Градостроительство 20-х -30-х гг. 20в. в Европе, США, Азии.
США. Проблемой связи промышленности и жилых массивов занимались многие теоретики Запада. Частично же решение этой проблемы нашло свое отражение в американской градостроительной практике, а именно в районной планировке Нью-Йорка. Американские архитекторы исходили из того постулата, что «ячеистый город является неизбежным продуктом автомобильного века». Они полагали, что одной из ключевых проблем планировки крупного города является правильная организация жизни и быта населения, проживающего внутри территорий, ограниченных городскими магистралями. Американский планировщик Кларенс Артур Перри разработал теорию жилого микрорайона применительно к условиям Нью-Йорка и его окрестностей. В основу организации микрорайона были положены интересы семейного опыта и в первую очередь желание избавить детей школьного возраста от необходимости ежедневно пересекать напряженные транспортные потоки на улицах. Что предопределило местоположение школы в самом центре микрорайона. Такой эксперимент был проведен в окрестностях Нью-Йорка на территории Редборна, который получил в свое время широкую известность как «поселок автомобильного века». Редборн был построен на рубеже 20-х и 30-х годов в 20 км от Манхэттена, поблизости от города Патерсона. Строившая его организация City Housing Corporation предполагала создать американский город-сад, который был полностью приспособлен к автомобильному движению. Архитекторы Кларенс Стейн и Генри Райт спроектировали в Редборне разветвленную систему автодорог с таким расчетом чтобы жители города могли беспрепятственно доехать на автомобилях до собственных гаражей, нигде не пересекая пешеходных дорожек. Прогулочные аллеи и дороги в школы были также изолированы от проездов и проходили среди зелени, позади шеренги домов. Таким образом, каждое жилище получало два обособленных выхода: в сторону улиц с их автомобильным движением и в сторону пешеходных дорожек. Азия. Реконструкция Токио. После землетрясения и пожара 1923 г., в результате которых почти половина Токио была превращена в пепел и явилась необходимость застройки вновь. План реконструкции Токио в архитектурном отношении мало разработан. Уличная сеть спроектирована заново. В основу композиции положена американская прямоугольная система с несколькими магистралями. Предположено в целях огнеупорности и сейсмической устойчивости перейти к стальному каркасному и железобетонному строительству зданий, а также построить много мостов. Большой Токио по проекту делится на пять отдельных районов, из них наибольший — западный — отведен под жилое строительство, к востоку и к югу от него размещаются речные районы (по рекам Аракава, Сумиде и Тамагаве), а приморские районы, предназначены для промышленности. Старый город остается деловым и коммерческим центром (Сити). Превращение Анкары в столицу потребовало больших градостроительных работ. По проекту Янсена (рис. 321), составленному в 1928 г., город имеет две кульминационные точки, как бы два «увенчания»: с одной стороны, холм, возвышающийся над долиной на 150 м, с древней крепостью и окружающей ее старой частью, с лабиринтом узких улиц по склону холма, и правительственный центр — с другой стороны. К востоку от правительственного центра запроектирован академический район, к западу — промышленный. Новые жилые районы расположены между обоими упомянутыми районами. Другие холмы в черте города сохраняются незастроенными, образуя видовые точки. Холмы связаны между собой непрерывными полосами зелени разной ширины. Эта сеть зеленых насаждений должна ослабить распространение пожаров, особенно на случай военных действий. Город запроектирован, как единый ансамбль, тяготеющий к деловому центру, который находится в старой Анкаре. Соответственно и сеть основных уличных магистралей сходится в этом центре, связывая с ним отдельные районы. Две основные магистрали следуют трассе двух древних караванных путей, издавна пересекавшихся здесь. Несколько широких улиц создают возможность объезда старого городского ядра. В местах скрещения улиц с главным проспектом устраиваются площади. Одна из таких площадей, по форме шестиугольная, проектируется у центрального вокзала и образует крупный узел движения, от которого расходится ряд радиальных улиц. Европа. В 20-х годах на мировой градостроительной арене фигурировали два течения: одно из них, возникшее еще на рубеже XIX и XX вв., возглавлялось Эбенизером Говардом, другое же было обязано своим происхождением Корбюзье. В отличие от Говарда, уклонявшегося от непосредственной реконструкции больших городов и призывавшего к бегству из них, Корбюзье твердо верил в то, что современный человек, вооруженный высокоразвитой техникой, способен одержать победу над стихийно сложившимся старым городом. Таким образом, Корбюзье был сторонником больших городов. «Большой город,— говорил он,— управляет всем: миром, войной и работой. Большие города — это духовные мастерские, где создаются лучшие произведения вселенной». Признавая кризис больших городов, Корбюзье искал выход из кризиса в коренной реконструкции города при одном непременном условии, а именно при повышении плотности населения и сокращении территории города. Эта его генеральная концепция и получила планировочное выражение в «плане Вуазепа», где основной жилой район размещается на территории 350 га в четырехугольнике между улицей Пирамид, площадью Звезды, вокзалом Сен-Лазар и улицей Риволи, тогда как Городской общественный центр, расположенный к востоку от жилого района, занимает 240 га.
