Послевоенная миграция населения. Реконструкция и рост городов, городских ансамблей (Гавра во Франции, Фрейденштадта в Германии).

Послевоенный период ознаменовался весьма интенсивным, хотя и далеко не равномерным ростом населения во всех странах капиталистического мира. Выясняя причины интенсивного роста населения перечисленных стран, нельзя не отметить значительной иммиграции из колоний, превращав­шихся теперь в суверенные государства. Так, в 1958 г. перед французским делением Алжира, которое составляло 1/10 часть общего числа жителей этой страны, с исключительной остротой встал вопрос о выборе отечества. Аналогичным образом решали свою судьбу голландцы, расселенные по обширному архипелагу Индонезии, а также бельгийцы, в свое время владевшие Конго, и, наконец, англичане, итальянцы, американцы и японцы. С потерей колоний во Францию, Англию, Италию и особенно Японию возвратилось несколько миллионов людей. Главной движущей силой роста городов в послевоенный период по-прежнему оставалась промышленность. Поскольку процесс концентрации производства продолжался, постольку города не могли не расти. Однако развитие крупных городов и в первую очередь столичных центров происходило не только из-за увели­чения числа фабричных рабочих, но и вследствие возрастания числа слу­жащих. Вплоть до начала 30-х годов текущего века в экономике Франции сельское хозяйство все еще сохра­няло значительный вес. В соответствии с этим и цифры городского и сель­ского населения Франции были почти равноценными. Аналогичное явление наблюдалось и в Западной Германии, где возрастание городского населения за счет сокращения сельского дало прирост 16 большим городам. Однако процесс урбанизации Великобритании протекал неизмеримо мед­леннее. Яркую картину перемещения больших человеческих масс в пределах одной и той же страны дает послевоенная Франция. Покидая промышленно отсталые местности, население оседало в индустриальных районах. В результате миграции населения сильно выросли города, входящие в созвездия Лиона и Тулузы. Большое число жителей осело и на юго-востоке страны — между Марселем и Женевским озером где образовалась почти непрерывная лента промышленных городов и поселков. Следует отметить особенность урбанизации, которая была характерной для всех стран и заключалась в том, что пришлое население, порвавшее с сельским хозяйством, размещалось не в старых больших городах, а на некотором расстоянии от них. Восстановление разрушенных европейских городов происходило в опреде­ленной хронологической последовательности. Прежде всего нужно было возродить пути и средства сообщения; восстановить электростанции, водо­провод, канализацию и связь; наладить производство продуктов первой необходимости и дать возвращавшемуся населению хоть сколько-нибудь удовлетворительный кров и работу. Довоенный Фрейденштадт был спланирован и застроен еще на рубеже XVI и XVII вв. когда немецкие архитекторы, следуя по стопам Альбрехта Дюрера, стали заниматься проблемой идеального города. По проекту Генриха Шикхардта Фрейденштадт получил квадратный план с проложенными параллельно городским стенам прямолинейными улицами. В центре города разместилась квадратная площадь, среди которой предполагалось построить замок. Сам Шикхардт произвел разбивку города на месте и, кроме того, построил четыре невысоких общественных здания по углам площади (торговый дом, ратушу, госпиталь и оригинальную двухзальную цер­ковь), но осуществить весь свой замысел он не смог, так как для строительства замка заказчика не нашлось. Поэтому центральное пространство, оставшееся незаполненным, превратило площадь Фрейденштадта в огромный пустырь. Строителю нового Фрейденштадта, архитектору Л. Швейцеру, было понятно, что без повышения этажности жилых домов, как и включения в ансамбль центральной площади хотя бы одной дополнительной вертикали, композиционную задачу решить нельзя. В 1949 г. по диагонали, проходящей через старую церковь, т, е, на противоположном углу площади, вырос­ла высокая ратуша, главным украшением которой стала расчлененная лопатками двухъярусная башня. Прообразом ей послужили сохранившиеся церковные колокольни, и вместо с тем шарообразное увенчание башни принесло с собой в угловой ансамбль площади игру криволинейных живописных форм. Вместо низкорослых домиков, обращенных к пустынной площади своими фронтонами, он возвел трех­этажные длинные корпуса, тем самым устранив остроконечные жесткие зубья, типичные для средневековых городов. Гавр дает блестящий пример создания нового образа города в регулярной, чисто французской редакции; Ковентри — демонстрирует удач­ное функциональное зонирование центрального района города, тогда как Кассель, сочетая элементы того и другого, оригинально разрешает проблему городского движения. В послевоенной градостроительной практике Франции реконструкция Гавра занимает особое место не только в связи с весьма оригинальным архитек­турно-пространственным решением центральных ансамблей, но и благо­даря необычной земельной политике, проведенной в условиях капитали­стического города. По окончании войны восстановление города было поручено извест­ному французскому архитектору Огюсту Пере. Кроме строительства жилых и общественных зданий следовало упорядочить уличную систему города, которая в центральном районе не соответствовала транспортным требованиям. Существовала также сложная творческая задача – создание архитектурного образа города, который фактически служил главным въездом во Францию со стороны Атлантического океана.

