Роль городских площадей как композиционных ядер (Париж, Лондон, Вена, Венеция, Рим, Санкт-Петербург, Москва)
Главным объектом гродастр эпохи Возрождения были площади. Такое значение площадей объясняется прежде всего тем, что рынок в торговом городе был жизненным центром. А где появлялся рынок, там возникала и биржа, строились зд цеховых общин, церкви. В 12в. преобладающее значение имели торговые площади. В 15в. и особенно в 16в. наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. Они мостятся, содержатся в чистоте, укрепляются фонтанами и скульптурами и служат местом для обнародования государственных актов. С конца 16в. общественная функция площадей начинает отмирать, и как в следствии этого, появляется новый вид юродской площади – декоративная площадь. Однако, они получили развитие только в эпоху барокко. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5, 2:3 или 1:2 стал характерным планом площади. Наряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых относятся площадь Сан –Марко и Пьяцетта в Венеции. Правильный план площади всегда сочетался со с спокойной застройкой по периметру. Ии лишь один фасад выделялся как главный; однако главное зд, несмотря на богатство убора, все же не преобладало в той степени, как собор или ратуша на средневековых площадях. Поскольку площади в эпоху Возрождения выполняли те же функции, что и древние форумы, постольку их середина оставалась свободной. Скульптура вплоть до конца 16в. размещалась вне центра площади, что бы не мешать массовым шествиям и зрелищам. Примеры подобного размещения дают монументы Готтамеланы на площади Санто в Падуе, Коллегии – на площади Cдн- Джованни –е –Паоло в Венеции, Давид на площади Синьории во Флоренции и тд. В 17в. площади французских городов претерпели сильнейшие изменения. Под влиянием итальянского Ренессанса планы площадей стали правильными и строгими. Треугольник, квадрат или (позднее) прямоугольник со срезанными углами – вот наиболее распространенные планы площадей французского Ренессанса. Проникнув во Францию Ренессанс не мог преодолеть традиции готики; с др стороны, во Фр, стране со значительно суровым климатом, не могли найти себе оправдания те воздушные и легкие галереи, которые были естественны для французских городов, всегда имели толстые стены, массивные опоры в галереях и высокие крыши с лесом дымовых труб. Такие зд мы находим в Париже на площади Вогезов и на Вандомской площади. С течением времени, под влиянием римского барокко, площадь начинает связываться с городскими улицами, а затем и раскрываться во внешнее пространство. В этом процессе, крупную роль сыграл Версаль с его террасами и круглыми площадками у перекрестков аллей. А через несколько лет площадь с циркульным очертание уже сооружается среди старых кварталов Парижа и оформляется в камне. Этой площадью явилась Площадь Побед, подобно круглым площадям Версальского парка. Площадь Побед возникла в пункте пересечения нескольких улиц. В дальнейшем круглые площади получили широкое распространение по всей Европе. Городская площадь в Санкт –Петербурге 18в, приобрела большое композиционное значение в плане города. Интерес к архит дало составление проекта Дворцовой площади, был дан как бы сигнал к проектированию и строительству площадей во всей России. Однако широкое строительство началось только в Александровское время, в период господства стиля ампир. Главная площадь использовалась для обнародования государственных актов, происходили на ней и военные парады. Наряду с главными площадями сооружались соборные площади, торговые, площади у застав, у приходских церквей и тд. Многие рыночные площади оформлялись только единообразными аркадами торговых рядов и тем не менее производили хорошее впечатление. Сооружая гигантские площади, мастера классицизма и ампира не нарушали предельного соотношения высоты зд и соответствующей глубины площади, которое состояло 1:6. Площадь перед Александрийским театром в Петербурге, Театральная площадь в Москве и ряд др. В Москве Театральная площадь представляла собой громадный прямоугольник. Главным сооружением площади явл Большой театр. Прямо против театра в то время располагался сквер, а по сторонам стояли единообразные зд, из которых уцелел только Малый театр. На рубеже 19 – 20 вв. появился театр Незлобна, затем построенная в стиле модерн гостиница «Метрополь», и ныне существовавшая площадь уже не имеет былого архит единства.
20. особенности градостроительства США, 18 –начало 19вв. Строительство столиц Филадельфии и Вашингтона. Особенности их планировочной структуры.
