III.10. Fresco a secco по intonaco, положенному с кисти (38. С. 123).
После снятия корочки углекислого кальция со старой штукатурки и сильного ее промачивания (о чем шла речь в III.8) стену без нанесения на нее intonaco следует прикрыть мокрой мешковиной или бумагой. Утром ее еще раз смочить и слегка протереть теркой. После того, как стена несколько провянет, на нее следует нанести с кисти intonaco — один-два слоя густого известкового молока (консистенция сметаны)[99], для чего известковое тесто необходимо разбавить наполовину водой и тщательно размешать, получив однородный состав. Наносить intonaco надо так, чтобы плоскость стены была им покрыта равномерно без ласин, излишних наметов и потеков извести[100].
Этот способ наложения известкового грунта на старую штукатурку дает возможность успевать за 1 день написать еще большие фрагменты росписи, так как если предпринимать все меры к тому, чтобы стена и красочный слой оставались влажными (о чем речь шла в III.8), то при этом способе письма продолжительность работы над одним фрагментом большого размера можно довести до 2 дней[101].
Неудавшиеся, но высохшие уже места следует смочить с помощью мягкой кисти водой, дать провянуть и переписать или подправить их, но уже чистой fresco a secco, то есть просто известковыми красками. Но и при этом способе работы — сильная разбеленность тонов красок, тусклость их общего цветового строя по высыхании.
Казеиново-известковая фреска. Эта техника стенописи была создана в Италии в конце XVII века и явилась завершением поисков мастеров стенописи по преодолению несовершенств фрески, последней попыткой ее модифицировать. По существу это техника письма казеиново-известковыми красками (красками на казеиново-известковом связующем) по грунтам, применявшимся в XVI веке для письма фреской.
Известково-казеиновые краски отличались от известковых (на известковом связующем) большей цветоносностью и прочностью, так как в их состав входит казеиновый клей (ил. 46—48).
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1256;