34. «Лоскутная» планировка Нью-Йорка /США/в 1954-1960 гг. Создание новых транспортных магистралей.

Характерной приметой бума конца 1960-х — начала 1970-х годов стало возвращение гигантомании, рождавшей новые сверх небоскребы. Погоня за престижем вновь вылилась в погоню за рекордами. Эпицентром строительных усилий сначала стал Мидтаун — Парк- авеню от вокзала Грэнд Сентрал до 59-й улицы и авеню Америки от 45-й до 55-й улицы. Во второй половине 1960-х годов еще больший размах получила концентрация новых офисов в Нижнем Манхаттане. Здесь новым гигантам должны были уступать место не только «небольшие» здания в 10—15 этажей и знаменитый когда-то Зингер- билдинг. Послевоенное поколение высотных зданий росло на новой инженерно-технической базе. Железобетонные и стальные панели наружных стен уступили место легким ограждениям из алюминия и стекла. Впервые новая система здания с непрерывной оболочкой и климатизацией была реализована в высотном здании Секретариата ООН (1950 г. архит. У. Харрисон). Здание секретариата ООН дало образец претворения технических возможностей архитектуры металла и стекла. Властителем дум для приверженцев направления, в котором американские политики увидели тогда материализацию претензий на «век Америки», стал чикагский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. В Нью-Йорке он оставил единственное (но при этом лучшее) произведение — небоскреб компании «Сигрэм», отмеченный совершенством разработки навесной стены-оболочки. Однако еще до того, как в Ныо-Йорке увидели постройку Мис ван дер Роэ, в 1952 году на Парк-авеню появилось созданное проектной фирме «СОМ» 24-этажное здание фирмы «Ливер». Оно стало эталоном той версии «стиля Мис ван дер Роэ», которую приняла коммерческая архитектура. , контрастно сочетающая вертикальную призму и распластанный двухэтажный объем, равно как и глянцево поблескивающие плоскости навесных стен, лишенные утонченной пластики произведений Мис ван дер Роэ, стали предметом бесчисленных подражаний. Стеклянная навесная стена с ее технической сложностью и зрительной сверх упрощенностью стала за 1950-е годы универсальным символом бюрократии. В середине 1960-х годов архитектура деловых зданий Нью-Йорка круто меняется. В противовес наскучившим стеклянным фантасмагориям появились сооружения с преувеличенным внешним выражением конструкции — здания, как бы играющие мускулами. Представительность достигается подавляющими величинами пространств и объемов. В конце 1960-х годов развернулся и новый акт «высотной драмы». Высоту Эмпайр стейт- билдинг в 1973 году превзошли две одинаковые башни Всемирного торгового центра (ВТЦ). Их 110 этажей поднялись до 411 метров над Нижним Манхаттаном. Рекорд продержался недолго — уже в 1974 году он перешел к чикагскому небоскребу «Сёрс и Робак». Новые гиганты еще больше обострили транспортную проблему Нью-Йорка. Концентрация мест приложения труда в деловых центрах стала еще больше. Число приезжающих сюда на работу из пригородов превысило 1,5 миллиона человек. На двух жителей Нью-Йорка приходится один автомобиль. Проблема временных стоянок на Манхаттане стала практически неразрешимой и поэтому работающие здесь используют общественный транспорт метро, железные дороги и автобусы. Обветшавшие и устаревшие линии метро работают с громадными перегрузками. Наиболее действенной частью планировочных мероприятий муниципалитета оказался новый закон о зонировании, принятый в 1961 году и послуживший одной из основ генерального плана. Согласно этому закону, территория города разделена на зоны, в каждой из которых установлены свои правила застройки. В этих нормах более строгие, чем ранее, требования предъявляются к инсоляции и проветриванию зданий и территории. Важная особенность нового закона — в центре города часть земли должна отводиться для общедоступных площадок — плаз и пешеходных крытых галерей. Правила зонирования стали инструментом упорядоченной застройки Центра исполнительских искусств имени Линкольна — единственного ансамбля общественного назначения, созданного в Нью-Йорке за послевоенные годы (1962—1968 гг.). Концентрация крупных зрелищных зданий в Линкольн- центре имела немедленным следствием повышение престижности окружающего района, повышение цен на строительные участки и снос занимавших эти участки трущоб — на их месте развернулось спекулятивное строительство. Обновление обветшалых районов имело в 1950—1960-е годы главной целью повышение рентабельности городских земель. Средства, значительную часть которых составляли налоги с бедняков, использовались для субсидий на снос их собственных жилищ — к выгоде владельцев недвижимости.

