III.14. Казеиново-известковыми красками
по методике XVII века еще писали и в XVIII веке. Но в это время была разработана еще одна модификация этой техники: этими красками писали прямо по старой сухой штукатурке, предварительно прогрунтовав ее казеиновым клеем (прокрыв один-два раза казеиновой проклейкой (I.4). Это уже была, конечно, не фреска, письмо не по сырому известковому основанию, а скорее казеиново-известковыми красками по клеевому грунту[102].
Главное, что здесь было достигнуто — снята была необходимость письма по кускам (по фрагментам). Грунтовали всю плоскость, и можно было по ней писать все произведение сразу, постепенно его доводя до искомого результата. Можно было писать Лессировочно и укрывисто, широко и свободно, но и тонко прорабатывая детали.
Однако именно в этой модификации проявлялись в наибольшей степени все недостатки, присущие этим краскам, о которых уже шла речь в III. 12, 13.
В XVIII столетии грунты под фрески мало чем отличались от грунтов, употреблявшихся в XVII веке. Правда, нередко грубые слои грунтов содержали в своем составе волокна пакли, а верхние (тонкие) — льна, а известково-песчаные (двухслойные) имели одинаковый состав, как в первом, так и во втором (верхнем) слое. Но наиболее распространенными все же были грунты, состав которых идентичен применяющимся во фресках и в настоящее время.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1275;