Экскурсовод: Несмотря на острейший жилищный кризис в конце 20-х - начале 30-х годов в Свердловске возводится целый ряд сооружений административно-делового характера.
Дом юстиции. Макет |
Среди них Дом контор по ул. Малышева (архитектор Б.И. Смирнов) по-настоящему деловая организация пространства. Архитектурный образ сооружения правдив, ясен. Дом и по сей день функционирует как конторский комплекс, даже надпись на фасаде прежняя. Может быть, именно постоянство функции спасло этот дом от «украшения».
Дом контор |
Венцом сооружений делового ряда должен был стать Дом промышленности.
Таким образом, мы видим, как постепенно складывалась структура города, появлялись связи прочно укрепившие разрозненные постройки в единый функциональный организм нового социалистического города. Однако для конструктивизма было характерным сооружение не отдельных построек, а комплексов. Идея детерминизма, которым был пропитан функциональный метод конструктивизма (выразившийся внешне в посылках «рациональности» и «целесообразности»), неизбежно приводила к системному мышлению. Системно решен комплекс Городка чекистов, рассмотренный нами выше. Как большой комплекс жизненных функций общества мыслился город
Экскурсовод: В конце 20-х - начала 30-х годов на востоке города возникает Втузгородок, где были сконцентрированы высшие учебные, заведения студенческие общежития и научные учреждения.
Идее концентрации родственных функций обязан своим появлением Медгородок. 11 марта 1930 года в 6 часов вечера представители Облздравотдела, Облисполкома, Уралпрофсовета, представители рабочих железнодорожных мастерских, Уралмаша, ВИЗ завода «Металлист» и широкие круги общественности собрались на площади Коммунаров на торжественное открытие физиотерапевтического института. Открытие этого сооружения, построенного по проекту Голубева и Каци находившегося неподалеку от единственного в старом Екатеринбурге, лечебного учреждения - госпиталя, выстроенного в начале XIX века, служило наглядным примером достижений социализма. «Уральский рабочий» восторженно откликнулся на это событие: «Крупнейшее лечебное учреждение со множеством палат, врачебных кабинетов и прочего, прежде всего совсем непохоже на больницу или амбулаторию. Говорится это отнюдь не в порицание. С большой чуткостью обдумано в этом светлом, доме все, начиная с расположения комнат, кончая их окраской, мебелью и даже формой посуды, из которой едят больные. Цветы, пианино для больных, изящные столы и стулья в столовых, комфортабельнейшие кресла в комнатах для воздушных ванн, зеркала в коридорах библиотека и тысячи других «бытовых мазков» заново перекрашивают лицо, лечебницы
Архитекторы, подошедшие к проектированию сооружения системно, естественно, не ограничились только организацией больничного быта; прежде всего, их задачей была организация архитектурного пространства. И с этой задачей они справились блестяще. Сооружение представляет собой взаимосвязанный комплекс вытекающих друг из друга пространств, каждый объем сооружения функционально оправдан в своей связи с соседним. Пространство, созданное архитекторами, эмоционально насыщено.
В комплекс Медгородка помимо названного, физиотерапевтического института входят: институт профзаболеваний, институт ОММ, военный госпиталь, городская клиника и медицинский институт.
Экскурсовод: Постройки конструктивизма зачастую бывает трудно классифицировать. Любое даже отдельно стоящее сооружение, как правило, полифункционально, не говоря уже о комплексах.
Дом обороны по ул. Малышева (архитектор Г.П. Валенков) должен был стать грандиозным комплексом. В него должны были войти различные помещения для школьных кружков, специальные, для библиотеки, физкультурных занятий, отдыха, зрелищных мероприятий, канцелярии ОСОАВИАХИМ и еще многие другие. Была завершена лишь первая очередь строительства (по ул. Малышева и 8 Марта), зрелищная часть комплекса, располагавшаяся по проекту в сторону ул. Ленина, так и не была осуществлена. В этом комплексе мы опять видим пространственное обозначение многочисленных его функций, столь характерное для раннего конструктивизма. Это выразилось в автономности отдельных корпусов, и в пространственном соподчинении отдельных объемов здания в целом, что вступало в противоречие с идеей концентрации функций. Универсализм и топологическая ясность проектной, архитектуры И. Леонидова не были поняты архитекторами, которые приняли конструктивизм как стиль, а не творческий метод.
Большое внимание при реконструкции Свердловска было уделено строительству клубов. Клуб конца 20-х - начала 30-х годов являлся формой добровольного общения людей вне работы. Вот почему мы встречаем клуб в комплексе Городка чекистов, в комплексе домов-коммун и просто в рабочих жилых кварталах. Клуб был тесно связан с жилищем, зачастую это акцентировалось и пространственно (закрытый переход в Городке чекистов).