Градостроительство в США после освободительной войны, и особенно после гражданской войны 1861—65 гг. между Северными и Южными штатами, развивалось так же, как и вся экономика государства, гигантскими, все нарастающими темпами. Характерный план американского города XIX в.— крайне однообразная прямоугольная сетка. Кроме городских улиц, по прямоугольной системе (зачастую — по меридианам и широтам) проводились проселочные дороги, а также и границы отдельных штатов и провинций. Типичный пример прямоугольной планировки американского города дает план Чикаго, безразлично расчерченная сетка которого содержит по 50 городских кварталов в каждом квадратном километре. При правильной ориентации прямоугольная планировка может обеспечить жилым домам удачное расположение в отношении солнца и преобладающих ветров. Однако прямоугольная система планировки теряет свои положительные качества в больших городах вследствие трудности в сообщении отдельных районов1 и особенно когда города расположены на пересеченной местности. Убедительным примером в этом отношении является план города Сан-Франциско. Сан-Франциско построен, как старый Рим, на семи холмах. Отрицательные стороны прямоугольной системы его улиц привели к тому, что на 1 7% улиц города движение стало невозможным. Крутых подъемов можно было бы избежать, учитывая при планировке особенности местности. Больше того, естественное расположение Сан-Франциско давало возможность построить город в виде прекрасных террас, поднимающихся над окружающей их водой. Прямоугольники отдельных частей города Сан-Луи веерообразно примыкают друг к
другу, так что естественно образуется система радиальных и кольцевых улиц. План Буффало в центральной части города имеет прямоугольную сетку улиц, пересеченную диагоналями, веерообразно отходящими от центра. Бостон, основанный еще в 1630 г.,— единственный из крупнейших американских городов, имеющий план со свободным начертанием уличной сети. Филадельфия — первый из американских городов, построенных по заранее разработанному плану. Основатель Филадельфии, Вильям Пени, с 1682 г. начал строить город по абсолютно прямоугольному плану. Брод-стрит и Маркет-стрит, взаимно перпендикулярные главные оси прямоугольной системы Филадельфии, тянутся в виде бесконечных прямых магистралей. В центре пересечения их основана была площадь Ратуши. Вся территория города была разделена на прямоугольные кварталы почти одинакового размера. По мере территориального роста Филадельфии ее прямоугольная система планировки оказалась неудобной при сообщении на далекие расстояния. В 1909 г. с большими затратами было преступлено к сооружению диагональной магистрали (Фермаутской парковой дороги) от площади городской ратуши в центре города к Фермаутскому парку, расположенному с северо-восточном районе. Вдоль парковой дороги были резервированы участки для общественных зданий. Парковая дорога упирается в холм, на котором построена художественная галлерея и музей, замыкающие перспективу дороги. Кроме этой магистрали, в Филадельфии было построено несколько широких проспектов, разделенных вдоль зелеными насаждениями для организации движения автомашин; к их числу относятся бульвар Рузвельта, Делаварский проспект и др. План Вашингтона был составлен в 1791 г. французским архитектором Ланфаном. В основу плана Ланфаном была положена прямоугольная, ориентированная по странам света, уличная сеть, пересеченная диагональными проспектами, расходящимися по радиусам от здания Капитолия. Известно лишь то, что первоначально город был запроектирован как большой торговый порт, и поэтому в плане Ланфана важная роль принадлежала каналу, который проходил через городской центр. К югу от Капитолия Ланфан проектировал деловой и торговый центр — большую площадь и рынок. К площади должны были подойти пять улиц и авеню, в том числе авеню, идущее от Капитолия. В месте соединения всех этих улиц Ланфан предполагал поставить фонтан (эта часть не осуществлена). Позднее Ланфан увеличил количество диагональных улиц, стремясь к соединению перспектив и к наиболее короткой связи между собой различных частей города. Ланфан увлекался идеей широких озелененных проспектов и не стремился к замкнутости площадей. План авеню с его центральной партерной перспективой и боковыми лучевыми проспектами — прямое продолжение композиционных приемов Ренна и Эвелина. В позднейший период развития Вашингтона вокруг города на холмах создается связанная в виде непрерывной ленты система загородных парков, объединенных круговой парковой дорогой, которая выходит обоими концами к берегам реки Потомак.
