IV УКРЕПЛЯЮЩИЕ СОСТАВЫ КРАСОЧНЫХ СЛОЕВ И МОДИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ (грунтов) ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТЕНОПИСИ
Если какие-либо фрески, росписи клеевыми или эмульсионными красками находятся в очень тяжелых условиях «эксплуатации», когда их красочный слой подвергается интенсивному разрушающему воздействию внешней среды, то эти работы могут довольно скоро погибнуть. В таких случаях не надо ждать даже незначительного их разрушения, а непосредственно после написания в целях профилактики укрепить их красочные слои специальными полимерными составами.
Вопросы сохранности произведений, написанных на архитектурных плоскостях, вопросы их долговечности всегда волновали мастеров стенописи, так как и материалы, из которых возводились стены, грунты и красочные слои росписей, к сожалению, всегда имели недостаточную атмосферостойкость, довольно легко разрушались от внешних воздействий (темнели, обесцвечивались, трескались, шелушились и осыпались краски; деструктировались левкасы и штукатурки, безвозвратно гибли плоды долголетних трудов). Поэтому наряду с совершенствованием художественной формы, способов и техник, обеспечивающих создание этой формы посредством имеющихся в распоряжении эпохи материалов, шли не менее упорные поиски материалов, из которых выполнялись произведения стенописи, и методов работы ими, а также способов, позволяющих если не оградить росписи от разрушений вообще, то хотя бы продлить им жизнь. Одним из направлений этих поисков было нахождение пропитывающих красочный слой (в какой-то мере и основание) составов для повышения его атмосферостойкости.
По словам Э. Бергера, ссылающегося на Витрувия, античные мастера до блеска шлифовали еще сырую, но покрытую уже краской (киноварью) стенную поверхность; после высыхания стены применяли еще один метод, состоящий в «промазывании стенной облицовки... так называемым пуническим воском, с последующим прогреванием его жаровнями, чтобы он вошел в поры штукатурки» (8. С. 97—98).
Ч. Ченнини и Л. Б. Альберти писали, что поверхность сырой штукатурки для фресок раннего Возрождения также выглаживали до блеска, иногда вводя в нее небольшое количество мыла, а в некоторых случаях после высыхания стены с росписью поверхность стены промазывали воском, сплавленным с мастикой и маслом, что повышало интенсивность красок, делало росписи более долговечными, менее подверженными атмосферным воздействиям, облегчало содержание их в чистоте (20. С. 57—76).
Немецкий мастер фрески М. Кноллер, живший в XVIII веке, ссылаясь на греческий манускрипт, якобы прочитанный им в ватиканской библиотеке, говорит о том, что древние греки с этой целью напитывали льняным маслом до полного насыщения еще сырой накрывочный слой штукатурки и писали по этому основанию красками, затертыми на воде. Через несколько дней всю роспись (стену) натирали шерстяными тряпками до блеска, после чего она становилась прочной, глянцевой и не боялась атмосферных воздействий (8. С. 122—130).
Свеженаписанные фрески М. Кноллер защищал, покрывая их «горячим мыльным раствором, а затем таким же горячим раствором квасцов...» (8. С. 122—130). Соединение мыла с квасцами давало глинозем, не поддающийся действию воды (20).
В начале XX века для укрепления штукатурного основания (грунта) и красочного слоя фресок было предложено пропитывание их калиевым жидким стеклом. Через несколько часов после пропитки поверхность росписи тщательно промывали водой (20. С. 111 — 117). Некоторые технологи XX века рекомендовали покрывать фрески раствором воска в скипидаре и парафина в бензине с целью повышения их атмосферостойкости, а следовательно, и долговечности. Фрески, укрепленные такими составами, конечно, приобретали эти качества, но безвозвратно теряли бархатистость и мягкость тонов — переставали быть фресками (20. С. 111—117) в том понимании, которое мы сейчас вкладываем в этот термин.
В настоящее время проблема сохранения красочного слоя стоит как перед строителями, так и перед реставраторами. Для первых это долговечность декоративных покрытий архитектурных сооружений, что является немаловажным экономическим фактором; для вторых — сохранение (консервация) и реставрация памятников культуры (в данном случае стенописи, икон и станковой живописи). Опыт строителей в какой-то степени может быть использован и для профилактической защиты красочных слоев росписей. А опыт реставраторов в этой области представляет безусловный интерес и должен быть использован в современной практике стенописи. Это будет оправдано как с точки зрения экономической (долговечность произведений стенописи), так и с точки зрения сохранения подлинников произведений как культурной ценности.
Исходя из опыта строителей по укреплению пористых материалов и грунтовке различных архитектурных поверхностей растворами жидкого калиевого стекла и гидрофобизации их кремнийорганическими жидкостями (ГКЖ), можно предложить эти материалы (составы) для укрепления и гидрофобизации, как оснований, так и красочных слоев росписей, особенно в экстерьере.
Жидкое калиевое стекло промышленного производства[109] — бесцветная довольно вязкая жидкость, из которой на строительстве, разбавляя ее водой, готовят различной плотности растворы для флюатирования (пропитки с целью укрепления) пористых материалов (цементно-песчаных и известково-песчаных покрытий, бетона, камня и др.). Такие пропитки, не изменяя ни цвета, ни тона пропитанного ими материала, придают ему более высокую атмосферостойкость и водонепроницаемость.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 2745;