Возникновение ландшафтного градостроительного искусства как системы при создании ансамблей (Парижа, Версаля, Лондона).
Формирование природной среды является составной частью градостроительства. Система зеленых зон городов состоит из парков, садов, зеленых комплексов жилых районов, бульваров, скверов и т.д. Все эти элементы объединяют в целостную систему. Основой композиции ландшафтной арх-ы явл.природа. Первые сады появились в месте с первыми культурными цивилизациями на территории Египта и древней Месопотамии примерно в XX -XV веке до н.э. Сады Египта имели замкнутую композицию. Центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, аллей, клумб и т.д. В сер. 17 в. во Франиии расцвета достигает садово- парковое искусство, возглавлявшее художником парков Андрэ Ленотром. Рационалистические принципы Франции воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков. Сады и парки разбивались преимущественно на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец; перед ним располагались партеры, водоёмы и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные акценты вносили многочисленные скульптуры. В основе ряда парков «французского» типа лежала так называемая трехлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы. В середине 18 в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные парки. Первоначально такие парки были созданы в Великобр, затем во Франции и др странах Европы. В основе композиции пейзажных, или «английских», парков лежал принцип творческой переработки мотивов естественной природы; партеры здесь сменяются лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы — озёрами и речками, посадки — отдельно стоящими или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки- вьющимися тропинками. Важное значение обрело представление о своеобразии художественных эффектов, связанных со сменой времён года. Андрэ Ленотром сооружает парк Во-ле-Виконт для министра финансов Фуке и ряд др. парков в окрестностях Парижа (Мари, Сент- Клу, Лианкур, Дампьер и др.) Самой блестящей работой Ленотра становится новая королевская резиденция- Версаль, получивший наиболее грандиозный регулярный парк во всей Зап. Европе. Композиция версальского комплекса начинается тремя лучевыми проспектами, из которых средний ведет в Париж, северо-восточный—в Сен-Клу, а юго-восточный— в местечко Со, лежащее близ Орлеанского шоссе. Лучевые проспекты, подходя к королевскому дворцу, образуют громадную площадь Армии. К ней примыкает обнесенный решетками Почетный двор, напротив которого стоят королевские конюшни. Перед садовым фасадом Версальского дворца распол «Водный партер» в виде двух восьмиугольных бассейнов, растянутых вдоль композиционной оси парка. По сторонам «Водного партера» на той же террасе находятся цветники; с сев. террасу замыкает бассейн Нептуна, а с юга- оранжерея, по сторонам которой спускаются две грандиозные лестницы. Дворцовая терраса составляет первую часть Версальского парка. За ней простираются стриженые сады с паутиной аллеей, среди которых пятном выделяется партер с фонтаном Латоны и «Зеленый ковер». Теперь, когда деревья в Версальском парке разрослись, стриженые аллеи Ленотра слились в один сплошной массив зелени. Здесь кончается вторая часть Версальского парка и начинается третья и последняя его часть—лесопарк. Среди лесопарка покоится Большой крестообразный канал. К нему сбегаются прямолинейные аллеи, собранные в геометрически правильные лучевые пучки. С востока на запад парк пересекает главная планировочная ось, на которой лежит двух зеркальный Водный партер, фонтан Латоны и Зеленый ковер, ведущий к бассейну колесницы Аполлона. Параллельно проложены аллеи Цереры и Флоры (с севера), Бахуса и Сатурна (с юга). Северный партер цветов, постепенно снижаясь, ведет к бассейнам Дракона и Нептуна, тогда как Южный партер охватывает оранжерею и замыкается грандиозным водным пространством бассейна Швейцарцев, на берегах которого