Жизнь, творчество и фильмы Ч.Чаплина.

Другой яркой персоной американского и одновременно мирового кино начала XX в. является Чарльз Чаплин(1889-1977). Он прибыл в США в 1913 г. и поначалу работал в студии ≪Кистоун≫ под руководствомМ. Сеннетта. Первой комической маской Чаплина был щеголь Чез в шикарных сюртуках и цилиндрах, с большими свисающими усами. Постепенно актер пришел к трогательному образу бродяги Чарли: в куцем пиджачке, спадающих брюках, огромных рваных башмаках, но в котелке и с тростью — непременными деталями джентельмен- ского набора. Раскачиваясь, как утка, Чарльз Чаплин его герой зашагал по экранам мира, покоряя зрительские сердца. Первые фильмы Чаплина ничем не выделялись из общего потока короткометражных эксцентрических лент. Это был набор пластических буффонадных ≪номеров≫, не связанных между собой внятной драматургией. Но постепенно, переходя

к более крупным кинематографическим формам, режиссер и актер Ч. Чаплин научился выстраивать сюжетную логику своих картин, а также психологическую мотивировку поведения персонажей.

Основной комический прием Чаплина зиждется на контрастном соединении бродяги и джентельмена, когда элегантность манер не вяжется с нищенским обликом. Главная же драматическая особенность его лучших произведений (≪Бродяга≫, ≪Золотая лихорадка≫, ≪Огни большого города≫) состоит в

≪невозможном≫, алогичном, ≪противоестественном≫ сочетании буффонады, эксцентрики, персонажа-маски с утонченной, тщательной психологической проработкой каждого жеста, взгляда, динамического порыва —из-под клоунской маски проступало человеческое лицо. Это позволяло не просто рассмешить зрителя, но и растрогать его. С точки зрения кинематографической формы чаплиновские фильмы по-мельесовски традиционны: он предпочитал снимать неподвижной камерой и общими планами. Но динамическая фотография в руках Ч. Чаплина превратилась в гуманистическое экранное искусство

 

Чарлз Спенсер Чаплин (1889-1977) родился в Лондоне, в семье

мюзик-холльных актеров, с шестилетнего возраста выступал на сцене вме­

сте с матерью. После того как мать, Ханна Чаплин, потеряла голос и оста­

лась без работы, семья голодала, и на почве голода Ханна Чаплин сошла с

ума. Ее забрали в психиатрическую лечебницу, а ее детей, Чарлза и его

сводного брата Сиднея, поместили в сиротский приют (нечто вроде наше­

го детдома). В 18 лет он поступил в передвижную актерскую труппу панто-

Игорь Беленький. Лекции по всеобщей истории кино. Книга I 71

мимы Фрэда Карно, где научился практически всем секретам того полу­

циркового-полусценического искусства, какое представлял собой англий­

ский мюзик-холл. В 1913 году, оказавшись вместе с труппой Карно на гаст­

ролях в США, Чаплин познакомился с Адамом Кесселом и подписал кон­

тракт с сеннетовской кинокомпанией «Кистоун», где и дебютировал в 1914

году в качестве киноактера.

Его первый фильм, поставленный сеннетовским режиссером Хенри

Лерманом, назывался «Зарабатывая на жизнь». Первые фильмы с его

участием («Детские автогонки в Венисе», «Между двумя ливнями», «Тан­

го-путаница», «Лучший жилец», «Двадцать минут любви» и др.) снимали

тот же Лерман, сам Сеннет, прекрасная комедийная актриса, партнерша

Чаплина в этих фильмах и режиссер Мэйбл Норман. Как сценарист и ре­

жиссер фильмов, в которых сам же и играл, Чаплин впервые выступил в

картине «Двадцать минут любви», поставленной, однако, еще под наблю­

дением Мака СеннётгГгВ фильме «Застигнутый в кабаре» Чаплин значит­

ся соавтором Мэйбл Норман. И только в следующем фильме, «Застигну­

т ь^ дождем», Чаплин уже единоличный автор. В декабре 1914 года он

распрощался с Сеннетом, поставив напоследок фильм «Его доистори­

ческое прошлое», а в феврале 1915 года вышел его первый фильм («Его

новая работа»), снятый в кинокомпании «Эссеней». Здесь он проработал

до конца марта 1916 года, а с мая уже перешел в другую кинокомпанию

«Мьючуэл». Но и здесь он задержался ненадолго: с апреля 1918 года он

уже в штате корпорации кинопрокатчиков «Фёрст нэшнл» (см. выше).

Ранние фильмы Чаплина — это своего рода кинематографический,

экранный театр комического абсурда и несерьезной жестокости.

Отсутствие серьеза — степенности, солидности, глубокомыслия, расчет­

ливости, предусмотрительности, чувства — вот основная особенность «ко­

мической» Мака Сеннета. Ее и перенял Чаплин в своих ранних фильмах.

Персонаж его первых фильмов, как бы его ни звали (Джонни, Чэз) и кем бы

он ни был (прохожим, ухажером, жильцом в доходном доме, официантом и

т. д.), никогда не действовал всерьез, «как в жизни» — это была комичес­

кая имитация серьезных взаимоотношений—любви, ненависти, драк,

ударов, оплеух, чего угодно. Даже если фильм называется «Двадцать ми­

нут любви», это не означает не только любви, но даже любовных забав

(какой бы смысл мы с вами ни вкладывали в это выражение) — это их

имитация, то и дело шутовски преувеличенная. Но постепенно, по мере того

как Чаплин снимал все новые и новые фильмы («кистоуновские» — 35,

«эссенеевские» — 14, «мьючуэловские» — 12, «фёрстнэшнловские» (по

1923 год) — 9), в них формировался не только новый, своеобразный персо­

наж, в том числе своеобразный и внешне, но и новое мироощущение. Те-

72 Игорь Беленький. Лекции по всеобщей истории кино. Книга I

перь герой Чаплина уже не имитирует жизнь ради комического эффекта —

и актер, и его персонаж относятся к жизни вполне серьезно: если любят,

так уж любят, если дерутся, так всерьез. Что же до комического эффекта,

то он возникает из-за несоответствия серьезного отношения к жиз­

ни и ее идиотизма. Именно это ощущение — главное в таких фильмах,

как «Бродяга» и «Банк» (1915, «Эссеней»), «Скиталец» (1916, «Мьючуэл»),

«Тихая улица», «Иммигрант» и «Искатель приключений» (все —1917, «Мью­

чуэл»), «Собачья жизнь», «На плечо!» (оба —1918), «Малыш» (1921), «Пи­

лигрим» (1923; все — «Фёрст нэшнл»). Здесь уже комедия то и дело пере­

ходит в пародию, т. е. в высмеивание вполне серьезных явлений (таковы,

например, ужасы окопной жизни в «На плечо!» — напомню, 1918 год —

последний в Первой мировой войне). А это уже не комикование, как в «ко­

мической», — это настоящая комедия

 

18. Фильм «Парижанка» Чаплина как открытие нового жанра социально-психологической драмы.

Первой стала картина «Парижанка» (1923), нетипичная для творчества Чаплина психологическая драма, в которой сам режиссёр появился лишь в роли камео. «Парижанка» была встречена американскими зрителями довольно прохладно. Поклонники образа Бродяги были далеки от тематики светских драм. В то же время, картина понравилась критикам и кинематографистам. Этот фильм убедил творческую интеллигенцию в том, что Чаплин — прежде всего автор[19].








Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 2078;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.