Клуб строителей. Макет |
К 1926 году было построено восемнадцать рабочих клубов, а к 1932 году Свердловск обогатился еще целым рядом построек, таких, как совторгслужащих по ул. Володарского,клуб по ул. Первомайской, архитектор С.В. Домбровский (позднее реконструирован), клуб железнодорожников по ул. Свердлова, архитектор К. Т. Бабыкин.
В начале 30-х годов возникает cпорткомплекс «Динамо» на восточном берегу городского пруда (архитекторСоколов) Интересен корпус, выходящий на пруд. Богатая пластическая разработка архитектурного организма удачно сочетается здесь с функциональной и конструктивной необходимостью. Оригинальная композиция напоминает корабль с его мачтами, мостиками, круглой кормой и т. д.
Спорткомплекс «Динамо» |
В 1930 году по проекту архитектора Г. А. Голубева создается Дом печати (ныне здание типографии издательства «Уральский рабочий»). Здание построено из монолитного железобетона. Современному виду не хватает строгости и точности исполнения замысла, но ни неряшливое исполнение, ни низкое качество строительных работ не скрывают строгого благородства этого сооружения.
Деятельность свердловских архитекторов, протекавшую в условиях колоссального напряжения творческих сил при предельно сжатых сроках проектирования и огромном объеме работ, несмотря
на некоторые недостатки, можно определить как прогрессивную. Создание сооружений, отвечающих требованиям общества, многосторонний подход к архитектуре - все это четко прослеживается на лучших, сооружениях.
Экскурсовод: Комплекс жилых домов по ул. Малышева и Хохрякова (архитекторы М.Я. Гинзбург, А.Л. Пастернак, инженер С.Л. Прохоров) явился результатом исследовательской работы группы архитекторов и инженеров, возглавляемой Гинзбургом, над проблемой жилища и был экспериментальным. Сам Гинзбург называл его домом «переходного типа». Комплекс представляет собой, четырехугольник жилых корпусов, расположенных вокруг внутреннего сада. В трех корпусах - жилые ячейки с полным набором; обслуживающих помещений (кухня, ванная, санузел), функциональная структура которых отражала требования определенной части общества (семейных пожилых людей) к жилищу. Четвертый корпус, расположенный по ул. Малышева, представлял собой четыре этажа двухэтажных квартир, нанизанных на два коридора, и предназначался, в основном, для студенческого общежития. Над жилыми ячейками располагалась столовая с обслуживающими помещениями и терраса, на первом этаже - конторское помещение. Этот корпус был перспективным. Жилые ячейки были освобождены от всех обслуживающих помещений и мыслились как пространство для занятий, досуга и сна. В остальных корпусах предполагалось постепенное освобождение от кухонных элементов и реконструкция помещения под жилую комнату. Эксперимент ставился в расчете на развитие индустрии быта, отработку стандартов и принципов индустриального домостроения, и складывавшуюся социальную психологию масс. Эта триединая задача не нашла окончательного решения. Комплекс как функциональный организм взаимосвязанных элементов распался.
Дом специалистов |
Экскурсовод: В свердловское отделение ОСА, возглавляемое И. И. Рабочевским, входили архитекторы Рейшер, Балакшина и Стадлер. В результате ожесточенных споров, отстаивая принципы конструктивизма, группа обилась работы над проектированием Уралмаша (любопытно, что в группе был только один человек - техник Стадлер, имевший опыт проектирования промышленных сооружений).
Гигантский комплекс завода составляют группы литейных цехов, цехов термической и механической обработки деталей, мощные установки по выработке электроэнергии и газа, вспомогательные. здания. Основная магистраль завода, идет с севера на юг, она начинается от заводской проходной и связывает цеховые корпуса, обращенные к ней торцами. Между корпусами в ряде мест имеются озелененные участки.
Сооружения выполнены из металлических клепаных конструкций, однако часть корпусов - из сборного железобетона. Железобетонные рамы весом до 20 т изготовлялись в тепляках и перевозились к месту стройки. Во всех корпусах - неуклонное следование функциональным требованиям, что повысило их экономичность. Лучшими в архитектурном отношении являются механосборочный и сталелитейный.
Водонапорная башня | Наиболее яркий след в. строительстве Уралмаша оставил М. В. Рейшер, с 1928 года - старший архитектор по промышленному строительству Уралмаша. Рейшеру принадлежит непосредственная разработка архитектурно-строительной части всех горячих цехов. Однако лучшим его сооружением явилась водонапорная башня (1929 г.), вошедшая классическим примером слияния функции, конструкции и формы во многие учебники. П. Оранский писал: «Несмотря на увлечение конструктивизмом, все же был» создано прекрасное, правдивое в своей функции и архитектурно-выразительное здание водонапорной башни». |
В целом свердловское отделение ОСА внесло ощутимый вклад, в историю реконструкции Свердловска.
