III.4. ТРЕХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С МАТОВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ (XV В.) (20. С. 344—357)
Первый слой (грубый грунт — rinciffato)
Известковое тесто (жирное)........................ 1,0
Песок кварцевый (крупный)........................ 3,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5
Этот слой, предназначающийся для выравнивания плоскости стены, может быть нанесен и не в один прием, и не в один слой, а в два и три приема (слоя). Общая толщина rinciffato в пределах 1—3 см. Ему следует дать полностью высохнуть. (О целесообразности этого см. III.3.)
Второй слой (средний — arriciato)
Известковое тесто (жирное)........................ 1,0
Песок кварцевый (средний или мелкий).. 2,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5
И этот слой может быть нанесен не в один прием — не в один слой. Общая толщина arriciato — в пределах 1 —1,5 см.
Каждому слою arriciato перед нанесением на него последующего надо дать несколько подсохнуть (чтобы нажим большим пальцем не оставлял следа). Так же надо дать подсохнуть и последнему его слою перед нанесением на него intonaco.
Третий слой(накрывка— intonaco)
Известковое тесто (жирное)........................ 1,0
Песок кварцевый (мелкий) или мраморная пудра, мелкотолченый фарфор и т. д.... 0,5—0,7
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,1—0,2
Толщина intonaco — 0,3—0,5 см. Наносить лопаткой (шпателем) на 1 день работы. Можно затереть теркой. Поверхность intonaco слегка шероховатая, матовая.
Методика наложения слоев грунта идентична описанной выше (III.3).
Во второй половине и особенно в конце XV века грунты многослойные все чаще вытесняются из практики стенописи грунтами двухслойными, причем нередко слоем arriciato покрывали всю стену (архитектурную поверхность) в один прием сразу, нередко его шершавили для лучшего сцепления с intonaco в последующем.
III.5. ДВУХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С ЧИСТО ИЗВЕСТКОВЫМ INTONACO (XV В.) (20. С. 335—355, 81. § 67)
Первый слой(arriciato)
Известковое тесто (жирное)........................ 1,0
Песок кварцевый (любой фракции). 2,0—3,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5
Хорошо перемешанный известково-песчаный раствор держать в творильном ящике в течение нескольких дней, затем еще раз тщательно перемешать и приступить к нанесению грунта. Заготавливать раствор можно из расчета работы им в течение 15—20 дней.
Толщина слоя в пределах 1 см, на сводах и потолках — 4—5 мм.
Иногда в силу больших перепадов плоскости arriciato следует класть и не в один слой, и не в один прием, и, следовательно, в целом большей толщины, но этим слоем следует плоскость выровнять[96]. Поверхность arriciato надо сделать «зернистой и немного шершавой». Дать высохнуть. Перед нанесением intonaco промочить и слегка перетереть для лучшего сцепления слоев.
Второй слой (intonaco) чисто известковый.
Известковое тесто — протертое, промытое, хорошо умятое и промешанное, в общем как масло или густая сметана.
По просохшему arriciato, но обильно увлажненному, нанести лопаткой слой intonaco толщиной в 1,5—2 мм на 1 день работы. Если необходим блеск, натереть (заполировать) поверхность intonaco стальной лопаткой (шпателем).
Этот тип грунта (с чисто известковым intonaco) получил широкое распространение в XVI веке, но как показало время — это не лучшие грунты.
Грунты XVI века. В это время в Италии работали такие выдающиеся мастера, как Рафаэль (1483—1520) и Микеланджело (1475—1564). Именно в это время в технике фрески были созданы наиболее выдающиеся произведения стенописи. И среди них «Афинская школа» (1510—1511) Рафаэля в станцах Ватикана, плафон Сикстинской капеллы (1508—1512) и «Страшный суд» (1536—1541) Микеланджело (ил. 39, 42, 44).
Из практики стенописи окончательно ушли многослойные грунты с заглаженным до блеска intonaco. Широкое распространение получили грунты двухслойные: известково-песчаные и реже известково-пуццолановые в нижних слоях, а в верхних — чисто известковые (иногда с добавлением незначительного количества мелкого кварцевого песка). Intonaco этих грунтов не полируется, имеет матовую и реже полуматовую поверхность. Кладется только на 1 день работы и нередко по уже давно высохшему arriciato, а то и просто по старой штукатурке. Пишут фрески небольшими фрагментами, стремясь их закончить bouone fresco и избежать ретуши, так как последнее не считалось мастерством высшего класса (ил. 40, 43, 45).
Краски фресок, в основном кроющие, нередко с известковыми белилами в своем составе, письмо широкое, иногда довольно пастозное, применяются лессировки и письмо с полусухой кисти. Но имеют место многочисленные ретуши цельнояичной темперой.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1207;