Горное правление уже к началу XIX века было могучим учреждением, которое контролировало работу свыше 150 заводов Урала.
Здание Главного горного правления, построенное в 1736 году, было реконструировано архитектором М. П. Малаховым.
Он составил проект, который был осуществлен в 1833- 1835 годах. Внутренняя планировочная структура изменилась незначительно, однако был существенно увеличен объем за счет надстройки третьего этажа, а также полностью модифицировался внешний вид здания в соответствии с принципами русского классицизма.
Композиция главного фасада с двумя симметричными относительно центральной оси входами была дополнена двумя также симметрично поставленными портиками, как бы закрепившими углы здания. Четыре колонны коринфского ордера увенчаны гладким фронтоном на высоком арочном постаменте. Постаменты вынесены вперед за плоскость фасада, что позволило придать портикам черты уровне второго и третьего этажей широкие балконы. Удлиненные пропорции портиков, крупный масштаб колонн, увенчанных коринфскими капителями красивого рисунка,- все это придало фасаду черты монументальности, отвечающей назначению здания. Гладкая оштукатуренная стена, расчлененная ритмом оконных проемов, лишенных декорировки, служит фоном, на котором особенно выигрышно выделяются портики. Дополнительны декоративный эффект зданию придают нарядные решетки каслинского литья.
Здание Главного горного правления - один из самых значительных архитектурных и исторических памятников Екатеринбурга. Здесь собирался в 1880 году первый съезд уральских горнозаводчиков, в 1899 году работала экспедиция Д. И. Менделеева, обследовавшая состояние горнозаводского Урала. После Великой Октябрьской социалистической революции, когда было ликвидировано Уральское горное правление, здание занял Уралсовнархоз, который начал разрабатывать первые планы восстановления и развития народного хозяйства советского Екатеринбурга и Урала. Когда началась гражданская война, в 1918 году в бывшем здании горного правления проводилась запись добровольцев в Красную Армию, 8 января 1922 года здесь на совещании партийных и государственных руководителей выступал Ф. Э. Дзержинский, который находился в Екатеринбурге проездом в Сибирь.
С 1934 года в здании разместилась Уральская государственная консерватория. В 1966-1968 годах проведена реконструкция здания и к основному корпусу со стороны, дворового фасада была сделана пристройка, в которой разместились учебные классы, репетиционные, зрительный зал и другие помещения. Пристройка образовала замкнутый прямоугольник с внутренним двором и в целом не повлияла на архитектуру исторического здания, главный фасад которого, выходящий на проспект Ленина, не претерпел существенных изменений. Это выдающийся образец характерных для уральских городов-заводов конторских зданий эпохи классицизма.
Напротив горного правления в первой половине XIXвека было построено еще одно значительное для Екатеринбурга здание,- горное училище (проспект Ленина, 33).
В первой половине XIX века учебных зданий в городе было весьма мало. Ведущим из них было уездное четырехклассное училище. Оно было основано в 1799 году вначале как малое народное училище с одним классом, а с 1836 года в нем было уже четыре класса, причем четвертый класс был открыт как подготовительный для поступления в институт горных инженеров, поэтому в нем преподавались дисциплины, связанные с минералогией, иностранными языками, коммерческими науками.
Вплоть до 1824 года училище не имело своего здания и арендовало помещение у городской думы. В 1824 году училищу был передан каменный двухэтажный особняк вблизи заводской территории на левом берегу Исети, к которому в 1835 - 1837 годах была сделана пристройка по проекту М. П. Малахова. С этого времени увеличился штат училища и программа его была пересмотрена с целью улучшения подготовки учащихся к горной службе. Однако требования горной промышленности возрастали, необходимо было увеличить число хорошо подготовленных специалистов.
С 1847 года была пересмотрена система горнотехнического образования на Урале, после чего Уральское горное училище стало ведущим учебным заведением края по подготовке горных специалистов. В связи с этим появилась необходимость в строительстве нового здания для училища. Было решено построить трехэтажный корпус, в котором могли бы обучаться 150 человек. М. П. Малахов составил план и смету на строительство, и в июле 1847 года был образован строительный комитет.