устраивали пикники. По окончании строительства Версальского парка Ленотр возвращается в Париж и в короткий срок осуществляет новую планировку Тюшьрийского парка. По сторонам парка он строит террасы с лестницами, пандусами и каменными подпорными стенами, а посередине прокладывает широкую аллею, служившую композиционной осью парка. Желая создать и в Париже эффект беспредельности, он продолжает ось парка в виде прямого проспекта в сторону местечка Нейи. Вдоль Сены он ведет прибрежный проспект Королевы и в 1670 г. проектирует Круглую площадь на проспекте Елисейских полей, которая становится промежуточным центром между Тюильрийским парком и заставой Звезды, Проспект Елисейских полей прошел параллельно узкой извилистой улице Сент-Онорэ, служившей транзитной магистралью Парижа. Лондон. Один из представителей усадебного строительства был философ лорд Шефтсбери.(1671-1713). Он поклонялся живой природе, отрицал регулярные принципы композиции парков. Шефтсбери указывал новый путь развития садово-паркового искусства. В парке Чизвика соединились регулярные и живописные части. Лучевые планировочные структуры с извилистыми линиями дорожек и изрезанными берегами водоемов. Усадьба была разделена на две неравные части узким и протяженным озером, имевшим берега живописных очертании. В меньшей части, ограниченной каменной оградой, распол. старый замок и построенная арх-м Барлингтоном не вдалеке вилла. В работе над созданием пейзажных парков была выработаны методы живописной планировки, которые впоследствии была распространены на проектирование городов. Одним из художественных принципов был принцип «трех волнистых движений». Под первым движением подразумевался рисунок извивающихся дорожек, аллей, проездов; под вторым - сложная и как бы естественная водная система, составленная из разнообразных прудов, ручьев и протоков: третье было связано с вертикальной планировкой благоустраиваемых территорий. Рядом с городом Бате на низменной территории, была создана крупномасштабная регулярная парковая композиция. Она начиналась у старого городского моста и продолжалась в виде прямолинейной дороги Палтней-стрит, подводившей к так называемым Садам Сиднея — огромной, шестигранной в плане открытой территории. Рептон: реконструкция Кенсингтонского парка и ряда других зеленых массивов лондонского Вест-Энда. Территория, примыкавшая ко дворцу, была в те времена регулярным парком, о чем свидетельствовали огромный бассейн, расположенный по композиционной оси главного дворцового корпуса, а также прямолинейная аллея Бродвей, отделявшая партерную часть парка от лесопарковой. Радиальная дорога Бэдж вела к площади Фонтанов. В середине XVIII в. система прудов, находившихся на территории парка, была превращена в длинное озеро, получившее название Серпантин. Остальная часть парка была засажена деревьями. 13 конце XVIII в. Х.Рептону была поручена его реконструкция. Он сохранил старые аллеи, выровнял берега Серпантина, придав им изящные живописные очертания, и проложил новые прямолинейные аллеи. Примеру Кеисиипгонского парка последовали строителя Гайд-парка служившего непосредственным продолжением первого. Там был применен тот же планировочный принцип, и оба парковых массива слились в огромное ландшафтное целое. В 1812 Риджентс-парк(Дж.Нэш) был засеян газоном. Живописное озеро занимало зап. часть парка. В зоне озера находилась круглая площадка, в центре которой должен был находится летний дворец регента, а за круговой аллеей — виллы его приближенных. Вдоль южных, зап. и вост. границ парка распол. белоснежные, протяженные здания, предн. для родственников королевской фамилии. Канал окружал территорию парка с внешней стороны. Единственная прямолинейная широкая аллея пересекала парк с юга на север. Вдоль нее группировались куртины деревьев.
Взаимовлияние объемно планировочной структуры городов Англии, Франции, Германии, друг на друга (На примере работ К. Ренна по реконструкции Лондона 1661г).
