III ФРЕСКА
Под термином «фреска» понимается письмо по сырому известковому основанию (грунту) красками (пигментами), разведенными водой, без какого-либо связующего, либо красками, имеющими в своем составе известковое связующее (известковое тесто, известковую воду — гидрат окиси кальция).
Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «a fresco», или «affresco» — по— сырому, то есть письмо по сырому, еще свежему известковому грунту. Иногда употребляется и выражение «bouone fresco» (ит.), то есть «истинная фреска», чтобы подчеркнуть именно это ее качество — по — сырому, в отличие от «fresco a secco» (ит.) — так называемой фрески по—сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками (красками на известковом связующем) по сухой штукатурной поверхности, схватившейся, отвердевшей, но смоченной перед работой. Эти два уточнения («bouone fresco» и «fresco a secco») понадобились потому, что в Италии, где зародился термин «fresko», фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века, хотя способ письма по сырому известковому грунту применялся со времен, значительно более ранних, и имел место не только на Апеннинском полуострове.
В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в XVI—XVII веках в русских документах он не встречается и о такого характера работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике,— будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.
Фреска была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали в Древней Греции, писали ею в Древнем Риме, Византии, на Руси X—XII веков (в Киеве, Новгороде, Пскове). Многочисленные фрески выполнены в средневековой Западной Европе и на территории нашей страны в XIII—XVIII веках. Бурное и своеобразное развитие она получила в Италии в XIV—XVIIвеках (ил. 17—48).
В этой технике созданы самые значительные и выдающиеся произведения стенописи. На Руси в ней работали такие мастера, как А. Рублев (около 1360/70 — около 1430) и Дионисий (около 1440 —после 1502/03). В эпоху Возрождения в Италии — Рафаэль (1483—1520), Микеланджело (1475— 1564) и многие другие.
Начиная разговор о фреске как о технике стенописи, сразу же следует сказать, что не было (да и не могло быть) единой техники фрески, то есть единой системы письма по сырому известковому грунту красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция (известкового теста или известковой воды). Эта техника, зародившись в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской, и естественно, что она за время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась (модифицировалась) в соответствии с художественными задачами, которые стояли перед мастерами определенной эпохи и региона, исходя из традиций мастерства и свойств местных материалов. Единственное, что характерно для всех ее модификаций — это известковое связующее ее грунтов и красок (колеров). Все остальное представляет калейдоскоп рецептур грунтов, методов их наложения, ассортимента красок, систем письма и т. д. (ил. 17—48).
Не было техники стенописи как системы (исключая отдельные фрагменты или отдельные росписи в малозначимых памятниках), где все элементы росписи с начала и до конца сделаны красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе известковое связующее, то есть техникой чистой подлинной фрески (bouone fresco). Всегда и у всех народов европейского региона культуры стенописи, начиная с античности и кончая XIX столетием, существовала система стенописи, предполагающая смешение материалов (и отсюда техник), то есть существовала всегда техника стенописи, в которой в той или иной мере, в том или ином сочетании применялись четыре разных материала, которые все вместе и формировали единую технику росписи, основой которой служила фреска (bouone fresco). Эта система письма (техника стенописи) включала в себя:
а) фреску (bouone fresco, или affresco), то есть письмо по сырому известковому основанию красками без связующего — колерами, разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция;
б) известковые краски (колеры, имеющие в своем составе известковое связующее — известковое тесто или известковую воду (то есть то или иное количество гидрата окиси кальция), но которыми уже писали (прописывали) по высохшему грунту или по высохшему (или по подсохшему) красочному слою фрески (affresco, bouone fresco), исправляя что-либо или дописывая детали;
в) темперные краски (главным образом цельнояичные темперы, которыми дописывали и прописывали фрески уже при высохшем их красочном слое, что диктовалось нередко использованием нещелочестойких и малощелочестойких пигментов, а также необходимостью исправления неудавшихся фрагментов, дописыванием деталей и т. п.[87];
г) клеевые краски, которые использовались и применялись для тех же целей, что и темперные.
Нигде и никогда не было фрески, писавшейся подобно акварели, то есть системы письма очень жидкими, разбавленными только водой колерами и красками. Однако всегда существовали разнообразные рациональные системы письма ими, как очень жидкими Лессировочными, так и в достаточной степени кроющими (укрывистыми), как составленными с белилами, так и без них. Эти системы письма вырабатывались в процессе практики, исходя из физико-химических свойств используемых в дело пигментов, стоящих перед мастерами задач по созданию художественной формы, традиций[88].