35. Урбанистические поиски в условиях международного нарастающего кризиса современных городов. Строительство новых столиц 50-60 гг. /в Бразилии-Бразилиа, в Пакистане - Чандигарха, штат Пенджаб/.

Градостроительство в том виде, в каком мы его сегодня понимаем - порождение эпохи промышленной революции. Необходимость проектирования поселений с целью рационализации жизненных процессов людей и гуманизации городской среды стала очевидной после появления технологических возможностей и идеологических концепций XIX века. Именно в то время стало очевидным, что сохранение и развитие городов в традиционном, привычном виде невозможно без внедрения достаточно жесткой искусственной регламентации застройки, заменяющей естественные ограничения. Градостроительство в XX веке развивалось под знаком соперничества этих двух идеологий - традиционалистской и модернистской. До второй мировой войны за пределами СССР было немного точек приложения сил градостроителей. Реконструкция традиционных городов не требовала активного вмешательства планировщиков, поскольку велась на основе исторически сложившихся градостроительных традиций. После войны ситуация изменилась: разрушения, случившиеся в Европе, были в ряде случаев тотальны, во многих городах исчезло свыше 80% застройки в результате ковровых бомбежек. Градостроительные эксперименты во второй половине XX века переместились с востока на запад. Их пик пришелся на период восстановления - 50-60-е гг. Кроме того, в этот период в результате деколонизации, начинается активное строительство новых городов в странах третьего мира, в том числе Бразилиа Нимейера и Чандигарха Ле Корбюзье. Бразилиа построена (1957—1960) по распоряжению президента Бразилии Жуселину Кубичека специально как столица в центральной части Бразилии. Генеральный план составил архитектор Л. Коста с использованием идей Ле Корбюзье. Главным архитектором административных и общественных зданий стал О. Нимейер. Среди выдающихся творений Нимейера — кафедральный собор Бразилии, основные помещения которого расположены под землёй, тогда как с улицы виден лишь его купол из бетона и витражного стекла. Планировка города весьма необычна: с высоты птичьего полёта видно, что главные магистрали города с прилегающими кварталами образуют подобие реактивного пассажирского самолёта, летящего на юго-восток. Лусио Коста, правда, утверждал, что проектировал город как гигантскую бабочку. Центральная часть отведена под сектора гостиниц, магазинов, банков и др. В «хвосте самолёта» находятся городские муниципальные учреждения, а в районе «кабины пилота» — федеральные: прокуратура, парламент (Национальный конгресс) и другие учреждения. В крыльях расположены жилые кварталы. Осевые магистральные шоссе (порт. Eixos), окружены двухрядными улочками, причём у каждой, как правило, своя «специализация»: улица банков, улица аптек и т. п. Адресация жилых зданий в городе буквенно-цифровая: факультативно указывается Южное или Северное крыло, номер суперблока (квартала) — причём чётные «сотни» расположены в Южном крыле, а нечётные — в Северном, меньшие — ближе к осевой магистрали, большие — дальше; а также буква, обозначающая конкретное строение в блоке — их всегда не более 11. Кварталы сгруппированы по четыре, и на такую группу приходятся школа, церковь и ряд других социальных учреждений. В кварталах, как правило, много зелени, наиболее богатые кварталы нанимают штатных садовников. В каждом жилом здании в обязательном порядке работает охранник, контролирующий поток посетителей. Для порядка и удобства жилые дома выше шести этажей не строят. Интересно также, что под каждое здание города генеральным планом отведён определённый объём пространства над землёй. В связи с этим, наиболее интересные с архитектурной точки здания коммерческого сектора (банки, магазины, гостиницы и т. п.) как правило, компактнее своих типовых собратьев. Город Чандигарх был построен в 1951—1956 г. по проекту французского архитектора Ле Корбюзье. Первоначальный план города был подготовлен архитекторами-американцами Альбертом Майером и Мэтью Новицким, однако Корбюзье частично его переработал. Для города было предложено новое место - на равнине у подножия Гималаев. Самим Корбюзье спроектирован комплекс административных зданий города, Капитолий - Секретариат, Дворец Юстиции, Парламент, Дворец Губернатора. Надзор за строительством города осуществлял французский архитектор Пьер Жаннере, ближайший сотрудник Корбюзье. Пьером Жаннере также спроектированы - в сотрудничестве с английскими архитекторами Максвелом Фраем и Джейн Дрю - жилая городская застройка, многие общественные здания (школы, гостиницы и т.п.) Строительство города завершалось в 60-е годы.

  1. идеи городов будущего.

