Биография и творчество
Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 в Берлине. Его родителями были Вальтер Гропиус, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, и Манон Гропиус, урождённая Шарнвебер. В 1903 г. поступает учиться на архитектора в Мюнхене, а позднее продолжает учёбу в Берлине.
В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз.
Вальтер Гропиус, Дом Леви в Лондоне. 1936 (совм. с М. Фраем), фото
Общеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики “Фагус” в Альфельде (1911–1916) и фабричный комплекс в Кельне (1914). После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название “Баухауз”, а в 1925 перенес ее в Дессау.
Вальтер Гропиус, Здание завода «Фагус», фото
С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзее» в Берлине (1930/31 гг.).
Вальтер Гропиус, Здание «Баухауса» в Дессау, фото
Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925–1926 гг. здание Баухауза в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для современного функционализма. Баухауз стал международным художественным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу обучения, которая максимально содействовала бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 Гропиус оставил пост директора Баухауза и переехал в Берлин.
Вальтер Гропиус, Комплекс «Баухауза» в Дессау. 1925—26, фото
В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом – официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 г. он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с М.Фраем основал собственную компанию, просуществовавшую три года.
Вальтер Гропиус, Дом Франка в Питсбурге (США). 1939 (совм. с М. Л. Брёйером), фото
В 1937 Гропиус переехал в США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952 г. Среди его работ 1940–1960-х годов следует отметить Центр выпускников Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949–1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957–1961) и небоскреб авиакомпании “Американ эрлайнс” в Нью-Йорке (1958–1963). Гропиус написал несколько книг: Баухауз 1919–1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон в мире демократии (1967).
Вальтер Гропиус, Жилой дом в районе Ганза,Берлин, проект в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau). 1957, фото
В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау» (нем. Interbau). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.
Умер Гропиус в Бостоне 5 июля 1969 г.
Работы
· Завод «Фагус», Альфельд
· Корпус завода сельскохозяйственной техники «Gebr. Kappe & Co.», Альфельд
· Жилой дом профессора доктора Феликса Ауэрбаха, Йена
· Баухаус, Дессау
· Meisterhäuser (Wohnhäuser der Bauhaus-Lehrer), Bauhaus Dessau, 1925—1926
· Zwei Häuser in der Weißenhofsiedlung in Stuttgart, 1927
· Wohnhaus für Therese Zuckerkandl, Йена, 1927—1929
· Karlsruhe, Siedlung Dammerstock, 1928—1929
· Gropius Haus, Lincoln, Massachusetts, 1937
· Packaged House System zusammen mit Konrad Wachsmann (Lincoln (Massachusetts, USA)), 1941—1943
· Harvard University Graduate Center als erstes Projekt der TAC, 1948—1950
· Wohnhaus Stichweh, Hannover, 1952—1953
· Universität Bagdad, als weiteres Projekt der TAC, 1957
· Pan-Am-Wolkenkratzer in Manhattan, 1957/59
· Planung der Gropiusstadt im damaligen West-Berlin, с 1960 (позже изменено)
· Botschaft der USA in Athen, 1956—1961
· Porzellanfabrik Rosenthal am Rotbühl, 1965 в Сельбе
· Die Glaskathedrale (официально: Thomas Glaswerk), 1968 в Амберге
Вальтер Гропиус, Собственный дом Вальтера Гропиуса в Линкольне, Массачусетс, фото
11.Эрих Мендельсон по праву считается одним из величайших архитекторов, творческие поиски которого привели его от экспрессионизма к стилю интернациональному.
Эрих Мендельсон появился на свет 21 марта 1887 года в семье польских эмигрантов в городе Алленштейн. Проучившись недолго в Мюнхене, на факультете экономики, Эрих делает выбор в пользу архитектуры и переводится в техническую школу, которую оканчивает в 1912 году. Одновременно Мендельсон знакомится и начинает работать вместе с художниками из «Синего всадника» — объединения созданного в Мюнхене.
