III.2. АНТИЧНЫЙ МНОГОСЛОЙНЫЙ ГРУНТ— ТЕКТОРИУМ (20. С. 41—46)
Два-три слоя нижнего (грубого) грунта: Известковое тесто............................................... 1,0
Наполнитель (дробленые кирпич, известняк, мрамор, галька, крупный кварцевый песок — в той или иной их комбинации и пропорциях)............................................... 1,75—2,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,2—0,3
Каждый слой толщиной в пределах 1 —1,5 см.
Три-четыре слоя тонкого грунта:
Известковое тесто.......................................... 1.0
Наполнитель (тонкоизмельченный мрамор или известняк — ракушечник)........ 0,65—1,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,1—0,2
Каждый слой в пределах 0,5 см.
Итого: 7 слоев. Общая толщина грунта в пределах 6—7 см.
Растворы делать крутые, с малым количеством воды. Наносить их на стену лопаткой (шпателем), ею же притирать, уплотнять и выравнивать. Верхний слой тщательно выровнять и выгладить до блеска его поверхности[89].
Каждому предыдущему слою перед нанесением последующего дать несколько подсохнуть (нажим большим пальцем не оставляет следа). Такой «слоеный пирог» дает возможность долго по нему работать[90], не растрескивается по высыхании. По свидетельству Витрувия (24), куски античной штукатурки можно было использовать как столешницы — столь велика была их прочность[91].
Опыт античности по обжигу известняков на известь, по ее гашению и приготовлению известкового теста нашел развитие в Византии и в Западной Европе в эпоху Возрождения. На известь пережигали известняки лучшего качества (мраморы) и гасили ее в творилах с избытком воды[92] в известковое тесто. Затем длительное время ежедневно снимали с поверхности воды пленочку углекислого кальция, меняли воду, тщательно перемешивали (перелопачивали) и нередко, как то делалось по греческому способу гашения, «убивали известь пестами», то есть месили ее и мяли специальными бревнами[93]. Альберта (XV в.) свидетельствует, что так известь промывали в течение 3 месяцев; Паломино (XVI в.)— в течение 4—6 месяцев, Поццо (XVII в.) — от 6 месяцев до 1 года, а Гуевара (XVI в.) и Пачеко (XVII в.)— от 2,5 до 3 лет.
При таких промываниях и других процессах известь избавляется от излишней «остроты» и «жара» и превращается в довольно липкую и тягучую массу, содержащую минимальное количество гидрата окиси кальция и состоящую в основном из углекислого кальция кристаллического строения.
Наполнители. И здесь продолжение античной традиции: наполнителями известковых растворов являются галечный и кварцевый песок различной фракции (в нижние слои сюда же добавляют и дробленый кирпич, черепицу, известняк — ракушечник и мрамор). Эти же наполнители, но мелко дробленные (точнее, толченые), вводят и в растворы верхних слоев грунта.
Начиная с XII века и по XIV век в Италии (провинции Византии) в нижние слои вводили незначительное количество рубленой соломы или тресты льна, в верхние (тоже незначительное количество) мелко рубленых волокон льна. Эти волокнистые добавки встречаются, хотя и редко, в грунтах еще XV века.
Во второй половине XIII века в Италии выдающийся мастер стенописи Джотто (1266—1327) первым отошел от византийской традиции, как в иконографии своих композиций, так и в подготовке поверхностей под росписи. Он и его ученики начали возрождать античные традиции. Правда, они не воссоздали античный многослойный текториум, а применяли трехслойные и главным образом двухслойные грунты, но накрывочный (верхний) слой их грунтов тщательно заглаживался и полировался, имел сильный блеск поверхности, как у античных росписей.
Грунт наносили на стену не сразу на всю ее поверхность (как это имело место с текториумом), а по мере продвижения работы. Верхний слой — только на 1 день работы.
Джотто и его ученики писали главным образом жидкими полупрозрачными красками (колерами) по белому, сильно заглаженному грунту с расчетом на просвет его сквозь красочный слой. Широко использовали цветовые подкладки и лессировки. Делали они и многочисленные ретуши яичной темперой по уже просохшему красочному слою фрески, которая является материалом, имеющим малую атмосферостойкость[94] (ил. 31, 32).
Методика работы фреской, разработанная Джотто и его учениками, использовалась почти до конца XV века.
В XV веке работали такие выдающиеся мастера фрески, как Мазаччо (1401 — 1428), Филиппо Липпи (1406— 1469), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492), Андреа Мантенья (1431 —1506), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (1452—1523) и другие.
В работах этих мастеров преобладали многослойные и трехслойные монолитные грунты, верхний слой которых — известково-мраморное intonaco— тщательно выглаживался и полировался до блеска поверхности. Для этого в его состав вводили белое мыло. Писали по этим грунтам в достаточной степени жидкими красками (колерами) с расчетом на просвет белого intonaco.
К концу века начинают преобладать двухслойные грунты (в нижнем слое — известково-песчаные), но нередко еще и с добавками дробленого кирпича или известняка); в верхнем (intonaco) — чисто известковые, иногда, с малым количеством мелкого песка. Поверхность intonaco заглаживается уже менее тщательно и все реже полируется. Краски (колеры) все чаще кроющие, не рассчитанные на просвет сквозь них тона грунта. Нередки и многочисленные ретуши (штрихом и точками) по просохшему красочному слою фресок цельнояичной темперой. В последние десятилетия XV века intonaco уже только матовое, незаполированное.
У более ранних мастеров этого века (Мазаччо, Липпи, Гоццоли и др.) заполированность поверхности равномерная (имеющая сильный блеск) по всей фреске. У более поздних (Мантеньи, Боттичелли, Перуджино) лицо и обнаженные части тела заполированы сильнее, одежды, драпировки и прочее — меньше[95] (ил. 33—38).
Трехслойные грунты XV века в Италии. Трехслойные грунты — одни из наиболее прочных, что подтверждено испытанием их временем. Рецептура этих грунтов известна из описаний архитекторов и художников того времени (Леона Баттисты Альберти, Джорджо Вазари и Ченнино Ченнини).
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1407;