Описаниям городов будущего отводят большое место в своих произведениях социалисты- утописты разных времен, создавая образы городов с различной степенью детальности,— Томас Мор, Кампанелла, Фурье, Сен-Симон, Роберт Оуэн, Чернышевский. Победоносное шествие техники обогащало их новыми чертами, не меняя главного. Это были города счастья и радости, социальной гармонии и справедливости. Шло время, воображение человека продолжало создавать прекрасные города будущего. «Города-сады будущего» — так и называлась книга, опубликованная английским социологом-утопистом Эбенизсром Говаррдом, в которой он сформулировал свою концепцию идеального города. Этой концепции суждено было сыграть очень важную роль в развитии градостроительных идей XX века. Говард исходил из того, что современный ему капиталистический город тяжело болен. Он представлялся ему переросшим всякие разумные пределы гигантом, городом – левиафаном, который обратил лежащую в основе создания городов идею концентрации человеческой деятельности в собственную противоположность. Неудивительно, что именно Лондон служил для Говарда своего рода моделью такого города-гиганта, и именно для такого больного он предлагал попробовать свое средство. В чем же состояло лекарство? Прежде всего в радикальном уменьшении территориальных размеров и численности населения города. Но как заставить города не расти, как остановить непрерывный поток миграции туда сельского населения? Более того, как вынудить значительную часть населения покинуть город? Для этого, говорит Говард, надо предложить людям такие условия жизни, которые позволили бы сочетать лучшие стороны деревни и города. Надо начать строить вблизи крупных промышленных городов небольшие города-сады. Там надо развивать местную, невредную промышленность и сельское хозяйство. По мысли Говарда, вокруг Лондона должно было быть создано более двух десятков городов-садов. Говард не был архитектором- градостроителем, поэтому он представил свой город-сад в виде жесткой геометрической схемы. Застройка располагалась кольцом в радиусе примерно до одного километра. По периферии кольца размещались фабрики, мастерские и сельскохозяйственные угодья. Внутри кольца обширный городской парк, который служил своеобразным зеленым центром. Сама жилая застройка — малоэтажная, в основном коттеджная, с небольшими приусадебными участками. Особенно острыми и продуктивными в смысле появления новых градостроительных идей были дискуссии урбанистов и дезурбанистов о социалистическом городе, которые развернулись в нашей стране в конце 20-х — начале 30-х годов. Сейчас же обратим особое внимание на то, что советские градостроители — урбанисты 20—30-х годов исходили из убеждения, будто размер нового города должен быть рассчитан на численность населения не более 50—60 тысяч человек. Речь, следовательно, шла о совсем небольшом, по нашим современным понятиям, малом городе. Однако именно о городе, с компактным расположением зданий, многоэтажной застройкой и т. п. К тому времени уже имелся и получал все более широкое распространение в мире опыт застройки кварталов «дешевого строительства» домами высотой 4, 5 и более этажей с соблюдением необходимых санитарных норм. Особенно большое внимание уделяли поискам наиболее эффективных форм организации многоэтажной городской застройки прогрессивные архитекторы Германии, объединившиеся на основе созданной ими специальной архитектурной школы «Баухауз». Поиски новой красоты, нового, более совершенного порядка в градостроении явственно ощутимы в проекте «Промышленного города» Тони