По проекту необходимо было «построить горное училище напротив Уральского горного правления на месте, где находится подлежащий сломке старый казенный управительный дом... в здании училища устроить помещение для 100 чел. учеников, с разделением на две половины: одна дли дворян, а другая для детей нижних чинов».
Строительство училища началось с весны 1849 года, а закончилось 1852 года. Официальное открытие состоялось в 1853 году. Через несколько лет учйлщи переехало в здание напротив, рядом с горным правлением, а в прежнем разместилась мужская гимназия настоящее время школа №9). Это трехэтажное здание с протяженным, вытянутым вдоль проспекта фасадом П-образное в плане. На главном фасаде подчеркнута центральная часть - в виде выступающего ризалита с широким крыльцом, простенки оконных проемов выделены, плоскими пилястрами. Однообразный ряд проемов несколько оживлен по второму этажу сандриками и более нарядной формой полуциркульных окон.
В целом декорировка фасадов проста и сдержанна как бы направлена на то, чтобы подчеркнуть солидность и деловитость этого «казенного» здания. Некогда к зданию примыкал обширный сад, обнесенный каменной orpaдой.
Важным событием, свидетельствующим о превращении Екатеринбурга в научный центр Урала, было открытие, в нем магнитной и метеорологической обсерватории. Строительство ее было начато в 1834 году по чертежам и описаниям, присланным из штаба корпуса горных инженеров.
Руководство строительством было возложено на М. П. Малахова. Он же выбрал и место для обсерватории - возвышенность «позади Сенной площади». Здание возводилось на каменном фундаменте из опиленных брусьев. К октябрю 1835 года все работы были завершены, к этому же времени из Перми были доставлены необходимые инструменты и приборы. В начале января 1836 года обсерватория начала научные магнитно-метеорологические наблюдения, которые и по сей день продолжаются в комплексе Уральского Гидрометцентра, выросшего на месте первой обсерватории.
Экскурсовод: Недалеко от здания Главного горного правления располагалась и резиденция главного горного начальника (Набережная Рабочей молодежи, 3, ныне областная больница № 2) - тип характерной для уральских поселений усадьбы управляющего заводом или заводовладельца. Она построена в начале 30-х годов XIX века на западном берегу пруда. Прежняя, зимняя, резиденция уральских горных начальников - деревянное, изрядно обветшавшее здание - сгорела в 1812году. Тогда было принято решение построить новый дом, уже каменный, смету которого составил унтер-шихмейстер Николай Прозоров к сентябрю 1813 года. Проект поручили составить М. П. Малахову. В июле 1817года архитектор рапортовал: «План каменному дому вместо сгоревшего деревянного для жительства господину начальнику оканчивается». В план Екатеринбурга 1825 года дом был уже внесен, однако окончательно он был построен лишь в начале 30-х годов.
Дом главного горного начальника |
Строительство совпало со временем превращения Екатеринбурга в крупный административно-промышленный, горный город. Личность нового владельца усадьбы была весьма примечательной и известной не только в Екатеринбурге, но и на всем горнозаводском Урале. Владимир Андреевич Глинка был назначен глазным начальником уральских заводов в 1837 году и служил почти 20 лет, до 27 октября 1856 года. В этот период власть горного начальника достигла наивысшего развития. Генерал Глинка, бывший царский вельможа, стремился обставить жизнь свою в «азиатской столице» на петербургский манер. Он любил устраивать шумные балы, двери его дома были распахнуты перед именитыми гостями и заезжими знаменитостями, посещавшими Екатеринбург. В его доме останавливался поэт В. А. Жуковский, когда он в 1837 году в составе царской свиты совершал поездку по Уралу. Позднее здесь жил и работал декабрист Ф. Г. Вишневский. Отбывая ссылку на Урале, он в течение четырех лет служил чиновником при генерале Глинке. В доме горного начальника бывал художник А. И. Корзухин.
Заказ, полученный М. П. Малаховым, был очень ответственным. Необходимо было построить не престо жилище крупного горного чиновника, градоначальника Екатеринбурга, но и административно-управленческое здание, функционально связанное с Главным горным правлением и другими «казенными» заведениями, сосредоточенными на западном берегу городского пруда.