21. градостроительство Молдовы, конца 18 – начало 19вв. (до 1818г.)
В первой половине 18 века, в период становления турецкого гнёта и перехода власти к господарям- фанариотам, молдавская архитектура пришла в упадок. В результате усилилось влияние на неё зодчества Валахии, произошел возврат к старым архитектурно-планировочным и композиционным формам, отмечалось слепое подражание иностранным образцам. Этот период не отмечен появлением монументальных построек; неудачными оказались и попытки реставрации некоторых архитектурных памятников: приглашенные заграничные специалисты не учитывали своеобразия молдавского стиля. 300-летнее турецкое иго не позволило бессарабским городам развиваться из-за постоянных грабежей и раззорений. Так, Бендеры и Кишинёв были в последний раз разрушены и сожжены турками при их отступлении в 1786-1787.Сближение молдавского и русского народов, начавшееся ещё во времена Штефана чел маре и Ивана III и закреплённое последующее совместной борьбой с Оттоманской портой, завершается в 1787 освобождением Бессарабии от турецкого ига. В последней четверти 18 в.были построены или восстановлены многие культовые сооружения: Мазаракиевская церковь(1752или1772), церковь Константина и Елены в Кишиневе, Троицкая церковь(1777) Рудьского монастыря и др. В конце 18 в. Зодчие Молдовы обратились к традициям 15-16 веков, к архитектурному стилю, возникшему во времена славы и могущества Молдавского княжества; началось возрождение не только каменного, но и деревянного зодчества. Если ещё в 17-18 веке в Молдавии не было средств и материальных возможностей возводить огромные здания, поражающие воображение в начале 19 века произошедшие важные исторические перемены--в 1812 Бессарабия вошла в состав России, способствовали укреплению материального положения. Зарождаются новые общественные отношения—переход от феодальных к капиталистическим; укрепляется национальное самосознание, нашедшее отражение в самобытном национальном творчестве, воплотившихся в произведениях искусства, в т.ч. архитектуры. С этого времени начинается рост городов, подъём экономики, строятся железные дороги, связавшие Молдавию с морскими портами, промышленными и культурными центрами России и Западной Европы. Быстро растёт население, развиваются города. С момента присоединения к России в официальный перечень городов во1пли:Измаил,А1скерман,Бендеры,Рени,Килия,в 1818-Кишинёв.На территории Молдовы имеются многочисленные, разнообразные по типологическому составу, памятники градостроительства и архитектуры. В становлении и развитии жилой архитектуры в городах и селах Молдавии отмечается несколько этапов, соответствующих экономическому и историческому развитию края. Народная архитектура начинает возрождаться после уничтожения турецкого владычества и присоединения Бессарабии к России в 1812. В 18-нач.19 века в крае строятся в основном однокамерные мазанки. Позднее, в 19 веке, в архитектуре ведущим становится стиль классицизма, отразившийся как в градостроительстве, в разработке регулярной системы планировки городов, так и в культовой архитектуре. В 18 веке по Днестру возникают 3 сравнительно крупных населённых пункта—Дубоссары, Тирасполь и Григориополь. Дубоссары построен при турецкой земляной крепости, исчезнувшей к началу 19 в. Тирасполь был основан в 80-е годы русским полководцем Суворовым. Сёла, в большинстве случаев располагались на склонах холмов (обычно в их нижней или средней части) или в долинах рек. При застройке обязательно учитывались особенности местного рельефа. Исторически сложились следующие формы поселений: -беспорядочная, -рядовая, -овражно-рядовая, -рядовая с ориентацией на реки и др. Для центральных районов характерна нерегулярная планировка сел; для северных и южных, особенно на «спокойном» рельефе—регулярная с прямолинейными улицами. Системой их транспортных коммуникаций были свободно вьющиеся по рельефу проезжие улицы, придерживающиеся горизонталей, перпендикулярно которым располагались нерегулярные пешеходные соединения. Центры сел формировались церковью с несколькими домами наиболее богатых крестьян, лавками, колодцем с крестом, дома стояли совершенно свободно, никак не связываясь с улицами, вдоль которых располагались.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2340;