РЕНН, Кристофер (1632-1723). Английский архитектор, вошел в историю, как выдающийся зодчий своей страны. Генеральный план по перестройке центральной части Лондона после пожара 1666 года, представленный Ренном, не был принят, но он сразу же был включен в Комиссию по восстановлению города Лондона. Тогда же ему пришлось спроектировать более 50 новых церквей. Крупнейшее сооружение Ренна -собор Св. Павла в Лондоне, где математические познания пригодились в трудной задаче возведения конструкции необычного тройного купола. Из многочисленных светских сооружений Ренна следует, прежде всего, отметить библиотеку Тринити-колледжа в Кембридже - свидетельство мастерского решения незаурядных композиционных трудностей. Многочисленные записки Рена лишь в самом конце XX в. были обработаны настолько, чтобы подготовить их к изданию. Развитие городов в Англии.Города начали возникать в Англии как центры ремесла и торговли в 10-11 вв.., еще до “нормандского завоевания.” Книга “Страшного суда” насчитывает до сотни городов, в которых проживало около 5% всего населения . В результате усиления политических связей Англии с Нормандией и другими французскими землями окрепли и расширились ее торговые связи. С ростом городов как экономических центров формировалось сословие горожан. Наиболее значительные города Англии были расположены на королевском домене. Поэтому ни один из английских городов не смог добиться самоуправления типа французской коммуны; английские города вынуждены были довольствоваться лишь отдельными экономическими и финансовыми привилегиями и частичным самоуправлением, которые оформлялись королевскими хартиями. В XIII в. заметно возросла экономическая и социально-политическая роль английских городов. Большую роль в их экономической и политической жизни начинает играть купечество. Города становятся крупными центрами накопления богатств: их доля в общегосударственных налогах все более повышалась. Жизнь английских городов во второй половине 18в. наполнена борьбой между ремесленниками и городской олигархией за право участия в управлении городом. Развитие городов во Франции.Во Франции начиная уже с Х в. расцветают старые городские поселения, основанные еще римлянами и пришедшие н упадок в V-IX вв. Появляются и новые городские поселения. К XIII в. в стране было множество крупных, средних и мелких городов, общее число которых в ходе последующего развития вплоть до XX в. увеличилось незначительно. Особенностью развития Южной Франции в ХI-ХII вв. был именно ранний расцвет ее городов. Этому способствовали их торговые связи со Средиземноморским регионом, а также участие в крестовых походах. Южные города рано приобрели и политическую самостоятельность, чему способствовали не только их экономический подъем, но и традиции позднеантичного муниципального устройства. В процессе освобождения из-под власти сеньора южные города использовали в основном не средства вооруженной борьбы, а финансовые сделки, выкуп. В течение XII в. почти во всех южных городах была установлена коллективная форма власти консулат (правление консулов — выборных лиц от проживающего в городах дворянства и духовенства, а также от ремесленной верхушки). Иначе сложилась историческая судьба городов Севера. Основным средством достижения политических и экономических целей городов на Севере явились восстания, часто неоднократные, изобретавшие особенно ожесточенные формы в тех случаях, когда борьба шла против духовных сеньоров. В ходе восстаний в этих городах против горожан выступала организованная сила церкви которая использовала, в частности, такое распространенное и испытанное средство, как интердикт (запрет богослужения).
17. Особенности градостроительства России XVII – XVIIIвв. Общая характеристика. Основание Санкт-Петербурга в 1703г, как основной столицы России.
17-18в. — время замечательного расцвета русского зодчества. Продолжая; с одной стороны, свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты. Для русского зодчества 18 в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками. По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины 18 в. несомненно может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко. Тем не менее прямую аналогию здесь проводить нельзя. Русское зодчество — особенно петровского времени — обладало значительно большей простотой форм, чем было свойственно стилю позднего барокко на Западе. По своему идейному содержанию оно утверждало патриотические идеи величия русского государства. Одно из примечательнейших сооружений начала 18 в.— здание Арсенала в Московском Кремле (1702—1736; архитекторы Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков и Кристоф Конрад). Большая протяженность здания, спокойная гладь стен с редко расставленными окнами и торжественно-монументальное оформление главных ворот явно свидетельствуют о новом направлении в архитектуре. Совершенно уникально решение небольших спаренных окон Арсенала, имеющих полуциркульное завершение и огромные наружные откосы наподобие глубоких ниш. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру. Ярким примером тому является церковь архангела Гавриила, более известная под названием Меншиковой башни. Она была построена в 1704—1707 гг. в Москве, на территории усадьбы А. Д. Меншикова у Чистых прудов, архитектором Иваном Петровичем Зарудным. До пожара 1723 г. Меншикова башня — как и построенная вскоре колокольня Петропавловского собора в Петербурге — была увенчана высоким деревянным шпилем, на конце которого находилась золоченая медная фигура архангела. По высоте эта церковь превосходила колокольню Ивана Великого в Кремле. Меншикова башня представляет собой характерную для русского церковного зодчества конца 17 в. композицию из нескольких ярусов — «восьмериков» на «четверике». В то же время по сравнению с 17 в. здесь ясно намечаются новые тенденции и используются новые архитектурные приемы. Особенно смелым и новаторским было использование в церковном сооружении высокого шпиля, столь успешно применявшегося затем петербургскими архитекторами. Характерно обращение Зарудного к классическим приемам ордерной системы. В частности, с большим художественным тактом введены необычные для древнерусского зодчества колонны с коринфскими капителями. И уже совсем смело — мощные волюты, фланкирующие главный вход в храм и придающие ему особенную монументальность, своеобразие и торжественность. Зарудным были созданы также деревянные триумфальные ворота в Москве — в честь Полтавской победы (1709) и заключения Ништадтского мира (1721). Начиная с петровского времени воздвижение триумфальных арок стало нередким явлением в истории русской архитектуры. Как деревянные, так и постоянные (каменные) триумфальные ворота обычно богато украшались скульптурой. Эти сооружения были памятниками воинской славы русского народа и во многом способствовали декоративному оформлению города. С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий с самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина. День основания Петербурга датируется закладкой царём- реформатором Петропавловской крепости — первого здания города — в устье реки Невы на Заячьем острове. Пётр I дал городу название, посвящённое его покровителю на небе — Святому апостолу Петру. Новая крепость своими орудиями должна была перекрывать фарватеры по двум наиболее крупным рукавам дельты реки — Неве и Большой Невке. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт.До закладки Петропавловской крепости на территории современного города располагались, например, такие поселения, как Автово, Купчино, Стрельна и город Ниен с крепостью Ниеншанц при впадении реки Охты в Неву. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга. С 1712 года по 1918 год город являлся столицей Российской империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров. В 1715 году в Санкт-Петербурге основана Морская академия.
