Градостроительство 20-х -30-х гг. 20в в фашиствующих странах Италии, Германии. Попытки реконструкции центров городов Европы, США (Лондон, Вашингтон, Филадельфия).
Воинствующий фашизм не мог смириться с каким бы то ни было политическим вольнодумством; ему были нужны абсолютно покорные народные массы, организованные по военному образцу и фанатически преданные фашистским доктринам. Сравнивая два лучших новых города, осуществленных в 30-х годах,— Литторию и Сабаудию, нельзя не констатировать черт сходства и различия между ними. Действительно, оба города были построены на средства государства для политически привилегированных членов фашистских организаций — инвалидов войны, которых наделили землей и превратили тем самым в фермеров. Если план Литтории с его взаимно перпендикулярными и диагональными улицами, а также системой концентрических восьмиугольников, окружающих центр, предельно геометризирован, то план Сабаудий скомпонован в более непринужденной манере. Литтория представляет собой почти отвлеченную схему, отдаленно напоминающую «идеальные города» эпохи Возрождения, тогда как Сабаудия скорее похожа на «города-сады Англии». Столь значительные различия в планировке городов, создававшихся почти одновременно, свидетельствовали об отсутствии в фашистской Италии градостроительных принципов. В обоих городах много сил и средств было вложено в строительство площадей и спортивных комплексов. Собственно, достижение наилучших условий для маршировки военизированных фашистских организаций и составляло главную цель планировщиков. Улицы получали эффектные для парадов и праздничных маршей прямолинейные направления, тогда как площади, не получая современного технического оснащения превращались в архаические напыщенные форумы. Составленный в 1931 - 1932 гг. проект планировки столицы Италии, Рим, предусматривал расширение города главным образом в северном направлении, где далеко за Аврелиановои стеной создавался крупный спортивный комплекс со стадионом Муссолини. Постройка университетского городка близ Кастра Претория, как и возникновение жилых кварталов к югу от Авентин-ского холма и за Гибром, в свою очередь настолько расширяли столицу, что императорский Рим, окруженный древними стенами, превращался теперь в центральное ядро безмерно огромного современного города. Конечно, это расширение не было реальным, и тем не менее уже то приращение территории и населения, которое произошло к 30-м годам, требовало радикального решения транспортной проблемы. При узких извилистых улицах и отсутствии удобных диаметров для транзитного движения автомобилей Риму был необходим метрополитен. К началу 30-х годов Лондон уже насчитывал 262 кинотеатра, драматические и музыкальные театры, 86. Общее число культурно-зрелищных учреждений Лондона поднимется почти до 500. Однако расположение этих общественных зданий на территории Лондона было далеко не равномерным. В то время как окраинные рабочие районы города, такие, как Поплер, Степней или Паддингтон, имели лишь по одному театру на район, в Вестминстере сосредоточилось 37 театров, т. е. почти половина всех театральных предприятий столицы. Но к концу 20-х годов процесс централизации зрелищных предприятий еще более усилился. В Лондоне на рубеже 20—30-х годов удалось вклинить в монолитную каменную застройку сити только одно значительное здание некоммерческого назначения — редакцию газеты «Дейли Экспресс». По сравнению с зданием Королевского общества британских архитекторов, любое другое «функциональное» здание Лондона казалось неспособным войти в живой контакт с человеком. В то время как укрупнение и раскрытие кварталов являлось очевидным благом в смысле улучшения инсоляции и аэрации, сторонники академического направления пытались возродить привычные плотно застроенные кварталы. В начале XIX в. в центре города, Вашингтон, находились только два капитальных здания: резиденция президента (Белый дом) и так называемый Капитолий, служивший для периодических заседаний представителей федеральных штатов. Однако ни регулярная планировка города, заимствованная во Франции, ни его первые архитектурные сооружения, построенные в духе английского классицизма, не отличались какой бы то ни было творческой самостоятельностью. В XX в. возникла новая волна подражаний античности, однако на этот раз она захватила только административные центры штатов и в первую очередь Вашингтон. В 1901 г. была образована специальная комиссия под председательством сенатора Мак Миллана. Главные усилия комиссии Мак Миллана были направлены на проектирование центральных парков, где помимо гигантского обелиска, предполагалось разместить еще целую вереницу мемориальных сооружений, посвященных героическому прошлому американского народа. В 1922 г. состоялось торжественное открытие памятника Аврааму Линкольну, построенного по проекту архитектора Генри Бекона на берегу р. Потомак. Прямоугольный объем, напоминающий дорический греческий периптер, разместили по оси главной аллеи Мэлл, идущей от Капитолия на запад. Перед входом в здание устроили длинный водный партер, откуда высокая парадная лестница ведет во внутреннее помещение модернизированного греческого «храма». Несколько позже, в 1931 г., по проекту архитекторов Мак Кима и Уайта был построен Мемориальный мост через р. Потомак. Это монументальное девяти арочное сооружение, облицованное серым гранитом, явилось непосредственным продолжением главной аллеи Вашингтона. Однако направление моста не совпало с осью партера, а несколько отклонилось к югу — в сторону Арлингтонского кладбища. Вместе со строительством моста территория кладбища с его многочисленными надгробиями знаменитых людей Америки включилась в центральный мемориальный ансамбль Вашингтона.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1924;