Свердловску в конце 20-х гг. было посвящено два всесоюзных конкурса.Один - на проект Дома промышленности, второй - на проект на проект большого синтетического театра.
В результате конкурса на проект Дома промышленности первая премия была присуждена Д. Фридману (АРУ). Когда смотришь на конкурсный проект, невольно вспоминается Адмиралтейство в Ленинграде, его градообразующая роль прежде всего. Думается, что самое важное достоинство проекта Фридмана состояло именно в его градостроительном аспекте. Стасорокаметровая башня, гордо вознесенная в небо в центре Свердловска, стала бы самым сильным высотным акцентом, подчинив себе доминаты Вознесенского собора, Дома связи и др. Как некогда в Петербурге, архитектурным центром ансамбля города стало промышленно-гражданское сооружение, так и столица Урала получила бы столь же важный центр, правдиво характеризующий ее значение.
Композиция сооружения проста: горизонтальный объем, П-образной в плане формы, соподчинен с мощной вертикалью параллелепипеда, ориентированного на ул. Ленина. Проекты других авторов представляют более сложные композиции, более дробную разработку пространства. Для выполненного немного ранее проекта Весниных характерно пространственное обозначение сложных функциональных связей сооружения, монументальная изрезанность фасадов. По сравнению с ним проект Фридмана подкупает универсальной простотой объемов.
Назначенный к постройке проект ожидали крупные переделки, связанные с изменениями функции Дома промышленности и изменением стилевой направленности советской архитектуры. Во второй половине 30-х годов Свердловск утратил былое административное влияние и уже не нуждался в таком громадном комплексе. Наполовину построенное здание с башней сгорело в 1931 году и уже больше не строилось в прежних размерах.
Большим событием явилось открытие в 1931 году Дома связи, построенного по проекту архитектора Соломонова. В здании размещалось почтовое отделение, центральный телеграф, АТС на 10 000 абонентов, междугородная телефонная станция, радиотеатр на 800 чел., базовые мастерские. Кроме того, для партийных и профсоюзных организаций, пионеров, яслей, столовой и комнат для кружковой работы. Осуществленное сооружение значительно отличается от проекта уменьшением функций и пространственной организацией объемов. Заслуживает пристального внимания объемно-пространственная композиция сооружения, грамотная разработка ритмических и масштабных отношений, применение полихромии, использование надписей. Дом связи и поныне является одним из лучших сооружений города, формирующих его облик.
Архитектура Свердловска конца 20-х - начала 30-х годов, которую наиболее ярко характеризует конструктивизм, реалистически отразила сложное время построения социализма. Раскрытие нового социального содержания архитектуры, использование прогрессивных достижений мировой архитектуры, создание принципиально новых типов зданий, участие в создании нового архитектурного образа делает свердловский конструктивизм значительным явлением в истории советской архитектуры.
3.Русский классицизм первой половины XIX века оставил яркий след в архитектуре Екатеринбурга. Его отличительные особенности - образование системы пространственных доминант, акцентировавших основные планировочные узлы - центральные площади, улицы, набережные пруда. Для современной архитектуры сохраняют свое значение основные позиции классицизма: его градостроительная направленность, высокое искусство синтеза, впечатляющая художественность.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль в искусстве, развивавшийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Крупные исторические открытия, археологические раскопки, впервые показавшие человечеству середины XVIII века строгость и совершенство зодчества Древней Греции и Рима, вдохнули новое содержание в мировую архитектуру. Ясные, спокойные и монументальные образы античной архитектуры, в совокупности с идеалами гражданственности и гуманизма, стали с этого периода источником вдохновения передовых зодчих. Классицизм, зародившись во Франции в условиях абсолютистского режима, нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, в том числе и в России, отличаясь в каждой стране своими региональными особенностями. Во второй половине XVIII-начале XIX века Россия превратилась в могущественную мировую державу, что выразилось не только в укреплении ее международного престижа, но и в глубоких внутригосударственных преобразованиях. Интенсивно развивалась экономика, просвещение и культура, совершенствовалась строительная техника, быстро росли новые города и реконструировались старые. Строились жилые дома и усадьбы, различные здания нового типа - академии, библиотеки, учебные заведения, театры. Пышные и многодельные формы барокко, требующие больших материальных затрат, перестали удовлетворять новым строительным требованиям. Кроме того, архитектура барокко, как воплощение эстетических идеалов двора и богатого духовенства, постепенно стала вызывать в русских просвещенных кругах негативное отношение. Привлекали строгие и вместе с тем выразительные формы классицизма, позволяющие решать многочисленные архитектурные задачи.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 941;