Образование церковного и светского центров города зрелого Возрождения XV-XV1 вв. (ратушные и соборные плошали, дворцы городской знати- Венеция. Флоренция. Сиена ).

Центр города в эпоху Возрождения представлял собой крупный ансамбль, нередко состоящий из нескольких площадей, окруженных церквями, дворцами и лоджиями. Если центр размещался в середине городской терр, то его трактовали как некое статическое ядро. Например, площадь Сан –Марко в Венеции не только спокойна в своих очертаниях, но еще примыкает к главному зд города – собора Марка, решенному в виде статической композиции. Во всей Венеции лишь этот собор имеет 5 куполов. Главным объектом градостроительства эпохи возрождения были площади. В 15в. и особенно в 16в, наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. С конца 16в. общественная функция площадей начинать отмирать, и появляется новый вид городской площади – декоративная площадь. Однако декоративная площадь получила развитие в эпоху барокко. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5, 2:3 или 1:2 стал характерным планом площади. Наряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых относятся площадь Сан – Марко и Пьяцетта в Венеции. Правильный план площади всегда сочетался со спокойной застройкой по периметру. Скульптура вплоть до конца 16в. размещалась вне центра площади, дабы не мешать массовым шествиям и зрелищам. Почти все флорентийские площади возникли в период господство романского и готического стилей: Синьории, Соборная площадь, Санта – Мария –Новелла и ряд др, менее значительных. В эпоху Возрождения все эти площади достраивались или украшались скульптурой, вполне законченной можно считать площадь Ренессанса – площадь перед церковью Сантиссима –Аннунциата. Площадь Синьории была местом народных собраний Флоренции, поэтому она разместилась пере дворцом городского управления и лоджией – Ланци. Площадь образовалась в результате сломки 2 –х обособленных кварталов, примыкавших к палаццо Веккио. Площадь имеет неправильную площадь. Палаццо Веккио доминирует в ансамбле площади; он сложен из грубо отесанных каменных блоков; редкие окна прорезают толщу стены, зубчатое завершение и высокие башни придают дворцу суровый, еще средневековый характер. План площади Синьории с 14в. почти не изменился, а в эпоху Возрождения была крашена скульптурой. Мрамор и бронза скульптур вырисовываются отчетливыми силуэтами то на фоне серо-коричневых стен дворца, то в просвете улицы Уффиций. Возле площади Синьории располагалась Соборная площадь, была религиозным центром. Обе площади соединялись широкой улицей Кальцайоли. Эта площадь принадлежит к числу характерных средневековых площадей. Всю ее середину заполняет громадный собор с неизменным спутником кафедральных церквей – баптистерием (крещальней). Площадь не имеет правильных очертаний. Прямо против восточной двери Баптистерия стоит трехнефный собор Санта –Мария- дель – Фьоре. Продольная ось собора совпадает с главной осью Баптистерия и служит организующей осью всей площади. К западу от Соборной площади у границы древнего римского лагеря находится площадь Санта –Мария –Новелла. Эта площадь получила своеобразную многоугольную форму вследствие того, что ее ограничивают косо идущие улицы. Единственный прямой угол придает очертаниям площади геометрическую закономерность. По форме и расположению главного зд , площадь принадлежит к средневековым композициям. Церковь стоит в углу площади и, несмотря на плоскую трактовку фасада, воспринимается с угла как объемная форма. Площадь Аннунциаты сложилась к северо –востоку от собора. Зд, оформляющие площадь, были построены в разное время. В 1419г. Брунеллеско заложил лоджию Воспитательного дома. В 1518г. Антонио да –Сангалло и Баччо д’Аньо- ло построили лождию, а позже фасад церкви Сантиссима Аниунциата. Площадь имеет правильную четырехугольную форму с отношением сторон 4:5. Венеция принадлежит к числу городов, имеющих выраженный архитек центр (площадь Сан –Марко, комплекс сооружений Пьяцеттой). Площадь возникла перед собором Сан –Марко и дворцом Дожей. Долгое время площадь служила местом торговли, а позже для народных собраний. В 1496 – 1517гг. Ломбардо построил зд Старых Прокураций. В 1536 – 53гг. Сансовино соорудил Библиотеку на Пьяцетте. План площади представляет собой трапецию – почти прямоугольник. Небольшая площадь перед монастырем Сан –Джованни – е- Паоло принадлежит к числу средневековых площадей. На площади господствует собор, служивший усыпальницей венецианских дожей. В Сиене – площадь дель Кампо (палаццо Публико).