Фреска как техника письма по сырому известковому основанию имеет многочисленные модификации и разновидности; меняя материалы, приемы работы и трактовку художественной формы, она только в одном, в своей сути, всегда оставалась неизменной: связующим ее красок и грунтов всегда был углекислый кальций.
Известняк (углекислый кальций, карбонат кальция), обожженный при температуре в 900—1100° С, преобразуется в безводную окись кальция (едкую, горькую, негашеную известь), которая, будучи залитой с избытком водой, гасится и превращается в известковое тесто (гидрат окиси кальция), являющееся основой, связующим как красок, так и грунтов фресок.
Известковое тесто — основной элемент и часть известкового раствора (грунта фресок), в который кроме него, как правило, еще входят различного рода наполнители.
Гидрат окиси кальция, содержащийся в известковом тесте и, следовательно, в известковом растворе (и нередко и в самих красках фрески), является основой (основным элементом) связующего этой техники (материала), который, вступая в химическую реакцию с углекислым газом воздуха, образует углекислый кальций — прозрачную стекловидную структуру, которая, пронизывая весь слой грунта и красок и образуя на их поверхности тонкую прозрачную пленочку, закрепляет (цементирует) как весь грунт, так и красочный слой фрески, который она еще и предохраняет от атмосферных воздействий.
Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом А. Лукасом и изложенные им в фундаментальном труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура (XXX—XI вв. до н. э.) не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э. (53. С. 146).
В древности известь была известна во многих странах: в Ассирии, Вавилонии, Финикии, Сирии, где она применялась в смеси с кирпичной мукой для приготовления водостойких замазок при строительстве водопроводов и гидротехнических сооружений. В смеси же с гипсом и с карбонатными (известняковыми наполнителями) — для облицовок (штукатурок) зданий.
Высококачественные известковые покрытия нередко служили основаниями для росписей во дворцах и жилых домах эгейской культуры (XXX— XII вв. до н. э.). Но были ли они фресковыми росписями? Известняковые и особенно цемяночные (кирпичные и черепичные) наполнители этих облицовок, способствующие активной карбонизации раствора (формированию известкового камня), заставляют нас усомниться в этом (ил. 16—20).
От росписей Древней Греции (XI— I вв. до н. э.) до нас дошли только два памятника: роспись так называемой «Гробницы ныряльщика» (начало V в. до н. э.) и роспись в казанлыкской гробнице (конец IV — начало III в. до н. э.). Оба памятника опубликованы в искусствоведческих трудах (16, 41), где обе росписи названы фресками без каких-либо пояснений. Более профессиональных технологических публикаций по этим памятникам пока нет. Поэтому с полной уверенностью нельзя ни утверждать, что это фрески, ни отрицать этого. И хотя Витрувий в известном труде (24) и пишет о греческом способе гашения извести, но это свидетельствует только о том, что древние греки знали известковые растворы и, видимо, также облицовывали ими поверхности зданий, но совсем не о том, что они пользовались техникой фрески для их росписи.
Известно, что римские мастера (эпохи империи) делали много копий с греческих оригиналов, а греческие в это же время нередко работали как в самом Риме, так и в его провинциях. Общепринято и мнение о том, что искусство Древнего Рима во многом сохраняло и развивало традиции Древней Греции. Не исключено, что это касается и техник стенописи, ее материалов и грунтов.
Бесспорно, однако, и влияние со стороны этрусков на стенопись Древнего Рима, особенно в ранний период. Росписи в могилах этрусков (VIII— IV вв. до н. э.) говорят о высоком развитии у них этого искусства и о том, что они выполняли эти росписи по известковым основаниям (грунтам).
Самым ранним письменным свидетельством того, что росписи делались по сырой штукатурке, является упоминание Витрувия в трактате «Десять книг об архитектуре» (24). Он пишет, что в Помпее и Геркулануме (которые погибли при извержении Везувия в 79 г.) нашли широкое применение росписи, носившие название «in udo» — по-сырому и «in arido» — по-сухому (38. С. 58). Однако у специалистов (искусствоведов и технологов) до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, какими материалами, в какой технике работали древнеримские мастера, так как характер поверхности красочного слоя их росписей, его структура весьма существенно отличаются от этих же показателей во фресках эпохи Возрождения. Так Э. Бергер (8) считает, что античные мастера не знали такой техники, которой пользовались итальянцы эпохи Возрождения. И росписи свои выполняли, скорее всего, яичной темперой и клеевыми красками по цветным и заглаженным до легкого блеска поверхностям известковых оснований (грунтов). Примерно этой же точки зрения держится и известный советский технолог Д. И. Киплик (38).
