Виды правового воздействия. «Активное» и «пассивное» воздействие права на общественные отношения
Определившись с понятием правового воздействия, следует проанализировать, с какими результатами это воздействие связано. Как правило, данная проблема рассматривается под углом негативных последствий предусмотренных за нарушение закрепленного в правовой норме правила поведения. Односторонность данного подхода очевидна. Во-первых, большинство норм, закрепляющих то или иное правило, изначально рассчитаны на законопослушного субъекта, следовательно, и говорить о негативных последствиях как о единственно возможном результате правового (неправового) поведения, конечно, нельзя. Во-вторых, запрещающие нормы содержат в себе (также как управомочивающие и обязывающие) модель типового поведения, поэтому санкция этих норм устанавливает негативные последствия не за отклонение от смоделированного в диспозиции нормы поведенческого стандарта (поскольку поведение субъекта, привлекаемого к ответственности, как раз соответствует закрепленному данной нормой «эталону правонарушения»), а за совершение деяния, квалифицируемого как правонарушение.
Вышесказанное позволяет говорить о том, что правовое воздействие в любом случае носит результативный характер. В качестве такого результата могут с одинаковой вероятностью выступать положительные последствия, наступление которых связывается с правомерным поведением, и негативные последствия, предусмотренные за правонарушения. В свою очередь позитивные результаты предполагают как наличие непосредственной выгоды, так и неприменение к соблюдающему требования правовых норм субъекту мер ограничительного (карательного) характера.
Негативные результаты, соответственно, также могут быть представлены санкциями полного и неполного характера. Полная санкция предусматривает самостоятельное наказание, являющееся карой за правонарушение, неполная санкция такого наказания не предполагает, однако ее негативный характер проявляется в том, что правонарушитель лишается возможности воспользоваться выгодами, к которым он стремился, совершая противоправное деяние.
Итак, как видим, воздействие права на общественные отношения в любом случае связано с наступлением определенного результата. При этом результативным воздействие права является как для субъекта, с поведением которого связывается реализация нормативно-закрепленных предписаний, так и для общественных отношений, в рамках которых осуществляется процесс реализации права.
Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое воздействие может осуществляться как в активной, так и в пассивной формах.
Активная форма предполагает непосредственное использование средств и методов правового регулирования и правовой охраны в процессе социальной жизнедеятельности. Целями активного воздействия являются:
– совершенствование и оптимизация сложившихся правовых отношений;
– пресечение правонарушений;
– реализация мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
Пассивная форма предполагает опосредованное влияние права на общественные отношения. При этом не происходит непосредственного «правового вмешательства» в общественные отношения, однако сам факт наличия права выступает в качестве фактора, побуждающего субъектов вести себя в соответствии с получившими юридическое закрепление поведенческими установками и воздерживаться от совершения поступков противоправного характера. Целями пассивного воздействия являются:
– сохранение сложившегося на данном этапе социального развития правопорядка;
– предотвращение правонарушений.
3. Правовое регулирование как активное правовое воздействие. Каким образом соотносятся понятия «регулятивная функция права» и «регулятивное воздействие права»
В предыдущем параграфе, мы выяснили, что результативным может быть как активное, так и пассивное правовое воздействие. При этом во втором случае право как явление существует, однако непосредственно с общественными отношениями не соприкасается.[141]
Возникает вопрос, посредством какой из форм правового воздействия осуществляется собственно правое регулирование. При этом мы исходим из инструментального аспекта сущности права. В соответствии с этим аспектом право – это инструмент, при помощи которого упорядочиваются и охраняются общественные отношения. Однако наличие инструмента, являясь необходимым, вместе с тем не может рассматриваться в качестве достаточного условия процесса регулирования. Ведь если обратиться к этимологии термина «регулировать», то выясняется следующее: регулировать означает 1) упорядочивать, налаживать; 2) направлять развитие, движение чего-либо с целью привести в порядок (в систему); 3) приводить (механизмы и их части) в такое состояние, которое обеспечивает нормальную и правильную работу.[142] Таким образом, регулирование есть процесс предполагающий наличие средства регулирования (в нашем случае это нормы права), субъекта, имеющего возможность и наделенного соответствующими полномочиями по осуществлению регулирования и, наконец, обстоятельств, обусловливающих осуществление деятельности, связанной с регулированием. Следовательно, правовым регулированиемможет считаться процесс, предполагающий непосредственное (активное) правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения.
Сформулированное определение позволяет разграничивать понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие».[143]
Однако сразу же возникает вопрос, как в этом случае соотносятся понятия «регулятивная функция» и «регулятивное воздействие» права. Ведь говоря о структуре регулятивной функции, мы выделяли в качестве составляющих ее элементов статическое и динамическое воздействие. Если же мы говорим о процессе правового регулирования, то ограничиваем его активной (динамической) составляющей. Нет ли здесь какого-то противоречия? На наш взгляд, никакого противоречия нет. Поскольку функция и деятельность по ее реализации это не одно и то же. Очевидно, что и непосредственно регулятивная деятельность является лишь частью механизма реализации регулятивной функции права. Регулятивное воздействие права наряду с активной фазой предполагает и пассивную, когда самого факта наличия права достаточно для того, чтобы обеспечить правомерное поведение. Получается, что в отличие от процесса осуществления регулятивной функции права, являющегося постоянным правовым состоянием, регулятивная деятельность носит эпизодический характер и имеет место лишь тогда, когда возникает необходимость внести какие-либо изменения в существующий правопорядок.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2218;