12. 0собенности градостроительства Европы периода барокко XV1-XVII нв. Основные планировочные схемы улиц и площадей. Организация систем взаимосвязанных пространств/Рима, Версаля, Парижа/

Барокко— искусство чувственное, искусств увлечения, мгновенного творческого порыва. Мастера барокко также оперируют классическим ордером, но у них он только набор архитектурных деталей, которые можно располагать так. как этого требует замысел. Барокко не признает классического спокойствия. Композиции барокко — телесны, массивны, скульптурны. В барочных композициях играет роль не линия, а масса стены, контрастно сочетающаяся с дверными и оконными проемами. Отсюда — пренебрежение про­порциями и влечение к живописности, к эффектам игры света и теней. Население городов из года в год сокращалось. Бледнели празднества, блестящие патрицианские фамилии замыкались в своих палаццо или выезжали за город на живописные виллы, которыми так богаты окрестности Виченцы. Венеция. Флоренция и другие центры культуры кватроченто и чинквеченто медленно умирали, но на их фоне возвышался папский Рим, экономическая основа которого не подверглась столь тяжелым потрясениям. В отличие от Ренессанса барокко явился периодом широкого строительства улиц. Стремление к осевым композициям и к целеустремленным перспективам (столь характерное для барокко) приводит к идее направлять прямолинейную улицу на выдающееся здание или ставить в конце улицы тот или иной монумент. Еще одним не менее важным нововведением явилось применение системы двух или трех лучевых улиц, точка схода которых закреплялась обелиском, колокольней или фасадом собора. Таким образом, в период барокко появилась та лучевая планировочная композиция, которая легла в основу Версаля. В XVII в. площади создавались не столько для практических целей, сколько для украшения города. Этому способствовало, что города приостановились в своем развитии. На примере, можно наблюдать, миниатюрной площади Санта-Мария-делла-Паче в Риме, где полукруглая паперть церкви настолько выдастся вперед, что за­полняет всю середину площади. Еще чаще посреди площади ставились монументы. Многочисленные повторения этого приема в последующие эпохи, и особенно в XIX в., сделали его шаблонным. В противоположность площадям эпохи Возрождения барочные площади имели сложный, а иногда и вычурный план. Живописная кривая, трапеция или сложное сочетание этих форм очень часто применялись для плана площади. Рим. В правление папы Сикста V (1585—1890 гг.) началось широкое восстановление и реконструкция города. В первую очередь была произведена перестройка Яиикульскою моста и постройка водопровода Аква Вирджина. Затем последовали другие строительные работы. Наиболее плотная застройка средневекового Рима располагалась на Марсовом поле; его пересекала улица Корсо, начинавшаяся у северных (Фламнниевых) ворот города. Этот массив был настолько велик (около 3 км в поперечнике), что потребовалась прокладка новых транзитных улиц. В конце XVI в. здесь возникла площадь, а впоследствии была сооружена великолепная барочная лестница, получившая название Испанской лестницы. Осуществление радиальных улиц сразу же пре­вратило их исходную точку — площадь дсль-Пополо у Фламнниевых ворот в планировочный узел. Радиальные улицы барочного Рима не получили в полной мере транзитного значения, так как в свое время не были доведены до пересечения с другими артериями. Застройка улиц в Риме производилась так же, как и во Флоренции; единого уровня в высоте домов не было, но в обработке фасадов стремились соблюсти архитектурную связь между соседними зданиями. Примером площади, стоящей по своей композиции на пороге стиля барокко, является площадь Капитолия, расположенная на плоской вершине Капитолийского холма. Площадь Капитолия замощена каменным паркетом в виде звезды, в центре которой высится этичный конный монумент Марка Аврелия. Площадь дель-Пополо служит как бы вестибюлем папского Рима. Расположенная у начала трех лучевых проспектов, она при­обрела значение организующего центра для всей северной части города. Свое архитектурное офор­мление площадь получила в период барокко (в конце XVII в.), т. е. через сто лет после прокладки боковых магистралей. В 1628— 1664 гг Райнальди и Карло Фо1ггана построили две купольные церкви по сторонам Корсо. Этимм под-черкнулась центральная магистраль, а площадь получила ориентацию в сторону города. Еще раньше, в 1587 . в центре площади был поставлен обелиск. Наряду с площадью дель-Пополо, примером барочной композиции является площадь Петра. Собор Петра был заложен о 1506 г. но повелению папы Юлия II. Собор должен был стать монументом католицизма, храмом, который мог бы затмить постройки древ­него Рима. Унаследовав приемы итальянского Ренессанса и барокко, французские архитекторы создали новый тип города, с широкими