Главный вход в дом градоначальника раскрыт прямо на набережную, что особенно подчеркнуло городской характер усадьбы, ее полное слияние с окружающей застройкой. Двор, в котором сосредоточены все служебные постройки, расположенный позади дома, образовал замкнутое пространство, обнесенное оградой с двумя въездами - одним парадным, со стороны набережной, а другим, хозяйственным, «черным» с северной стороны, с переулка. Хозяйственный двор служил, вероятно, и для размещения карет гостей и повозок, здесь же были расположены каретники, конюшни и прочие хозяйственные постройки. При этом хозяйственный двор, расположенный к северу от дома, обнесен высокой каменной стеной, тогда как сад, раскинувшийся с южной стороны и занявший обширное пространство вдоль берега пруда, полностью раскрыт на набережную и отделен от нее ажурной чугунной оградой, позволяющей видеть все внутреннее пространство. Решетка ограды - замечательный образец каслинского литья. Рисунок ее прост и изящен. Он состоит из вытянутых по вертикали ромбов, центр каждого из них акцентирован звездочкой в обрамлении двух колец. Ромбы заполнены растительным орнаментом из полураспустившихся бутонов. Звенья решетки прерываются изящными столбиками простых и строгих пропорций. Ясность композиции решетки в сочетании со сдержанным изяществом деталировки делает ее одним из интереснейших образцов художественного литья в архитектуре малых форм.
Главный дом усадьбы - двухэтажная постройка с мезонином. В объемной композиции четко выражена ось симметрии. По центру находится главный вход с широким, выступающим вперед крыльцом. Высокие двустворчатые двери ведут в просторный вестибюль. Парадная лестница, расположенная у стены, противоположной главному входу, соединила первый этаж со вторым. По замыслу зодчего портик на фоне гладкой стены стал центральным мотивом композиции главного фасада. Проектируя дом Главного горного начальника на берегу сравнительно небольшого екатеринбургского пруда, Малахов стремился создать здание, отвечающее масштабу застройки и в то же время являющееся доминантой в ансамбле набережной. Поэтому он применил ярусную композицию, которая зрительно вытянула здание по вертикали. Нижний ярус представляет собой массивную аркаду. Арочные проемы, делящие подиум на ряд отдельных пьедесталов, зрительно включенных в вертикальный ритм колоннады второго яруса, подчеркивают вытянутые по вертикали пропорции ионического четырехколонного портика. Ионические колонны сменяются на высоте третьего яруса как бы вырастающими из них коринфскими колоннами, поддерживающими гладкий фронтон. Архитектурные формы ярусов становятся легче по направлению кверху: от массивности аркады первого яруса к воздушной изящности колоннады верхнего, третьего яруса. Высота третьего яруса по сравнению со вторым резко уменьшена, что создает оптическую иллюзию размещения его на большей, чем в действительности, высоте и увеличивает зрительно высоту всего здания.
Декоративное убранство фасадов в целом отличается лаконичностью. Немногочисленные детали - розетки, сандрики, барельефы, вставленные в прямоугольные и арочные ниши, не нарушают, а, наоборот, подчеркивают целостность стены своим откровенно декоративным характером. Центр композиции поддержан более нарядным декорированием стены, находящейся за портиком, применением ионических полуколонн в качестве обрамления балконной двери, а также тонким ажурным рисунком кованой решетки ограждения балкона.
Экскурсовод: Недалеко от здания горной аптеки, на перекрестке Главного и Вознесенского проспектов (пр. Ленина и ул. Карла Либкнехта), был построен первый городской театр. Сначала он был деревянным, а в 1845 году проекту архитектора К. Г. Турского на средства екатрин6ур:рского купечества построено новое каменное здание. Зрительный зал был рассчитан на 600 человек. В театре играла труппа, руководимая П. А. Соколовым - первым екатеринбургским режиссером-постановщиком. Cоколов содержал труппу до 1858 года. Многие актеры были из бывших крепостных. В театре ставились спектакли самого разного, плана - «Ревизор», «Аскольдова могила» и другие.
В начале XX века, когда в Екатеринбурге стали строить новое здание театра (ныне театр оперы и балета) первый городской театр арендовал мещанин И. Н. Волков сеансов кинематографа. Кинотеатр первоначально назывался «Колизей», а с 1920 года - «Красный Урал». Позднее его переименовали в «Октябрь».
