III.8. Fresco a secco (фреска по сухой штукатурке) (38. С. 122).
В этой технике можно работать по любой прочной известковой штукатурке, но итальянские мастера XVII века, выполняя значительные по размерам произведения стенописи и ответственно относясь к делу, нередко делали под такие фрески специальные двухслойные грунты, подобные тем, которые применяли для bouone fresco в XV и XVI веках (III.5; III.6). Разница заключается лишь в том, что под fresco a secco как первый, так и второй слои следует наносить на всю плоскость (второй слой через сутки после первого). Затем дать всему слою грунта хорошо просохнуть. (По существу, это хорошо выполненная, не рядовая, двухслойная известково-песчаная штукатурка.)
Приступая к росписи, эту хорошо просохшую штукатурку следует тщательно протереть пемзой (лещадью, обрезком доски и т. п.), чтобы снять с нее верхнюю корочку углекислого кальция — открыть поры всего слоя штукатурки. Промыть ее хорошо водой и просушить.
После этого на всю поверхность композиции можно тем или иным способом перевести рисунок (или рисовать прямо по штукатурке).
Обработанная вышеописанным способом штукатурка (с ее поверхности снята корочка углекислого кальция) хорошо впитывает в себя воду, что весьма немаловажно в этом способе работы фреской.
Накануне дня росписи определенного куска композиции, его надо сильно смочить чистой водой (или известковой или баритовой), повторяя эту операцию несколько раз, пока плоскость не перестанет впитывать воду. (Если это стена, то ее можно на ночь прикрыть мокрой мешковиной или бумагой.)
В день работы с утра этот кусок еще раз смочить водой и, так как рисунок уже переведен на плоскость, приступить к росписи.
Естественно, что перед этим следует составить все краски (колеры) и в каждую добавить то или иное количество старой гашеной, но обязательно лучшего качества извести, то есть ввести в них связующее, без которого они не смогут закрепиться на плоскости штукатурки. Делая это, все время надо следить за тем, чтобы, с одной стороны, в достаточной степени их известью закрепить и получить плотный тон, но, с другой — стараться их как можно меньше разбелить (особенно это касается темных тонов красок). Краски (колеры) с добавленной в том или ином количестве известью дают кроющие (непрозрачные, нелессировочные) тона, довольно плотный красочный слой.
Конечно, этот способ не снимает основного недостатка фрески — письма по кускам, хотя эти куски (фрагменты) и можно брать больших размеров и при необходимости делать ретушь тем же материалом (этими же красками, предварительно смочив место исправления). Но с точки зрения технологии, в целях получения красочного слоя большей прочности лучше заканчивать каждый фрагмент в один прием (в один день).
Казалось бы, и относительно просто готовится плоскость под роспись, и писать можно более свободно, и ретуши делать тем же материалом, но излишняя блеклость тона и колорита произведений помешала этой технике получить широкое признание.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1159;