проспектами, открытыми площадями и мощными городскими центрами. В центре города образовались обширные парки с видовыми террасами и широкими водными партерами. Париж. город стал возрождаться только в IX в. В это время, помимо острова Ситэ, Париж занимал значительную территорию на левом берегу реки и простирался вплоть до Сорбонны и Сен-Жсрмснского аббатства. Париж XIV, XV и даже XVI вв. был в полном смысле готическим городом. Все улицы (включая и древнюю римскую дорогу Сен-Мартен — Сен-Жак) были узкими и кривыми. При первых Бурбонах, в первую очередь создавались новый центр города и аристократические предместья. центр Парижа стал формироваться в связи с постройкой Луврского дворца. По повелению Екатерины Медичи, был сооружен Тюильрийский дворец. Тюильри был построен в качестве загородного увеселительного дворца на расстоянии 500 м от Лувра. Площадь Вогезов была построена в течение семи лет архитектором Клодом Шатийоном и открыта для народных гуляний и празднеств уже после смерти Генриха IV. По сторонам площади тянутся трехэтажные кирпичные корпуса с рустованными пилястрами из камня. Вместе с проникновением во Францию искусства барокко явилась идея поставить скульпту­ру в середине площади Вогезов. Одновременно возник­ла вторая площадь французского Ренессанса — площадь Дофина. Поводом для сооружения этой площади послужил построенный в 1578 — 1604 гг. так называемый Новый мост (Пон-Неф). Последнее было сооружено купольная церковь Дома Инвалидов, Вандомскую площадь и круглая площадь Побед. Вандомская площадь имеет прямоугольный план, усложненный срезанными углами. Вандомская площадь не имела выходов к открытым пространствам, так как ее короткие улицы упирались в монастырь капуцинов (на севере) и поперечно идущую улицу Сснт-Онорэ (на юге). В конце XVIII в. (при Конвенте) возник проект реконструкции Парижа, известный пол именем «Плана комиссии художников» . Этот проект подвел итоги строительства Парижа. Версаль расположен в 10 км к юго-западу от Парижа среди безлесной песчаной равнины. Лево и Лсбрсн явились строителями дворца. Дворец открыто стоит на террасе, к которой с одной стороны примыкает город, а с другой—колоссальный регулярный парк. Парк делится на три части: в начате его лежит дворцовая терраса с водным партером, далее следуют регулярные сады с лабиринтами и фонтаном Латоны посредине, а еще дальше простирается лесопарк с фомадным крестообразным канатом. В 1670 г. строительство Версаля было закончено, а в 1672 г. туда переехал королевский двор. Тотчас начались перестройки дворца и дальнейшее строительство в парке и городе. У площади Армии, где сходятся три лучевых проспекта Версаля, архитектор Мансар сооружает дворцовые конюшни; он же ведет перестройку Большого дворца а позже, по проекту Мансара в северной части Версальского парка создастся Большой Триано.

13. «Идеальные» города- крепости Филарете, Скамоцци.

В области градостроительства Мастера эпохи Возрождения выразили предпочтение регулярной планировочной системы и стремление к гармонизации архитектурной и городской среды посредством возрождения архитектурных ордеров и пропорционирования городских пространств. Тема так называемого «идеального города» прочно вошла в градостроительную теорию 15-16вв. Строятся новые здания и перестраиваются старые, формируются архитектурные ансамбли. Считали, что строительство конкретных сооружений должно производиться тогда, когда город в основных своих чертах уже намечен на местности. Приводятся рассуждения о размещении города с точки зрения экономики, гигиены, обороны, эстетики. Ведутся поиски оптимальных планов жилых кварталов и городских центров, садов и парков. Изучаются вопросы композиции, гармонии, красоты, пропорции. Идеальным городам свойственны рационализм, геометрическая ясность, центричность композиции. Архитектуру Возрождения отличает от др. эпох — человек, стоящий в центре, в основе всех этих построений. Идеальный город Антончо Филарете. Первым теоретиком, посвятившим свой трактат «Сфорцинда»(1460-1464 гг) проблеме идеального города, был уроженец Флоренции Антонио Авсрлино по прозванию Филарете (7-1471 г.). Предлагаемый Филарете план идеального города Сфорцинда представлял собой в плане восьмиуголь­ною звезду, образованную пересечением под углом 45° двух равных квадратов со стороной, равной 3,5 км. В выступах этой звезды располагалось восемь круглых башен, а в «карманах» восемь городских ворот. И к воротам и к башням были направлены радиальные улицы, противоположным своим концом сходившиеся к центру города. Часть улиц представляла собой судоходные каналы с тротуарами и портиками по бокам. В центре города, доминирующем по рельефу, располагалась главная прямоугольная в плане площадь, по коротким сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и городской собор, а по длинной