Здание первого городского театра связано со многими важными историческими событиями, происходившими в Екатеринбурге. Здесь на митингах выступал Я. М. Свердлов. В этом здании в 1917 году размещался временный комитет РСДРП(б) под председательством И. М. Малышева, а в 1919 году - Дом просвещения Красной Армии. В 1982 году кинотеатр был реконструирован - в нем разместилось стереокино.
В результате реконструкции изменена внутренняя планировка и структура здания, однако внешний его облик сохранен.
Объемная композиция здания предопределена его угловым положением на перекрестке. Призматическому объему здания соответствует близкий к квадрату план, в котором выделяется зрительный зал, как самая крупная ячейка. К залу примыкают фойе и вестибюль, а в новой пристроенной части находятся кассы, буфет и различные вспомогательные помещения. На фасаде перекликается ордерная тема - ионические портики высотой в два этажа. На главном, южном, фасаде - это величественный восьмиколонными портик из полуколонн, между которыми находятся выходы из кинотеатра. На уровне второго этажа, над дверями, расположены высокие полуциркульные окна; такие же окна, только более широкие, акцентируют углы здания. На боковом, восточном, фасаде ордерная тема звучит по-иному. Это тоже ионический портик, но пространственный, с четырьмя колоннами, выступающими вперед.
Декоративное убранство фасадов в целом построено на использовании классицистических мотивов - сандриков, растительных орнаментов, венков, однако прорисовка деталей, утяжеленные пропорции капителей, нагромождение лепных украшений - все это указывает на угасание высокого стиля классицизма. Городской театр - это одно из зданий, которыми завершается славная страница истории архитектуры Екатеринбурга периода классицизма.
Экскурсовод: Культовые здания и комплексы играли большую роль в архитектурных панорамах Екатеринбурга. В лучших традициях русского градостроительства эти высотные сооружения ставились, как правило, в наиболее выгодных точках - на возвышенностях, на центральных площадях, создавая систему доминант, не только закрепляющих планировочную структуру города, но и обогащающих его силуэт своими выразительными очертаниями, богатыми архитектурными формами, стремительными вертикалями многоярусных колоколен.
До нашего времени в Екатеринбурге сохранились лишь немногие из культовых построек первой половины XIXвека. Эти красивые и добротные здания успешно служат сегодня современным потребностям города.
Сохранившийся комплекс Ново-Тихвинского женского монастыря представляет интерес, как единственный культовый ансамбль старого города, памятник архитектуры русского классицизма, за которым сохраняется важное градостроительное значение в исторической панораме современного Екатеринбурга.
Панорама Ново-Тихвинского монастыря |
В конце XVI11 века на правобережье Исети, юго-западнее старого ядра города, размещалось кладбище для горожан, а в 1782 году была построена каменная церковь Успения Богородицы, при которой через несколько лет образовалась богадельня. В 1798 году богадельня была признана официальной женской общиной, с которой и началось существование монастыря.
В 1809 году издан указ об образовании екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. В течение первой половины XIX века он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Капитальное строительство в монастыре продолжалось весь XIX век. В первой половине столетия была возведена большая часть построек, из них пять храмов, кельи, мастерские. После 1896 года построен шестой храм - церковь Всех святых, а при ней трехэтажное здание больницы, богадельня. Возведены также каменные стены монастыря, разбит обширный парк.
Сохранившаяся часть монастыря, а также фотографии, сделанные в начале нашего века, позволяют восстановить первоначальный композиционный замысел ансамбля и его архитектурный облик.
Территория монастыря имела геометрически правильную прямоугольную форму и была несколько вытянута с севера на юг. В объемно-пространственной композиции ансамбля нашел отражение принцип регулярности в сочетании с живописной асимметрией.
Все основные постройки компактно сгруппированы в юго-восточной части территории. По оси Александровского проспекта (ул. Декабристов) образована входная часть монастыря - Святые ворота с надвратной Введенской церковью, акцентирующей главный проезд, и симметрично от них расположенные Феодосьевская церковь и церковь Пресвятой Богородицы. При входе за воротами - две церкви: самая старая - Успенская, построенная еще в конце XVIII века, и самая поздняя - храм Всех святых. В строгом порядке по периметру двора расположены корпуса келий и мастерские. К северу от основных построек, вблизи монастырского парка, взметнул в небо свои купола величественный собор Александра Невского. Большая часть территории обители была обнесена деревянным забором, лишь с северной и восточной сторон сооружена каменная ограда с небольшими угловыми башенками. Все постройки монастыря образовали живописный и вместе с тем сдержанный по форме ансамбль.
