III.11. СОСТАВ КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВОГО СВЯЗУЮЩЕГО (КЛЕЯ) (38. С. 127)
Творог обезжиренный (обязательно свежий)................................................................... 1,0
Известь (свежегашеная, высшего сорта)...................................................... 2,0—3,0
или
Казеин (сухой, в порошке).......................... 1,0
Известь (свежегашеная, высшего сорта).. 4,0
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,5—1,0
Известковое тесто перетереть с творогом (или казеином) до получения однородной массы, на которой затем затереть пигментные пасты (или сухие пигменты) до консистенции казеиново-масляной темперы промышленного производства. Во время работы разбавлять их водой, то есть пользоваться ими как обычной темперой из тюбиков.
Эти краски следует готовить только на 1 день работы, так как казеиновый клей, являющийся частью их связующего, на следующие сутки разжижается и теряет клеящую способность.
Практичнее поступать так: составить необходимые для работы колеры консистенции густой сметаны, но без введения в них связующего. По мере надобности в количестве, необходимом на 1 день работы, затирать их со связующим, то есть с казеиново-известковым клеем.
Связующее лучше готовить, используя свежий творог, а не сухой казеин. С творогом оно более «мягкое».
В этом материале нельзя использовать цинковые белила: затертые с казеиново-известковым клеем, они превращаются в студенистую массу, непригодную к работе.
В качестве белил следует применять гашеную известь и баритовые сухие белила, затирая их со связующим.
Красками этого состава можно работать двумя способами.
III.12. Казеиново-известковая фреска по «классическому» двухслойному грунту XVI века (38. С. 128).
Эту технику можно назвать казеиново-известковой bouone fresco, так как процессы подготовки архитектурных поверхностей для работы по ним казеиново-известковыми красками идентичны подобным же операциям под истинную фреску XVI века.
По хорошо подготовленной и промоченной старой штукатурке (III.8) нанести первый слой грунта — arriciato (III.3) и дать ему провянуть (нажим большим пальцем не оставляет следа). Затем с кисти нанести на него intonaco, но свежегашеной известью (густым известковым молоком). Методика его наложения идентична описанной в III.10. Когда intonaco провянет, на него можно переводить рисунок и начинать писать.
Казеиново-известковые краски позволяют получать насыщенные цветом тона, они меньше изменяются в цвете и тоне по высыхании, чем краски фрески, дают более прочный и атмосферостойкий красочный слой, так как казеиновый клей связывает часть пигментов (инертные наполнители) и является дополнительным (и в достаточной степени сильным) связующим для минерального (известкового) вяжущего. Эти краски — в достаточной степени кроющий материал, позволяющий писать широко. Грунт мало тянет при письме и обеспечивает хорошее сцепление красок с основанием.
В Италии в XVII веке в такой технике было сделано немало росписей и в экстерьере. Многие технологи считали этот материал одним из лучших для стенописи.
Все это имеет место в этой технике, но только при одном и очень существенном условии: казеиново-известковое связующее должно быть приготовлено из свежегашеной извести высшего качества и такого же свежего творога (или казеинового клея). В противном случае творог (или казеиновый клей) начинает загнивать и на поверхности росписи появляются темные пятна, куски росписи могут шелушиться и осыпаться. Кроме того, сама работа в этом материале требует большого внимания и опыта. Если та или иная краска (колер) оказывается в силу той или иной причины сильнее заклеенной, чем нижележащая (в том числе и чисто известковое intonaco), слой краски трескается и шелушится. Если все краски будут содержать избыток связующего, ими трудно работать и после высыхания они дают какие-то приглушенные, не звучные тона и цвета. Если они все недоклеенные, то при работе дают «отмочки» и быстро «забивают» краской поверхность (создают излишние наслоения краски).
Кроме того, ежедневно следует составлять новое связующее и на нем готовить новые колеры на 1 день работы, которые приходится выливать, так как на следующий день они уже не пригодны к работе: казеиновый клей в течение 1 суток сильно разжижается и теряет клеящую способность.
Но главное: остается работа по кускам (по фрагментам), и отсюда неизбежность ретуши. В XVII веке ее выполняли этими же казеиново-известковыми красками, предварительно смочив водой нужное для работы место. Яичной темперой ретушировали прямо по сухому красочному слою.
В настоящее время ретуши казеиново-известковой фрески можно делать как казеиново-масляной темперой, так и поливинилацетатной.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 2851;