стороне судебные и городские учреждения. В центре главной площади размешался обширный водоем, питавший водой город, главную площадь, фланкировали две другие, на которых располагались дома зажиточных купцов и ремесленников. Кроме того, были намечены площади и на пересечении радиальных улиц с кольцевой магистралью. Восемь из них предназначались для местной торговли, а остальные для размещения приходских центров и церквей. В геометрическом центре города Филарете предполагал разместить высокую дозорную башню, нарядные контуры которой он нарисовал на полях своего трактата. Венецианский архитектор Виченцо Скамоцци (1552-1616 гг) в своем трактате «Об идее универсальной архитектуры», изданном в 1615 г, поместил гравированный план идеального города. Согласно этому плану территория города была окружена 12 бастионами и имела четверо городских ворот. Городская планировка была регулярной. Две главные улицы, идущие от городских ворот, пересекались под прямым углом. На пересечении их находилась главная площадь, на которую были обращены фасадами дворец, собор, а также здания, в которых помещались суд таможня, архиепископство и университет. Главную городскую площадь фланкировала с запада и с востока еще две площади торгового назначения. Кроме того, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге- площадь для торговли дровами и сеном. Территорию города пересекала река, которая за его пределами разветвлялась на два рукава. Ближе к периферии города в определенном ритме располагались восемь приходских церквей. Идеальный город Виченцо Скамоцци был важной ступенью на пути формирования городов-крепостей, сыгравших важную роль в следующем столетии. Ближе к концу XVI в. в проектах Виченцо Скамоцци существенное место занимают вопросы фортификационного искусства. Идеальный город Возрождения появился как своего рода протест против средневековья. Город Возр был создан для человека и должен был соответствовать земному миропорядку. Средневековый город окружен мощными стенами, его дома больше походят на крепости с немногочисленными окнами. Город Возрождения открыт, он не защищается от внешнего мира. Стены зданий, разграничивая, объединяют пространства улиц и площадей с внутренними двориками и помещениями. Они проницаемы - в них много проемов, аркад, колоннад, проездов, окон. Город Возрождения- это распределение архитектурных пространств. Центром нового города явл не здание собора или ратуши, а свободное пространство главной площади, раскрытое как вверх, так и в стороны. Город центробежен - он устремлен во внешний мир. В нем архитектор видоизменяет местность, наложив на нее геометрическую сетку расчерченных пространств. Такой город имеет четкую форму: круга, квадрата, восьмиугольника, звезды; даже реки в нем спрямлены. Город горизонтален, здесь главное - перспектива, устремленность вдаль, к новым горизонтам.

Собенности градостроительства стран Европы 17-18 вв. (Англия, Франция, Германия). Типы городов по функциям, планировочной структуре.

18 в - Период разложения феодальной социально-экономической формации и становления буржуазного строя вместили в себя новые производственные функции и соответствующие здания сначала в виде мануфактур, а к концу, периода в виде заводов и фабрик. Увеличилась территория городов, изменились состав и численность городского населения, капиталы сконцентрировались в руках крупных предпри­нимателей. Возникла необходимость строительства новых пром. сооружений. Произошли перемены и в социальной топографии города. Если Англия вступила на путь капиталистического развития в конце XVII — начале XVIII в., то немецкие княжества в начале XIX в. Положение осложнялось тем, что в первой половине 18 в. гос-ва Зап.Ев. были вовлечены в следовавшие одна за др. войны, ослаблявшие их экономику. И след. градостр. деятельность сводилась к укреплению городов. В нач. XVIII в. почти повсеместно стремились к созданию регулярных дворцовых композиций и пышных барочных ансамблей, поглощавших наряду со строительством бастионных укреплений все отве­денные на строительство средства. К середине XVIII в появился интерес к творчеству мастеров эпохи Возрождения и античному наследию. Это привело к развитию классицизма. Городские площади и улицы стали ведущей архит темой этого времени. Градостроительство Англии 17-18в В Англии был уничтожен королевский абсолютизм и к власти пришла землевладельческая аристократия. Крестьяне в поисках работы стали мигрировать в города, и на карте Англии ясно обозначились пром районы. Развиваясь, город вобрал в себя окрестные мелкие поселения. В связи с развитием торговли, получили развитие портовые города(Лондон, Дувр, Фолкстон, Саутхемптон, Ныохейвен и др). Отныне сочетание новой и старой застройки, включение в средневековую планировочную структуру города элементов регулярности становится ведущим принципом градостроительной культуры Англии этой эпохи. Для градостр культуры Анг был важен выдвинутый палладианцами(приверженцы творчества Палладио) принцип создания нового соотношения между жилым домом и его окружением. Он развивался в теории и практике пейзажного сада, родившихся в Анг. в нач 18 в. Для архитекторов и парковых мастеров того времени границы между усадьбой и ее окружением стирались. В XVIII в. в Англ. возникло несколько курортных местечек. Столица Шотландии — Эдинбург, один из живописнейших и красивейших городов Зап.