Входная группа монастыря была создана в 30-х годах XIX столетия, в, период интенсивного роста обители, когда после посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать воротам парадный, репрезентативный вид.
Комплекс трех церквей Ново-Тихвинского монастыря - явление уникальное для уральской архитектуры. Апсиды всех трех церквей образовали три крупных выступа в восточной стене монастыря, обращенной в сторону Александровского проспекта, Купола на ступенчатых барабанах, одинаковые по силуэту, создали сложный и выразительный силуэт входного ансамбля. Для всех церквей характерна простота и изящество немногочисленных декоративных деталей (обрамление окон, карнизов, поэтажных тяг), выделяющихся на фоне гладкой, нерасчлененной стены. Это был типично классицистический по композиции комплекс. Облик входного ансамбля в настоящее время значительно изменен, большинство его архитектурных форм полностью утрачено, надвратная церковь превращена в башню с зубчатым завершением.
Доминантой в композиции ансамбля монастыря является грандиозный собор Александра Невского. Он был сооружен по проекту М. П. Малахова как главный храм обители в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор - пятиглавый. В плане он образовал квадрат с выступами большой апсиды с востока и двух портиков с юга и севера, а также пристроен! с запада колокольней.
Внутреннее пространство собора расчленено на пять частей четырьмя шестигранными столбами, поддерживающими барабан главного купола. Углы собора перекрыт четырьмя малыми барабанами с куполами, апсида завершена плоским куполом, а ветви креста - цилиндрическими сводами. Собор отличался хорошими акустическими свойствами.
Объемная композиция сооружения выражена в духе зрелого классицизма, в ней звучат отголоски идей храмового строительства, типичных для А. Н. Воронихина И. Е. Огарева, В. П. Стасова. Гладкая стена расчленена продуманным ритмом оконных проёмов - прямоугольных по двум этажам и полуциркульных, вытянутых пропорций по барабанам.
Главной темой декоративного убранства явились композиции коринфского ордера - крупномасштабные шестиколонные портики, увенчанные гладкими фронтонами. Стена за портиками оформлена коринфскими пилястрами; такими же пилястрами акцентированы углы основного объема. Четкая выверенность пропорций, использование крупномасштабных ордерных композиций, гармоничное сопоставление объемов куполов с вертикалью колокольни - все это сделало собор Александра Невского одним из красивейших зданий Екатеринбурга прошлого столетия. Постройки утилитарного назначения имели более простой облик. Особую живописность всему ансамблю придавала каменная ограда. Она выложена из кирпича с применением грубоколотых гранитных камней и акцентирована по углам круглыми башенками с куполами. Некоторые здания монастыря были построены и за пределами ограды, например, сохранившийся до настоящего времени дом для священнослужителей на углу Александровского проспекта и ул. Уктусской (ул. Декабристов и ул. 8 Марта). Этот дом - одно из наиболее ранних монастырских зданий. Он был заложен в 1814 году. Дом этот предназначался для приезжающего духовенства и паломников, а во второй половине XIX века был отдан под жилье для священнослужителей монастыря. Дом представляет собой компактную двухэтажную постройку. Внутренние стены делят на восемь почти равных квадратных секций, в угловую секцию с юго-востока вписана восьмигранная каменная часовня. Эта часовня в три яруса придает особое очарование и характерность всей постройке, фасады которой оформлены очень просто - с одним горизонтальным членением и плоскими наличниками с сандриками над окнами второго этажа. Нижние два яруса часовни равны высоте здания и уменьшаются по поперечному сечению. Верхний ярус без окон завершен полушаровидным куполом, создающим вертикальный акцент, перекликающийся с куполами монастырских построек. Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря сыграл важную градоформирующую роль в застройке Екатеринбурга, явившись завершением с запада Александровского проспекта. А выразительный силуэт храмов и монастырских построек, обнесенных каменной оградой с башенками, образовал яркий архитектурный акцент в панораме юго-западной части Екатеринбурга.
