Творчество режиссера А. Вайды.
Первым фильмом нового направления стала лента А. Вайды ≪Поколение≫ (1955). По сценарию предполагалось, что картина будет своего рода каталогом добродетелей коммунитической молодежи. Однако Анджей Вайда(р. 1926)
откорректировал сюжет, сократив количество героических поступков. Благодаря этому главный герой — подросток — обрел неоднозначность
характера, открывая для себя противоречия человеческого существования: любовь, борьбу, сомнение. В 1956 г. Появилась вторая картина А. Вайды
≪Канал≫ — еще более цельная по содержанию и форме, где
автор впервые обратился к теме Варшавского восстания, замалчиваемого все предыдущее десятилетие. На примере трагических историй любви молодых людей, загнанных в грязь и смрад городской канализации, режиссер создает экранную притчу о своем народе, брошенном Историей в подземелье собственной страны, но сопротивляющемся до конца. В 1958 г. А. Вайда снимает очередной фильм ≪Пепел и алмаз≫, ставший символическим заключением его первой своеобразной трилогии. (Позже он назовет эти картины ≪драмой в трех актах≫.) ≪Пепел и алмаз≫ поднимает тему бессмысленности братоубийственной борьбы, в которую вступают между собой
поляки разных политических ориентации. Действие фильма разворачивается в провинциальном городке 8 мая 1945 г. Главный герой Мачек (боец Армии Краевой), отстаивающий идею независимой Польшы, противопоставлен коммунистической власти в лице Щуки, реконструирующей страну по модели СССР. Однако Вайда не создает политический памфлет. Он выстраивает сложный символико-метафорический образ отчаянной схватки человека с Историей. Печальный итог такого героизма выписан в пронзительно экспрессивном финальном кадре: Мачек, корчась от боли, умирает в беспомощной эмбриональной позе на гигантской свалке — современной Голгофе для вечно ≪распинаемого≫ мессии. Трилогия Вайды насквозь пронизана романтическим реализмом, эмоциональным видением истории. Художественная природа этих картин обусловлена мощной драматической
конструкцией, экспрессией изображения и звука. Режиссер нашел ряд выразительных пластических синонимов ценностям социального и индивидуального бытия: любовь, ненависть, героизм, смерть
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 1074;