30. роль архит стилей (ампир, модерн, функционализм, конструктивизм). Возникновение и развитие течения «современная архит» (о творчестве Райта, Перре, Салливена, Беренса, Милютина, Леонидова).
Ампир – исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в нач 19в, в период первой империи Наполеона Бонапарта. Сущность этого стиля выражена в сомом его названии – империя. Со стилем ампир искусство становится более масштабным, монументальным. Модерн - стиль в западноевроп искусстве конца 19- нач 20вв. для которого характерны преимущественно плавные, вытянутые формы, заимствованные от природы. В 20в функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Провозглашая ж/б и металлические каркасные конструкции своей инженерно –технической базой, этот стиль возводил обнажение конструкций в художественный принцип, что резко отличало его от стилей прошлых эпох. В своем капитальном труде о современной арх Луис Лака-са отмечает появление первых предвестников нарождавшейся функциональной арх еще в седине 19в. большое значение он чикагской архит школе, во главе которой в 90-х годах стоял Саливен. Смена стилистических направлений в Германии была связана с именем Петера Беренса и Иоганна Пельцига. Еще больше сделали для немецкого функционализма основатель арх –ой школы «Баухаус» в Дессау Вальтер Гропиус. В США после смерти Салливена и вплоть до конца 20 –х г единственным большим арх пытавшимся создать новое стилистическое направление, был Франк Ллойд Райт. Функционализм, воплощенный в Баухаузе, стал самым значительным направлением западной арх в 1920г. На структуру построек переносился принцип построения механизма; зд расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. Аналитические методы функц, в частности принцип зонирования терр с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций. Первая большая совместная работа Салливена и Адлера – Аудиториум в Чикаго (1886-89), где объединены театральный зал, отель и конторские помещения. Снаружи зд лишено декора, а интерьер украшен орнаментом из позолоченного гипса. Разрабатывая новый тип сооружения – высотные зд, Салливен выявлял эстетические принципы каркасной конструкции, стремился использовать новые пропорции и ритмику. Райт Франк Ллойд, американский архитектор, основатель и мастер школы органической архитектуры. Ранее творчество характеризуется проектированием односемейных загородных домов – «прерий». Райт под влиянием японской арх впервые осуществляет идею единой системы «перетекающих» внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель и интерьеры построек естественно связываются с окружающей средой. Особенность домов – прерий – центр дома не холл, а очаг – камин, место сбора семьи. Для них характерны прямолинейные очертания. Дом Уиллита в Хайланд парке – крестообразное пространственно –планировочное решение стало обязательно почти для всех домов прерий. Сильно выступающий козырек. Современная арх многим обязана именно функционализму 20-х г. 20вв: новыми типами домов, плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир с встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера. Архит конструктивизма, была формой современной арх, которая процветала в Советском Союзе в 1920 и в начале 1930 годов. Этот стиль объединил передовую технологию и проектирование с прямо коммунистической социальной целью. О. Пере, сконцентрировал в своем творчестве рационалистические тенденции прошлого столетия – конструктивно – тектонический подход к арх. Примечательны – казино в Сен –Мало, жилое зд на авеню Ваграм в Париже. П. Беренс, явл 1 из наиболее значительных представителей арх Германии. Сторонник испытания новых конструкций и материалов, таких как стекло и сталь. 5 крупных пром зд, спроектированных им для электропромыщл концерна АЭГ были вершиной его арх творчества (зд турбинной фабрики в Берлине 1909, зд табачной фабрики в Линце 1936) Институт библиотековедения им. Ленина 1927, произвел на публику огромное впечатление. Проект имеет сложную объемно –пространственную композицию. Леонидов создает серию проектов – шедевров, определивших лицо арх на столетие вперед. Зд Леонидова преодолели законы гравитации. Он ввел в градостроительный арсенал лаконичные формы сферы, пирамиды, параллепипеда. Схема Милютина с параллельным расположением пром и жилых районов –лент.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2384;