Экскурсовод: Сооружения в стиле классицизма были характерны и для усадебной архитектуры. Усадьба Расторгуева - Харитонова (ныне Дворец пионеров, ул. Карла Либкнехта, 44) - один из наиболее значительных памятников архитектуры Екатеринбурга XIX века. Это самый крупный и самый ранний по времени строительства усадебный ансамбль классицизма в городе.
Общий вид главного дома усадьбы Расторгуева-Харитонова |
Многочисленные легенды и предания, связанные с историей создания усадьбы, ее автором и владельцами, красота архитектуры - все это издавна привлекало внимание историков, краеведов, исследователей и просто любителей архитектуры.
Дворец строился двенадцать лет (1796-1808), а вместе со службами и устройством сада и того больше - почти восемнадцать. В формировании усадьбы активное участие принимал М.П. Малахов.
В 1824 году комплекс зданий пополнился двухэтажной вставкой, соединившей главный дом с флигелем под бельведером, оградой хозяйственного двора и парадными воротами. Более поздние сооружения, а также и беседка-ротонда в парке, органично вошли в объемно-пространственную композицию усадьбы, что указывает на высокое профессиональное мастерство зодчего. Все эти построит объединены стилевым единством. Окончательно сложившаяся усадьба Расторгуева - Харитонова представляет собой комплекс зданий, сгруппированных вокруг парадного двора, хозяйственного двора со службами и обширного; парка с различными; парковыми сооружениями. Все главные постройки: двухэтажный дом, три флигеля, соединенные вставками, службы - выполнены из крупноразмерного кирпича со штукатуркой снаружи и изнутри, с бутовыми фундаментами, деревянными перекрытиями и кровлями из листового железа.
Д. Н. Мамин-Сибиряк в «Приваловских миллионах» почти со скрупулезной точностью описал эту усадьбу. Интересно то впечатление, которое произвела на героя художественного произведения эта реальная постройка, любопытен взгляд писателя на творение уральского зодчего: «Он (дом) занимал собой вершину горы и представлялся издали чем-то вроде старинного кремля. Несколько громадных белых зданий с колоннами, бельведерами, балконами и какими-то странной формы куполами выходили главным фасадом на небольшую площадь, а великолепными воротами в форме триумфальной арки, на Нагорную улицу. Непосредственно за главным зданием, спускаясь по Нагорной улице, тянулся целый ряд каменных построек, также украшенных колоннами, лепными карнизами и арабесками. Сквозные железные ворота открывали вид на широкий двор, со всех сторон окруженный каменными службами, конюшнями, великолепной оранжереей. Это был целый замок в помещичьем вкусе: позади зеленел старинный сад, занимающий своими аллеями весь спуск с горы».
Сегодня усадьба сохранилась почти полностью. В ее композиции успешно решены утилитарные, градостроительные и художественные задачи. Вся территория организована на основе четкого разграничения и взаимосвязи отдельных составных частей в соответствии с их функциональным назначением. Очевидно, соседство многолюдной церковной Вознесенской площади и центральной улицы города заставило зодчего оградить парадный двор
основными объемами усадебных построек и в то же время дать. Возможность созерцать его внутреннее пространство через ажурную решетку ворот; фасады главного дома и флигелей придают ему торжественный и нарядный вид своеобразного, «воздушного» вестибюля. Хозяйственный, двор отделен от парадного двумя двухэтажными флигелями с узким проходом между ними; его утилитарная функция отразилась в обособленности и удобном расположении всех построек
Несколько автономное положение сада объясняется не только городским характером усадьбы, но и тем, что разбит он был значительно позднее основных построек. С возникновением живописного сада вся усадьба получила свое градостроительное и архитектурное завершение. Сад был: разбит в английском стиле со свободным сочетанием регулярной планировки верхней, прилегающей к дому части и нижней, решенной в живописном плане - извилистые тропинки, насыпные холмы, группы деревьев. Верхняя площадка перед домом уравновешена зеркалом небольшого искусственного озера, от которого лучами расходятся три тенистые аллеи. В композицию сада включены различные садовые сооружения, характерные для ландшафтной архитектуры начала XIX века,- беседки, гроты. Из них особенно замечательна круглая купольная беседка-ротонда на площадке перед домом. Это деревянное, круглое в плане, сооружение, цилиндрический объем которого расчленен двумя рядами оконных проемов, а простенки декорированы двенадцатью коринфскими полуколоннами. Облик беседки находится в полном созвучии с архитектурой основных зданий усадьбы, а венчающий ее купол перекликается с бельведером флигеля.
