Жилые и общественные здания
Ликвидация последствий войны, наряду с восстановлением разрушенного, требовала безотлагательного нового строительства. Не хватало жилья. Срочно развернулось массовое строительство индивидуальных малоэтажных жилых зданий. Проектирование индивидуального жилого дома, несмотря на кажущуюся простоту, представляет серьезный экзамен как для начинающего архитектора, так и для опытного мастера. Добиться успеха совсем не просто — ограничены технические возможности, скупы выразительные средства. На первый план выступают творческая мысль, умение из обычных материалов и простых конструкций создать нечто новое. Естественно, что такая задача оказывается по плечу только талантливым.
В то же время это прекрасная школа повышения мастерства, позволяющая непосредственно прикоснуться к богатым народным традициям. В Днепропетровске накоплен значительный опыт строительства индивидуального жилья. В 1920-е гг. одним из лучших в республике был поселок им. Фрунзе. Не уступил ему и поселок «Строитель», оказавшийся в числе лучших в послевоенное время. На южной окраине города был создан крупный жилой массив, в проектировании которого приняли участие не только местные архитекторы М. Клебанов, О. Петров, но и архитекторы Киева — Я. Штейнберг, М. Агуф, Г. Граужис. Тупиковая система планировки позволила надежно изолировать приусадебные участки от городского транспортного шума. Планировка самих зданий очень рациональна и продумана. Фасады украшены декоративными орнаментальными вставками в духе украинских традиций (художник Г. Довженко). Жилой дом по проекту архитектора О. Петрова рассчитан на одну семью, остальные дома — на несколько семей.
Вслед за малоэтажным индивидуальным строительством постепенно стали возводиться крупные многоэтажные жилые дома, причем не только на месте разрушенных войной зданий, а и на свободных территориях. Наиболее интенсивно в начале 50-х годов застраивалась ул. Рабочая, значительно раздвинувшая городские границы в южном направлении. Это одна из наиболее интересных магистралей, созданных в восстановительный период. Застройка кварталов, формирующих Рабочую ул.,— смешанная. В глубине прячутся 2-этажные здания 228 серии. На красную линию выходят 4—5-этажные дома, разработанные московским Горстройпроектом при участии архитектора В. Яковлева. Композиция зданий отличается простотой, изяществом, выразительностью, использованием традиций украинской народной архитектуры.
Набережная Днепра стала другим важным участком городского строительства того времени. Пятиэтажная застройка вышла к берегам реки. Днепропетровские архитекторы сделали ширину береговой полосы достаточно большой. Немалая заслуга в этом главного архитектора города той поры И. Заиченко.
Несмотря на всю тяжесть послевоенного положения, разруху и лишения, забота государства о детях стояла на первом месте. Надо было воспитывать подрастающее поколение, нужны были детские ясли, сады, школы. Советское государство выделило необходимые средства на усовершенствование типовых проектов дошкольных учреждений. Интенсивно велось в послевоенное время школьное строительство. В номенклатуре школьных помещений города обязательными стали спортивный зал и лаборатории.
В первые годы после войны широкое распространение получили специализированные школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, которые были призваны обеспечить подготовку трудовых резервов страны. Школы ФЗО были укомплектованы специальными учебными мастерскими и общежитиями, обеспечивающими необходимые условия учебы и проживания учащихся. Удачным примером строительства таких объектов может служить построенная в 1949 г. в поселке им. Фрунзе по проекту архитектора М. Клебанова фабрично-заводская школа, состоящая из 3-этажного учебного корпуса и примыкающего к нему 2-этажного общежития.
Одновременно с правым застраивался и левый берег реки. У самого зеркала воды, в парке им. П. Воронцова по проекту Д. Щербакова в 1952 г. построена водная спортивная станция. Автору удалось органично объединить в объемно-пространственной композиции такие разные материалы, как железобетон и дерево. Рационально проведена вертикальная компоновка сооружения. Крыша эллинга служит основанием бытового корпуса с гардеробами и душевыми для спортсменов. Над бытовыми помещениями находится кают-компания. Эксплуатируемая кровля здания используется под открытую террасу. Все надстройки выполнены из деревянных конструкций, украшенных элементами классического ордера. Романтический образ архитектурного сооружения ассоциируется с кораблем, готовым выйти в плавание.
Становление современного стиля (1955—1969 гг.)
Излишества в архитектуре достигли в середине 50-х годов максимального выражения. Противоречия между сложившейся архитектурной практикой проектирования и строительства городов всей страны, в том числе Днепропетровска, и требованиями реальной действительности — строить в большом объеме, в сжатые сроки, при дефиците средств — привели к решению правительства о созыве в 1954 г. Второго всесоюзного совещания строителей, на котором было подвергнуто резкой критике создавшееся положение, намечены пути устранения недостатков, заложены основы нового этапа развития советской архитектуры. Начиная с 1955 г. был взят курс на массовое строительство из сборного железобетона. Первым шагом, ведущим к удовлетворению требований индустриализации строительства, был переход на типовое проектирование. Поиск объемно-пространственных решений ограничивался рамками использования простых геометрических форм.
Пути дальнейшего развития архитектуры стали искать не в прошлом, а в настоящем, обратившись к современным средствам эстетического осмысления функциональной и конструктивной основы сооружения, технологии возведения и способам отделки зданий.
Генеральный, план (1956 г.)
В 1956 г. был утвержден новый генеральный план Днепропетровска, разработанный авторским коллективом Гипрограда под руководством О. Малышенко. Отражая насущные задачи строительства, заключающиеся в требовании максимальной концентрации сил и средств на отдельных участках, новый генплан предусматривал преимущественное развитие города за счет освоения новых территорий, где не требовались снос и отселение и можно было широко внедрить поточные методы возведения зданий, на полную мощность использовать строительные механизмы и оборудование. Удобные участки для застройки оказались на южной и северной окраинах, поэтому расширение города осуществлялось по оси, перпендикулярной к руслу Днепра: на правом берегу — вдоль просп. Кирова и Запорожского шоссе, на левом параллельно Новомосковскому шоссе.
Снижение стоимости и увеличение темпов строительства возможно, прежде всего, за счет укрупнения строительных площадок, при комплексном решении всех вопросов инженерного оборудования и благоустройства территории. Поэтому в новом генплане — и это было его основное отличие от предыдущих — предусматривалась новая застройка города крупными жилыми массивами.
Система транспортных связей развивалась на базе предыдущих разработок. Главными траспортными артериями были просп. К. Маркса на правом берегу и Новомосковское шоссе — на левом. Параллельно просп. К. Маркса, на основе реконструкции существующих улиц, было намечено пробить несколько магистралей-дублеров. Ул. Чкалова и ее продолжение — Пушкинский просп.— должны были взять на себя часть потока внутригородского транспорта. Следующая за ними параллель — просп. Свердлова,— принимала грузовой поток, выводя его на загородную трассу. Для перехода через глубокую Аптекарскую балку в середине 50-х годов был сооружен транспортный мост. В перспективе намечалось на основе просп. Ильича создать третью транспортную параллель, которая приняла бы на себя междугородный транзит, не допуская его в центральную часть города.
Новомосковское шоссе, перейдя по проектируемому мосту на правый берег, должно было вылиться в целую сеть проездов, выводящих на просп. К. Маркса. Продолжением Новомосковского шоссе на правом берегу была ул. К. Либкнехта, которая вела на запорожскую трассу.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1076;