III.15. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (XVIII В.) (20. С. 370—374)
Первый слой:
Известковое тесто долголетнего гашения (сильно «отощенное»).................................. 1,0
Песок (кварцевый, средней крупности) 2,0—3,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5
Второй слой:
Известковое тесто долголетнего гашения (сильно «отощенное»).................................. 1,0
Песок (кварцевый, мелкий)................ 1,0—2,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5
Толщина первого слоя — 1 —1,5 см, второго — до 0,5 см. Система наложения идентична описанной в III.7.
В XIX и XX веках фреска полностью сошла со сцены, хотя в ряде стран Западной Европы отдельные мастера и выполняли эпизодически работы в той или иной ее модификации, придерживаясь традиций работы в этой технике, имевших место в их странах в прошлые времена.
В Византии культура обжига известняков, приготовление известкового теста и грунтов для стенописи в основных чертах продолжали античные традиции, но имели и свои особенности. И здесь для получения извести обжигали отборные куски известняка (прочного, без глинистых включений), затем ее гасили в творилах в тесто, но уже в течение 5—10 лет. Дальнейшая ее обработка мало, чем отличалась от античной (см. римский и греческий способы гашения в разделе «Грунты античности»), а в дальнейшем, начиная с XII века, от третьего способа приготовления известкового теста, описанного ниже (см. с. 95).
В Византии с VII по XI век в стенописи удерживались римские традиции. Однако грунты под росписи, в отличие от римских многослойных текториумов, делали хотя и монолитные, но только двухслойные: нижние слои — известково-песчаные, но нередко с добавлением дробленых известняка, кирпича и черепицы; верхние (накрывки) — главным образом известково-мраморные.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1333;