Особенности планировочной структуры городов западной Европы, России, США (радиально-кольцевая, лучевая, прямоугольная).
Предпосылки к складыванию радиально-кольцевой структуры появились в Москве изначально, с момента основания города. Причиной этому послужило то, что Москва была основана на пересечении нескольких торговых путей: Торжок-Тверь-Москва-Рязань, Углич-Тверь-Москва-Курск и др. Но в те времена Москва ещё не была "круглой", то есть не обладала радиально--кольцевой планировкой: кремлёвские стены - от первых деревянных до возведённых Иваном Калитой - имели вид треугольника , расположенного на мысе между реками Москвой и Неглинной. Река давала защиту получше многих крепостных стен, и селиться за её линией было бы неразумно. Даже после постройки прочных каменных стен, закрепивших размер Кремля, город продолжал расти в основном на восток, где в начале XVI века при Иване Калите возникла стена Китай-города, включившая в состав города посады, возникшие ещё при первых кремлёвских стенах. Наряду с Москвой классические примеры радиально-кольцевой планировки представляют такие города , как Париж и Вена. Менее выражена она в Берлине и Брюсселе. После страшного пожара 1773 года, уничтожившего деревянный город, правительством предпринимаются решительные шаги по преобразованию. С 1778 г. Кострома стала центром Костромского наместничества. В 1781 году высочайше утверждается генеральный план застройки Костромы каменными зданиями. Город получает радиально-полукольцевую планировку, которую составляет стройная и развитая сетка улиц, расходящаяся веером от центральной Екатеринославской площади. Трехлучевая система Еленинской, Павловской и Марьинской дополнялась ещё несколькими улицами, соединявшими центр города с его окраинами, а Екатеринославской улицей — с набережной Волги. Всю систему радиальных магистралей пересекали три полукольца улиц с ломаной трассировкой. Начинается засыпка ставших ненужными оборонительных рвов, срыты, по большей части, валы вокруг кремля, началась застройка нынешнего центра города торговыми рядами и гражданскими зданиями. На месте сгоревшего деревянного кремля и древнего Здвиженского (Крестовоздвиженского) монастыря по проекту С. А. Воротилова к 1791 г. заканчивается строительство Богоявленского собора и 64-метровой ярусной соборной колокольни — главной архитектурной доминанты дореволюционной Костромы. Планировка города с перекрещивающимися под прямым углом улицами еще более отчетливо прослеживается в Эмоне. Эмона была обнесена стеной, строительство которой было закончено Тиберием в 15 г. н. э. Наружная поверхность стены была облицована тщательно обработанным камнем; забутовка состояла из рваного камня, скрепленного строительным раствором. С внутренней стороны стена была укреплена откосом. В нижней части откос состоял из рваных камней, скрепленных раствором. Вдоль стены шли прямоугольные башни; по углам — круглые. Вдоль южной стены шла дорога шириной 10 м, здесь же находились каналы, выводившие сточные воды в р. Любляницу. В Эмоне был обнаружен также померий — свободная полоса земли, примыкавшая к стене города с внутренней стороны, которая должна была оставаться незастроенной и не должна переходить в пользование граждан. В Эмоне померий, однако, был захвачен владениями близ стоявших домов.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2521;