На генеральных планах усадьбы XIX века отсутствуют сооружения на островках озера. После реконструкции в 1937 году под руководством архитектора В. В. Емельянова на острове был устроен фонтан в виде открытой круглой беседки, а к берегу был перекинут висячий мостик. Включение этих построек в сложившийся ансамбль было проведено достаточно тактично. Отвечая величественной архитектуре зданий усадьбы, изящные и в то же время простые фирмы беседки в сочетании с массивными устоями моста органически вошли в ансамбль сада. Малые архитектурные формы хорошо сочетаются с естественным окружением; серый камень и белизна колонн, ажурный рисунок ограды, окружающей сад, прекрасно гармонируют с сочной зеленью деревьев и зеркальной гладью озера. Сад усадьбы Расторгуева сегодня - единственный в Екатеринбурге сохранившийся образец ландшафтного искусства первой половины XIX века.
Здания усадьбы образовали единый ансамбль, в котором каждому архитектурному объему отведено строго определенное место, соответствующее его практическому назначению и роли в общей художественной композиции. Отдельными зданиями в усадьбе оставлены только конюшни и баня на хозяйственном дворе, а также один из флигелей, остальные сооружения соединены между собой различными переходами и вставками. Такая объемная композиция зданий созвучна традиционной схеме древнерусского жилого комплекса - с его «хоромностью», когда несколько объемов соединялись крытыми переходами и гульбищами в единый живописный ансамбль, имеющий общую художественную уравновешенность. Помимо градостроительных требований, предъявляемых к сооружению как к элементу улицы и города в целом, в усадьбе были учтены потребности частной жизни владельца. Планировка всей усадьбы и внутренняя организация жилища отразили, жизненный уклад крупнейшего представителя екатеринбургской купеческой элиты - старообрядца, окруженного многочисленной родней и прислугой.
Экскурсовод: Собственно усадьба архитектора М. П. Малахова (ул. Луначарского, 173-а) - это не только одно из его творений, но и оставшийся потомкам своеобразный мемориал память о выдающемся уральском зодчем.
М. П. Малахов, приехав в Екатеринбург в феврале 1815 года, решил поселиться на живописной окраине города, на возвышенном месте вблизи соснового бора. Здесь, на улице Васенцовской (ул. Луначарского) он и прожил до конца своих дней.
3 августа 1815 года в «объявлении» своем в городскую думу Малахов просил решить вопрос об освобождений места для постройки нового деревянного дома. Место было отведено 5 мая 1816 года. В том же году и началось строительство. В описи от 12 ноября 1824 года усадьба обозначена как одна из крупнейших в городе.
После смерти М. П. Малахова в 1842 году его наследники стали сдавать дом под квартиры внаем. Усадьба постепенно теряла свой первоначальный вид, а столетие спустя от нее остался только главный двухэтажный дом; из дерева, оштукатуренный под камень, который в 20-х годах нашего столетия еще находился в хорошем состоянии. Тем не менее время и суровый климат нанесли непоправимый ущерб деревянным конструкциям дома, и в конце 60-х годов он стал непригодным для дальнейшей эксплуатации. Кроме того, портик, выступающий за красную линию застройки новой улицы Луначарского, был разобран, постепенно разрушались декоративные детали и конструктивные элементы.
Поскольку невозможно было сохранить дом в первоначальном виде и на прежнем месте, в 70-х годах была построена точная его копия (в каменном исполнении) в глубине квартала.
Территория усадьбы в первой половине XIX века была достаточно обширной. На участке размещался главный дом, двор со службами, парк с живописным прудом, огород, цветники. Расположение дома на красной линии улицы, в северо-западном углу участка, повлекло за собой асимметрию композиции всей территории. Пруд, образованный на речке по диагонали пересекавшей усадьбу, явился естественной границей двух ее частей,- двора с хозяйственными постройками и парка, раскинувшегося к востоку от дома. Для восточной части парка, которая примыкала ко двору и окружала пруд, архитектор использовал естественный лесной массив, создающий живописный фон для изящного объема дома. Внешний облик его напоминал «загородную итальянскую виллу с бельведером по общей композиции в духе Палладио».