Во всяком случае, он считает, что античные росписи выполнялись в техниках, отличающихся от фресок Возрождения, хотя и имеющих много общего в своей основе.
Фреска итальянского Возрождения (XIV—XVI вв.) как техника стенописи (целенаправленная система создания росписей в архитектуре) прошла путь от росписей проторенессанса, имевших тщательно заглаженную и заполированную (блестящую) поверхность, выполнявшихся по античной (римской) технологии (правда, уже не по многослойному текториуму, а по двухслойному грунту), до фресок Высокого Возрождения, поверхность которых была незаглаженной, матовой. Если ранее фрески писались довольно жидкими по консистенции колерами, через которые просвечивал белый intonaco, то в XVI и XVII веках они выполнялись красками, в достаточной степени кроющими, а в более поздних работах и просто кроющими, и мастера совершенно не рассчитывали на просвет фона через красочный слой. Ранние фрески — вставки относительно небольшого размера — писались в один прием (правда, с дописыванием по-сухому). Более поздние — огромные композиции в станцах Ватикана и в Сикстинской капелле, писались по частям — небольшими фрагментами.
XVII век в Западной Европе (главным образом в Италии) можно охарактеризовать как время усиленных поисков преодоления несовершенств техники фрески. В это время предпринят целый ряд попыток создать в стенописи технику, которая давала бы столь же архитектоничные красочные слои, как и фреска, но была бы свободна от ее основных недостатков — письма по фрагментам. Было разработано несколько модификаций, в том числе и известная, получившая в свое время широкое распространение и считавшаяся материалом, превосходным для стенописи, так называемая, казеиново-известковая фреска, которая в Западной Европе имела использование еще и в XVIII веке. В XIX и XX веках фреска почти полностью сошла со сцены. Правда, в ряде стран Западной Европы (особенно в Германии) отдельные мастера нередко еще выполняли в этой технике небольшие работы, а в Мексике (и некоторых других странах Латинской Америки) в 20—60-е годы нашего столетия она получила даже заметное развитие в работах таких художников, как X. К. Ороско, Д. Ривера, Д. Сикейрос, но так и не смогла вновь стать ведущей техникой стенописи.
В Византии, наследнице Древнего Рима (IV—XV вв.), в стенописи до XII века сохранялись античные традиции, в том числе и в приготовлении грунтов и системе письма (правда, древнеримский многослойный текториум все чаще заменяется грунтами двухслойными), но верхний слой грунта все еще делался известково-мраморным и выглаженным до слабого блеска. По нему писали, главным образом, с расчетом на его просвет сквозь красочный слой. Но в XII веке византийские мастера стенописи уже пишут на матовых грунтах — левкасах из сильно «отощенной» извести, правда, с введением в нее традиционных римских наполнителей (толченных известняка, мрамора, черепицы и др.).
На землю Киевской Руси техника письма по сырому известковому грунту пришла в X веке из Византии вместе с христианством, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей со стен Десятинной церкви (989—996). Они выполнены на грунтах с блестящей поверхностью, так как грунты под фреску и приемы выполнения росписей в домонгольской Руси (IX—XIII вв.) носили еще все черты античной традиции (что имело место до XII века и в самой Византии).
Русские мастера в XII—XVII веках пользовались в стенописи только трубчатыми грунтами — левкасами с матовой поверхностью, пока в Россию вместе с итальянскими архитекторами не пришли грунты известково-песчаные.
В первые годы Советской власти в нашей стране фреской было выполнено довольно много работ в рабочих клубах и домах культуры, которые почти не сохранились до наших дней.
В довоенное время при проектировании Дворца Советов была предпринята попытка возродить эту технику стенописи. Но в настоящее время по целому ряду причин этот материал не имеет широкого распространения. В настоящее время произведения в технике фрески если и выполняются, то технология ведения работ, и особенно с грунтами, сведена к минимуму. Последние, как правило, делаются двухслойными, известково-песчаными. Нередко как первый, так и второй слои имеют одинаковый состав, а именно:
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1202;