1919 г. ознаменовывается открытием собственного бюро, что дало возможность выставлять проекты. После успешного представления плодов творчества Мендельсона «Архитектура стали и железобетона» к нему стали обращаться первые заказчики.
Творчество немецкого архитектора нельзя вписать в рамки какого-либо направления ХХ века. Оно уникально. Однако в некоторых произведениях все же можно разглядеть черты экспрессионизма. Примерами могут служить динамичные архитектурные эскизы, созданные Мендельсоном в военное время, а так же его первые проекты. Среди них: башня-обсерватория Эйнштейна в Потсдаме, фабрика по изготовлению шляп в Люккенвальде. Все они характеризуются подчеркнутой выразительностью контуров, присущей экспрессионистской манере проектирования.
Начало двадцатых годов прошлого столетия. Возводятся промышленные здания, проектируются конторы. Все это определяет направление развития творчества Эриха Мендельсона и направление творческих изысканий архитекторов всей Германии.
Башня-обсерватория Эйнштейна в Потсдаме
Знаменитый проект Мендельсона – обсерватория Эйнштейна (годы возведения 1920-1921). Уникальность этого произведения искусства – в органичном сочетании функциональности и пластичностью, что делает его похожим на скульптуру.
Фабрика по изготовлению шляп в Люккенвальде
Фабрика по изготовлению шляп в Люккенвальде
В 1921-1924 году реализовывался еще один знаменитый проект немецкого архитектора – шляпная фабрика. Особенностью строения является продуманная технология. Привлекают внимание перекрытие и его необычная железобетонная конструкция. Интересно спроектирован красильный цех. «Функция плюс динамика – вот решение», — делился своими мыслями немецкий архитектор, подчеркивая, что формообразующими должны быть динамические композиции. Вдохновением для создания проекта стала поездка Мендельсона в Голландию, где на него произвели впечатление работы архитекторов-экспрессионистов.
Магазин «Шокен» в Штутгарте
Определяющим характер постройки универсамов в Германии 20х гг. прошлого столетия стал широко известный проект Мендельсона – магазин «Шокен». Пятиэтажное здание штуттгардского универмага. Его фасад – чередование горизонтальных стеклянных полос с полосами из кирпича и травертина цвета золота. Создан эффект «захвата» полосами башни круглой формы, внутри которой располагается лестница. Единение внешнего и внутреннего, функциональная и конструктивная обоснованность достигаются за счет размещения окон в торговых помещениях на большом расстоянии от пола. Это позволяет поместить полки для хранения товаров вдоль наружной стены.
Универмаг «Шокен» в Хемниц
«Горизонтали» немецкого архитектора динамичны, массивные акценты делают построение еще более выразительными и подчеркивают его характер. Ленточные окна выделяют геометричность формы, придают прямоугольный объем, служат элементом игры противопоставлений.
Отличные по своей функциональности решения продемонстрированы в проектах универсальных магазинов в разных городах Германии. Строения узнаваемы благодаря сплошным витринам из стекла, занимающим первый этаж и ленточным окнам, расположенным по горизонтали, закругленным фасадам.
Кинотеатр «Универзум» в Берлине
Яркий образец отличного функционального решения – кинотеатр «Универзум», который был построен в Берлине в период с 1926 по 1929 годы. Форма здания – удлиненная подкова – резко контрастирует с вертикально спроектированной рекламной башней, имеющей форму прямоугольника.
«Колумбус-хауз» в Берлине
Двенадцатиэтажное здание «Колумбус-хауз» в Берлине стало последним строением, которое спроектировал Мендельсон в Германии. Оно было возведено в 1931 году. Здесь характерная для творчества архитектора криволинейность контура строения практически отсутствует. Ее компенсирует светотень от фасада и крыши над рестораном, который располагается на последнем этаже здания.