Эта компактная двухэтажная постройка, увенчанная в центре круглымбельведером-ротондой, выполненная из дерева, но оштукатуренная снаружи и изнутри, украшенная рустовкой и лепными деталями, производила впечатление каменной. Подобная отделка деревянного, здания штукатуркой «под камень» - прием, часто встречающийся в постройках русского классицизма. Даже знаменитый Останкинский, дворец в Подмосковье был выполнен из дерева, не говоря уже о многочисленных дворянских усадьбах, разбросанных в пригородах российских городов.
Архитектура дома Малахова отмечена стилевым единством. В объемной композиции учтены специфические особенности постановки здания на открытом, далеко обозримом участке - отсюда его четкая центрическая композиция, скульптурная форма, построенная на сочетании статичного основания со сложным ритмом ступенчато растущих вверх скатных кровель, замыкающимся куполом бельведера. Композиция дома определила и внутреннюю планировку помещений, которая была построена на пересечении двух - главных осей и отразила ярусное убывание объема здания снизу вверх.
Центр композиции - купольная ротонда - подчеркнут на всех фасадах архитектурными мотивами, расположенными так, что основной художественный акцент сосредоточен на центральной части здания. И несмотря на «всефасадность» здания, зодчий трактовал фасад, выходящий на улицу Васенцовскую и обращенный в сторону города как главный и придал ему облик, характерный для парадного городского дома. Центральным элементом композиции этого фасада стал четырехколонный коринфский портик на рустованной аркаде, поднятый на высоту цокольного этажа.
Декоративные детали, украшающие фасады дома, подчеркивают, выделяют центральную часть здания. Фронтоны богато украшены лепным орнаментом, а пространство между колоннами портика забрано на уровне первого и второго этажей нарядной коран ой решеткой балконов. Эта же решетка образовала и ограждение лоджии, находящейся в нише восточного дворового фасада. Единственное украшение оконных проемов - расположенные над ними на уровне второго этажа тонко вылепленные изящные розетки. Среди лепных деталей выделяется многократно повторяющийся мотив - лира в сочетании с рабочими инструментами зодчего.
Усадьба М.П. Малахова
5. Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день.
Описание[
Функционализм модернизма, его стереотипность форм и идей исчерпали себя. Чрезмерный рационализм модернистских решений создавал атмосферу уныния. Время требовало внесение струи оригинальности в каждое творение, созрело отрицание машинности массовых жилищ, в которых формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.
Назрела идея вернуть образность и оригинальность. Постмодернисты занялись поиском уникальности в создании новых форм. Они задались идеей гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средами. Был отринут модернистский аскетизм в дизайне, конвеерный подход к созданию облика жилищ и отказ от восприятия классического наследия. Их архитектурные решения преследуют учёт особенностей существующей городской среды при строительстве здания.
Во внешней отделке зданий постмодернисты стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений. Активно внедрялись (возрождались) декорирование стен, барельефы, росписи и пр., заимствованные зачастую из исторических архитектурных традиций. Во главе угла поставлена эстетика, для создания которой архитекторы-постмодернисты не стеснялись заимствовать у исторических стилей, вплоть до принципов построения композиции.
Виднейшие практики постмодернизма, такие как Роберт Вентури, Морис Кюло, Леон Крие, Альдо Росси, Антуан Грюмбах сформулировали его следующие постулаты:
· «подражание» историческим памятникам и «образцам»;
· «отсылки» на какой-либо памятник архитектуры в общей композиции или её деталях;
· работа в «стилях» (историко-архитектурных);
· «обратная археология» — сближение нового объекта со старой строительной техникой;
· «повседневность реализма и античности», создаваемой путём известного «принижения» или упрощения применяемых классических форм.
Здания
· Пьяцца д’Италия в США;
· «Кривой дом» в Сопоте;
· «Здание-робот» в Бангкоке;
· «Дом-куб» в Роттердаме.
· Национальный стадион в Китае.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1429;