекислого кальция (СаСО3) кристаллического строения, содержание которого в них колебалось в пределах от 40% до 80%, то есть состояли в основном из сильно «отощенного» перелопачиванием и снятием «ямчуги» известкового теста.

В левкасы-грунты (известковое тесто) вводились различные наполнители: кирпич, черепица, доломит (магнезиальный известняк) и другие, которые мелко дробились (точнее, толклись до частиц размером от 0,01 до 0,06 мм2)[106] и в сухом виде вмешивались в известковое тесто. Нередко туда же вмешивался и мелкий кварцевый песок в количестве, не превышающем 1/3 от общего объема наполнителя[107], и совсем немного, в пределах 1—2% к массе всего грунта, вмешивалось мелкорубленое льняное волокно. Получалась густая, тягучая и в достаточной мере вязкая и липкая масса, которую и намазывали на стену железными (может быть, и деревянными) лопатками.

Вся масса наполнителя относительно известкового теста нередко составляла не более 20%. Наполнитель, как правило, представлял собой смесь дробленого кирпича, известняка и т. д., но нередко это был только дробленый кирпич или доломит.

Как показал тысячелетний опыт, наиболее прочные грунты под росписи — грунты цемяночные, то есть известково-кирпичные (или известково-черепичные); дробленый кирпич (или черепица) — их основной наполнитель. Такие грунты применялись еще в античности (III.2) и в средние века во многих западноевропейских странах. Они отличались особой атмосферо- и влагостойкостью[108]. Такие грунты под фресками в памятниках Киевской и Новгородской Руси, Полоцкого и Смоленского княжеств (X—XIII вв.).

Цемяночные грунты под фресками Киева и Новгорода X—XII веков имеют исключительную прочность, что доказано их хорошей сохранностью и по настоящее время. Как правило, они двухслойные, нередко как первый слой, так и второй (накрывка) имеют одинаковый состав.

 

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) соотношение компонентов грунта было:

Известковое тесто.......................................... 1,0

Наполнитель................................................... 0,3

 

Наполнитель состоял из 4 компонентов. Толщина нижнего слоя — 12— 18 мм, верхнего — 4—8 мм, общая толщина грунта — 16—22 мм.

Верхний слой тщательно заполирован, имеет сильный блеск.

 

В Софийском соборе Новгорода (тоже XI в.) это соотношение было:

Известковое тесто.......................................... 1,0

Мелкодробленый кирпич............................. 2,0

 

Грунт имел монолитное строение, волокнистых добавок (льна) нет. Толщина первого слоя — 15 мм, второго — 6 мм. Второй слой тщательно заглажен и заполирован до зеркального блеска.

По мнению А. В. Виннера, «по прочности, твердости и устойчивости к действию внешних физико-химических и механических влияний... этот грунт является одним из лучших» (21. С. 128).

Рецептура этого грунта восходит к античным и византийским источникам.

Таким образом, цемяночный грунт, применявшийся русскими мастерами X—XIII веков под фресковые росписи, имел примерно такую рецептуру:

 

III.17. «РУССКИЙ» ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (X—XIII ВВ.) (21. С. 127—148)

 

Известковое тесто долголетнего гашения (сильно «отощенное»)........................ 1,0—2,0

Наполнитель.......................................... 0,5—2,0

Вода (до рабочей консистенции).... 0,2 —0,3

 

Наполнитель, как правило, состоял из ряда компонентов:

а) дробленый кирпич, или известняк, или доломит в том или ином количественном сочетании............................................... 0,5—1,5

б) кварцевый песок............................. 0,2 —0,5

в) льняное волокно (мелкорубленое). 0,01— 0,02

 

В X—XIII веках русские мастера готовили грунты под фреску и на основе гидравлических известей, получаемых от обжига доломитов, которые с доломитовыми и кирпичными наполнителями давали гидравлические известковые растворы, медленно отвердевавшие и дававшие очень прочные твердые и стойкие к атмосферным воздействиям грунты (ил. 23).

Такие грунты имеют фрески Десятинной церкви (X в.), киевского Михайловского собора (XI в.), церкви Клемента и Георгиевского собора в Старой Ладоге (XII в.) и другие.

 








Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1220;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.