Гарнье, выполненном" еще в 1911 году. Завод у него — уже не случайное скопление разнородных строений, а четко спланированный единый функциональный организм. Жилые кварталы удобно связаны с производственной территорией и вместе с тем отделены от нее массивом зелени. Сами жилые дома открыты для солнца, свежего воздуха, окружены зеленью. Немногими замеченная в свое время работа Гарнье оказала большое влияние на последующее развитие представлений о современном городе. Сант-Элиа по другому представлял идеальный город. На его рисунках перед нами предстает город небоскребов, с мостами, перекинутыми между домами, с потоками автомобилей на дорогах и даже неуклюжими аэропланами в небесах. Здания, похожие на детали машин, и весь город, напоминающий гигантский механизм, подчиненный единому плану. В нем немало пророческого — разделение транспортного движения по уровням, многоэтажная застройка и роль вертикальных коммуникаций, да и сама машинная эстетика, хоть и не в такой непосредственной форме, как предполагал Сант-Элиа, но оказала большое влияние на характер и стилистику всей современной архитектуры. Во многом сходны с пророческими проектами Сант-Элиа архитектурные рисунки советского архитектора-художника Якова Чернихова. Возможно, они более фрагментарны — Чернихов нигде не рисует город целиком или хотя бы его законченную часть — он изображает лишь сооружения или их нагромождения, как правило, в необычных, резких ракурсах. Но зато экспрессии, символической мощи, предощущения совершенно новой эстетики города — всего этого у Чернихова не отнимешь. Но все же и Сант-Элиа, и Чернихов — всего лишь, как говорится, футурология, мечты о будущем, проникнутые духом урбанизма. В 1922 году появилась гораздо более весомая заявка в защиту урбанизма. Знаменитый французский архитектор — новатор Jle Корбюзье выступает с проектом современного города на 3 миллиона жителей, который несколько позднее он назовет Лучезарным городом. Лучезарным — потому, что его центральную часть составляют гигантские стеклянные небоскребы-башни сложной конфигурации, геометрически правильно расставленные в пространстве. Комплекс башен окружен более скромной, но тоже многоэтажной застройкой, образованной непрерывной лентой «домов с выступами» — незатейливый орнамент позволяет организовать просторные, хорошо озелененные жилые дворы. Весь город открыт солнцу и свету. Корбюзье, конечно, строго говоря, не был первым, кто решительно выступил на стороне урбанистов. Еще в 1910 году главный архитектор Парижа Эжен Энар представил доклад на тему «Город будущего», где он отстаивал необходимость организации городского движения в разных уровнях, предлагал в качестве основного типа городской застройки железобетонные здания с плоскими кровлями, высказывался за всемерное использование достижений науки и техники в современном градостроительстве. Известный французский архитектор, один из пионеров новой архитектуры, Огюст Перре, предложил проект города, состоящего из 65-этажных небоскребов, соединенных на половине своей высоты транспортными мостами- эстакадами. Были и другие проекты. Но Корбюзье удалось лучше всего выразить дух того, что уже носилось в воздухе. Его проект Лучезарного города на долгие годы стал символом оптимистического урбанизма, символом веры в возможность тотальной перестройки городов XIX века и создания новых градостроительных условий в веке XX, когда научно-технический прогресс должен был наконец докатиться не только до передовых отраслей промышленности, но и до всей нашей жизни, до рутины повседневного быта.