Фабрика «Красное знамя» в Ленинграде
Воплощением экспрессионистского модернизма является проект 1925 года комплекса зданий фабрики «Красное знамя» в Ленинграде.
Интересен так же оставшийся лишь на бумаге проект Дворца Советов в Москве, разработанный для представления на конкурсе в 1932 году.
Нацистские власти преследовали Мендельсона, ему пришлось эмигрировать сначала в Голландию, затем – в Англию. Некоторое время архитектор провел в Эрец-Исраэль. Проекты, создаваемые здесь органичны с окружающей средой, климатом и рельефом, выполнены из бетона и местных пород камня. По данному принципу спроектированы дом и библиотека Зальмана Шоккена, Англо-Палестинский банк и остальные его проекты, воплощенные в Иерусалиме и других городах.
Позднее Мендельсон оставляет Эрец-Исраэль и перебирается в Сан-Франциско, США. На новом месте Мендельсон занимается созданием проектов больниц, зданий культа. Его последние произведения верны идее горизонтальности. Например, при проектировании одной из больниц Сан-Франциско, возведенной в период с 1946 по 1950 годы ленты окон заменили выступающие балконы. Горизонтальность их линий подчеркивается перилами, их прерывают небольшие выступы округлой формы. В проекте просматривается излюбленный прием раннего Мендельсона – контраст.
15 сентября 1953 г. Эриха Мендельсона не стало. Его творчество оставило глубокий след в архитектуре Европы, оказало на нее значительное влияние. Его решения помогли сделать мышление архитекторов свободнее, открыв все грани новой архитектуры, превратив некоторые ее композиционные приемы и формы в моду.
РАБОТЫ АВТОРА: | ||||
Германия | ||||
|
12.Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900).
1883—1888 | Дом Висенс, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005 |
1883—1885 | Эль Каприччо, Комильяс (Кантабрия) |
1884—1887 | Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона) |
1886—1889 | Дворец Гуэля, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984 |
1888—1894 | Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона |
1889—1893 | Епископский дворец в г. Асторга, Кастилия (Леон) |
1891—1892 | Дом Ботинес, Леон |
1883—2026 | Искупительный храм Святого Семейства, Барселона — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005 |
1892—1893 | Миссия Францисканцев в Танжере (не построена) |
1895—1898 | Винные погреба Гуэля, Гарраф — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005 |
1898—1900 | Дом Кальвет, Барселона |
1898—1916 | Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005 |
1900—1902 | Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона |
1900—1914 | Парк Гуэля, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984 |
1903—1910 | Сады Артигас, 130 км от Барселоны, предгорья Пиренеев |
Вилла Катлларас, Ла-Побла-де-Лильет | |
1901—1902 | Усадьба Миральяс |
Склады кузнечной артели Бадиа | |
1904-1906 | Дом Бальо |
1905 (май) | Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован) |
1904—1919 | Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка |
1906—1910 | Дом Мила («Каменоломня»), Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984 |
1909—1910 | Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства, Барселона |
15. Крестово-купольный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
В периоды средне- и поздневизантийской архитектуры масштабы строительства падают. На смену монументальному все чаще приходит частное, камерное, живописное. Развиваются местные школы, среди которых выделяются столичная, греческая и восточная. Строится множество небольших храмов в городах и монастырях. Возникла потребность в универсальном типе храма: таким типом явилась крестово-купольная структура, сложившаяся в Сирии, Закавказье и других районах еще в ранневизантийский период и получившая широкое развитие в средневизантийской архитектуре.
Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого - средокрестием) возводится купол. Поднятый на круглом основании-барабане), купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов) и подпружных арок. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой экседрой) - апсидой). Часто апсиды замыкают и другие нефы). Иногда уширенные ветви креста делались большей, чем прочие нефы, высоты. Кроме главного купола часто ставились меньшие по размерам купола над боковыми ячейками, образуя трех- и пятикупольные композиции. В барабанах устраивались световые проемы.
17. Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2060;