Европы. Он распол на холмистом рельефе Представлял собой вытянутое вдоль главной широкой дороги поселение. В результате- зап район Лондона превратился в единый ансамбль композицию которою определяли две парадные магистрали, пересекавшиеся под прямым углом, и система крупных парковых массивов. Обилие зелени, торжественность арх-ых форм дворцов и жилых домов, создавали стилистическую целостность этого района. Градостроительство Франции 17- 18в. Франция- стала родиной классицизма. Детально прорабатывались городские пространства(площади), города развивались. В Париже и др. крупных городах сооружаются королевские дворцы, здания правительственных учреждений, казармы, дома губернаторов и др., а в окрестностях столицы создаются пышные загородные королевские резиденции. В середине 17в. особенно развивается садово-парковое искусство, худ парков- Андрэ Ленотром. В этот период мануфактура превратилась в господствующую форму производства. Развивалась внутренняя и внешняя торговля, что отразилось на росте портовых городов. Градостроительные работы 18 в: прокладка бульваров, устройство парадных набережных, строительство королевских площадей, пробивка улиц и т.п. В XVIII в. наблюдался быстрый рост Парижа. Возросло числ населения. Строительство новых домов стало осуществляться вне городских границ. Изменился и тип городского жилища. Прежние отели сменились просторными городскими усадьбами, каждая из которых состояла из курдонера, собственно жилого дома и регулярного сада позади него. Эти усадьбы составляли ансамбли улиц. Проектирование и строительство в Париже площади Людовика 15 составило целую эпоху в европейском градостроительстве 18в. Великая Французская буржуазная революция (1789—1794) уничтожила сословное деление, заменила феодальную собственность капиталистической, открыла новые возможности для градостроительства. В революционные годы улицы и плошали Парижа были не только ареной борьбы, но и пространствами, на которых проводились народные празднества. После революции Наполеон Бонапарт приступил к перестройке столицы. В 1802г. начали прокладку улицы Риволи и поперечные улицы. Градостроительство Германии 17- 18в. Ансамбли Вены и Дрездена начала XVIII в., несмотря на традиционный характер архитектуры этих городов, в целом представлял собой выдающиеся худ. явления, опередившие градостроительную практику др. европейских стран. Начало 18 в. совпало с укреплением абсолютизма в Австрии. У власти- императоры из династии Габсбургов. Они способствовали возникновению соответствующего арх. стиля в дворцовом и церковном строительстве. Придворный архитектор австрийских императоров Фишер фон Эрлах, начал украшать Вену парадными ансамблями: построил несколько триумфальных арок и мемориальных колонн-обелисков, многочисленные городские дворцы. В период войны в районе военных действий оказался и Дрезден старые укрепления которого (XVI в.) были подновлены, а на правом берегу Эльбы были построены новые бастионы. Ансамбли резиденций стали центрами градостроительной композиции ряда поселений Германии. На рубеже XVII и XVIII ст. Саксония была одним из наиболее развитых в экономическом отношении немецких государств. Градостроительная история Берлина сложна. В эпоху средневековья в области Бранденбург на реке Шпре, возникли поселения Берлин и Кёльн. На острове распол. политический и религиозный центр. Стоял дворец и придворные церкви. На правом берегу Шпре находилась основная жилая часть города, средневековая по своей структуре. Здесь же концентрировалась торговля. Берлин укрепляли- центральная часть города была заключена в кольцо бастионов и окружена широкими рвами. Еще два предместья присоединены к Берлину. Они обладали радиально-кольцевой структурой. Улицы в них шли нерегулярно. Достраивались новые районы. В начале XVIII в. началось проектирование крупных архитектурных комплексов. К зап. от Берлина в течение XVIII — первой половины XIX в. развивался Потсдам, характерный для Германии город-резиденция. Здесь находился крупнейший дворцовый комплекс Пруссии. Потсдам был регулярно спланирован. Все улицы его сделаны прямыми, придав правильность старинной структуре города.








Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1562;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.