Реконструкция Кишинева в послевоенный период .Генеральный план города под руководством Щусева.

 

 

После окончания Великой Отечественной войны трудящиеся города вернулись к мирному, созидательному труду. Под руководством городской партийной организации они сосредоточили свои усилия на ликвидации тяжелых последствий фашистской оккупации, на превращении Кишинева в социалистический город с развитой промышленностью, культурой и наукой, на выполнении 4-го пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства (1946—50). Промышленное строительство вели 13 строительных и монтажных организаций города, республики и страны. Уже в нач. 1946 прибыло оборудование для ряда предприятий. Из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Харькова и др. городов Кишинев получал металл, цемент, станки, аппараты, электроприборы и электрооборудование, стекло и др. строиельные. материалы.

 

 

Бригада архитекторов во главе с академиком А. В. Щусевым положила начало осуществлению единого плана реконструкции Кишинева и формированию его архитектурного облика. Очень острой была жилищная проблема. Помощь государства, трудовые усилия трудящихся, городоские партийные организации позволили расширить жилой фонд Кишинева с 227 тыс. м2 в сентябре 1944 до 605 тыс. м2 в конце 1950.

С 1948 в городе началось стр-во первых 3-этажных жилых домов (по ул. Пушкина). Восстановлены здания гор. Совета, с.-х. ин-та (ул. Садовая) и др. Построены здания ж.-д. вокзала и гостиницы «Молдова», родильный дом. Значительно увеличилось в сравнении с 1940 количество квартир, оборудованных электрическим освещением (с 4% до 90%), водопроводом (с 3% до 45%), канализацией (с 3% до 28%). Восстанавливался и развивался внутригородской пассажирский транспорт. В 1946 было восстановлено трамвайное сообщение, с 1949 в городе открыт первый троллейбусный .маршрут. Увеличивается число автобусных маршрутов, связывающих окраины с центром города.

 

 

В послевоенные годы по генеральному плану (1947) под руководством А. В. Щусева был реконструирован проспект Ленина, проложены проспект Молодёжи и бульвар Негруцци, построены административные здания, в том числе Дом правительства МССР, застроена Вокзальная площадь. В Кишинёве были созданы новые промышленные районы: Новые Чеканы, Скулянка и др. За 1955—70 гг. выросли жилые районы: Рышкановка, Ботаника, Боюканы и др. Установлены многие памятники. Решающим толчком в развитии города явилось постановление Совмина СССР 1971 года «О мерах по дальнейшему развитию города Кишинёва», когда городу из союзных фондов было выделено около миллиарда рублей. В середине 1980-х годов был объявлен конкурс на лучший проект детальной планировки центра города. Последующий распад Советского Союза помешал претворению в жизнь планов масштабного строительства.

 

 

39.Градостроительство Кишинева 70-90 гг.проблема строительства центра и периферии. Роль зеленных насаждений , водных пространств и решение транспортных проблем.

 








Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1537;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.