Архитекторы
· Айзенман, Питер
· Бофиль, Рикардо
· Вентури, Роберт
· Грейвс, Майкл
· Грюмбах, Антуан
· Джонсон, Филип
· Крие, Леон
· Кюло, Морис
· Легоррета, Рикардо (Ricardo Legorreta)
· Мур, Чарльз Виллард (Charles Willard Moore)
· Росси, Альдо
· Стерн, Роберт
· Стирлинг, Джеймс Фрейзер
6. ФУНКЦИОНАЛИЗМ
— архитектурное течение, оказавшее большое влияние на развитие архитектуры 20 в. Наиболее характерные черты функционализма — первоочередное внимание к функциональному назначению зданий, использование достижений науки и техники (в частности, новых материалов), экономичность, предельная простота форм, отказ от декора. Функционализм сложился в начале 1920-х гг. как попытка облегчить средствами архитектуры жилищный кризис, дать минимум бытовых удобств относительно широким слоям населения. В этом отношении функционализм был как бы ответом на подъем рабочего движения в послевоенной Европе. Осн. внимание представителей функционализма было направлено на такие объекты, как жилая ячейка («минимальное жилище»), жилой поселок, фабрики, школы, больницы, магазины и др., а также мебель и внутр. оборудование зданий. Функционализм был очень широким, но противоречивым и неоднородным течением (см. Рационализм, «Новая архитектура»). Его подъем приходится на период от сер. 1920-х до нач. 1930-х гг. Наиболее крупные представители функционализма — В. Гропиус, JI. Мис ван дер Роэ, Б. и М. Таут, Э. Мендельсон, Г. Мейер, Э. Май (Германия), Ш. Ле Корбюзье, А. Люрса (Франция), Я. И. Ауд, Г. Ритвелд, И. А. Бринкман (Голландия), Р. Нейтра (Австрия), И. Гавличек (Чехословакия), С, Марке л иу с (Швеция), X. Вильягран Гарсиа, X. О'Горман (Мексика) и др. В это время идеи Ф. частично совпадают с органической архитектурой (напр., первые постройки А. Аалто, Г. Херинга, Г. Шаруна). Последовательное выражение функционализм получил в деятельности немецкой Высшей школы архитектуры и прикладного искусства (Баухауз), руководимой в 1919—28 В. Гропиусом. Здесь был разработан «функциональный метод» архитектурного творчества, включавший глубокое изучение функциональных требований; внедрение новейших достижений науки и техники; усиленное внимание санитарно-гигиенич. условиям; массовость и стандартизацию, заводское изготовление элементов, сбор- ность; синтез искусств на основе архитектуры; коллективный характер архитектурного творчества; перестройку спец. образования. Сходные задачи, но на иной социальной основе, ставили в то же время советские архитекторы бр. Веснины, М. Гинзбург, А. Никольский, М. Барщ (см. Конструктивизм), Н. Ладовский и др. К наиболее употребительным композиционным приемам Ф. следует отнести: асимметричное расчленение различных по назначению объемов, построение этих объемов в соответствии с внутр. пространством; строчную застройку (требование равной инсоляции); использование навесных стен и больших поверхностей остекления, цветовых и ритмических закономерностей и т.д. Для устранения противоречий между формами осуществленных сооружений и изменяющейся во времени функцией были выдвинуты идеи гибкого плана, универсального пространства, его трансформации и т.д. Нек-рые представители функционализма недооценивали идейно-эстетич. сторону архитектуры, считая, что функционально совершенная форма есть синоним прекрасного (тезис Ауда: «что хорошо функционирует, хорошо и выглядит»). После 2-й мировой войны опыт функционализма был использован при восстановлении городов, в жилищном стр-ве, в создании новых типов зданий. Однако с начала 1950-х гг. кризис Ф. все более углубляется; в современной практике Ф. противостоят формалистические крайности органической архитектуры, новая волна неоклассицизма, увлечение техницизмом. |
7.У этого термина существуют и другие значения, см. Структурализм (значения).
Сиднейский оперный театр.
Структурализм — название направления в модернистской архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления — немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.
Для структурного экспрессионизма характерны возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам. Крупнейшие представители — финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; ключевые произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утзон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кэндзо Тангэ).
9. И. Утцон представитель неоэкспрессионизма.
Характерные черты — возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам.
Часто среди приемов используют уменьшение ширины здания или только его опор к основанию – приём, неизбежно обеспечивающий экспрессионистический эффект.
своеобразный по терминологии проф. Курта Зигеля "конструктивистский формализм",подходе новые конструкции используют чисто декоративно, ориентируясь на выразительность непривычной геометрии пространственных конструкций вне связи с существом их статической работы, а иногда и вопреки ей, компонуя ложно тектоническую форму. Наиболее яркий и знаменитый пример этого подхода ? Оперный театр в Сиднее /арх. Й. Утцон./
На проектирование театра в Сиднее был объявлен международный конкурс, программа которого предусматривала, что "здание театра должно стать одним из значительных сооружений в мире". Для возведения театра отводилась территория на оконечности полуострова, выдающегося в Тихий океан /Тасманово море/. Таким образом, силуэт театра должен был играть активную роль в панораме города и с воды, и с суши.
Й. Утцон получил первую премию на конкурсе и заказ на строительство театра. Он расположил здание театра на высокой платформе и увенчал его грандиозными вспарушенными железобетонными оболочками различных размеров и расположенных под разными углами к горизонту. Эти конструкции придали сооружению сугубо стилизованный силуэт парусника. В панораме города со стороны океана высоко поставленное здание приобретало экспрессию и становилось в какой-то степени зданием ? символом нового общества и государства, сформировавшегося на территории Австралии, не имеющего глубоких исторических корней и самостоятельных художественных традиций. В образном плане такое проектное решение в наибольшей степени отвечало условиям конкурса и принесло победу Утцону.
Однако техническое решение проекта было чисто формалистическим: оболочковое покрытие трактовалось автором, как строительная скульптура ? вне инженерной логики. В результате конструкция оказалась не только не логичной, но и не обеспечивала устойчивости здания в целом. Было истрачено несколько лет на исследование и разработку надёжной конструкции покрытия с изменением форм, размеров и наклона "парусов", прежде чем оказалось возможным осуществить его в натуре. При этом конструкция только имитирует форму оболочек, будучи по существу стоечно-балочной. Осуществление проекта растянулось на двадцать лет, а реальная стоимость театра - в двадцать раз выше сметной.
8. Алвар Аалто является одним из самых важных представителей современной архитектуры и самым известным в мире финским архитектором. Он проектировал как отдельные здания, так и архитектурные комплексы. Дизайном мебели и интерьеров он занимался вместе со своей женой Айно Аалто. С точки зрения финской архитектуры и финского общества чрезвычайно важна была работа, проделанная Аалто в интересах развития стандартизированного современного строительства и социального архитектурного планирования. Алвар Аалто относится к тем получившим международную известность архитекторам, имена которых упоминаются в ряду крупнейших представителей архитектурного модернизма. Аалто создал свое направление в архитектуре, эстетический эффект которого достигается за счет четкой привязки строений к окружающей среде, соразмерности человеку, чувства материала, отточенных деталей и искусного освещения. Заслугой Аалто считается то, что он предложил альтернативу безличной техничности международного стиля, повторяемости простой структуры и монотонности.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1138;