Конструктивные элементы

  • Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
  • Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
  • Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
  • Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
  • Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:
    • Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
    • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
    • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
    • Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
    • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).
    • Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
    • Замковый камень (розетка)

4.Во второй половине 1920-х годов Свердловск становится административным и культурным центром огромнейшей Уральской области, простиравшейся от берегов Ледовитого океана до Прикаспийской низменности. С периодом реконструкции связано появление образцов архитектуры конструктивизма.

Подлинное строительство города развернулось в 1928-1932 годах. В нем появляются крупные жилые массивы, общественные сооружения, определившие лицо города. К 1926 году относится начало разработки генерального плана реконструкции Свердловска, завершенного вчерне к 1930 году. Возглавили эту работу архитекторы С.в. Домбровский и Н.А. Бойно-Радзевич. Развитие города идет за счет расширения территории.

Большинство построек, выполненных в 1920-30-е годы и до настоящего времени во многом определяющих облик городского центра, относятся к стилю конструктивизма.

Конструктивизм в Свердловске представлен разносторонне и разнокачественно.

  1. Прежде всего следует выделить большую группу местных архитекторов, работавших с тиле конструктивизма, по проектам которых выстроен целый ряд зданий, удачных с точки зрения функционального метода и представляющих несомненную историческую ценность. Эта группа организационно оформлена не была.
  2. Ряд построек в Свердловске осуществлен крупнейшими советскими архитекторами, лидерами конструктивизма, учредителями Общества современных архитекторов (ОСА).
  3. В Свердловске работала группа последователей ОСА, именовавшая себя Свердловским отделением ОСА, результатом деятельности которой было создание архитектурной композиции УЗТМ. Группа последовательно отстаивала методические принципы конструктивизма.
  4. Наконец, можно выделить целый ряд построек, осуществлен­ных по проектам членов других творческих направлений, испытавших влияние конструктивизма (АРУ, ВОПРА).

Необходимо отметить, что именно Свердловск явился пионером освоения сборного железобетона. Разработкой проблем индустриального домостроения, сборного железобетона, новых конструкций, методов и технологии строительства занимался Областной институт рационального строительства. Особо следует отметить дея­тельность-инженера Ладинского, его опыты с крупными блоками, каркасной системой, и сборным теплобетоном.

Экскурсовод: Как и в Москве, в Свердловске строились дома-коммуны с пол­ным обобществлением быта. Представляет интерес дом-коммуна рабочих Верх-Исетского завода. Однако для развития советской архитектуры более важное значение имел опыт возведения жилых комплексов-ансамблей - предтечи будущих микрорайонов.

Жилой комплекс Городка чекистов, построенный по проекту архитекторов И. П.Антонова и В.А.Соколова в начале 30-х годов, охватывает значительную площадь, образуя многоугольник, замк­нутый улицами Ленина, Луначарского, Первомайской и Сони Морозовой. Комплекс образован из блоков жилых домов, расставленных по периметру многоугольника, ориентированного с севера на юг. Одиннадцатиэтажный полуцилиндрический корпус коридорного типа по ул. Ленина был предназначен для одиноких и малосемейных, преимущественно для молодежи. В первом этаже его размещалась столовая и магазин полуфабрикатов. Корпус закрытым переходом на уровне второго этажа был связан с клубом - общественным центром комплекса. Внутри комплекса - двор-сад, среди яблонь и тополей здание детского сада и коммунальный корпус. В основе жилых корпусов по ул. Луначарского, Первомай­ской и Сони Морозовой-унифицированная жилая ячейка. Основную площадь квартир занимают, жилые комнаты в среднем по 20 кв. м. Кухни практически не существует: пространство, отведен­ное под кухню, по площади немногим более 2 кв. м. Это неизоли­рованное помещение, открытое в коридор неудобно еще оттого, что через него осуществляется проход в санузел. На этом маленьком участке приютилась плита на 4 конфорки. Обеды, приготовленные фабрикой-кухней, столовой, купленные в магазине полуфабрикатов, предполагалось только разогревать. С изменением функциональной структуры комплекса в силу объективных причин, вызванных раз­витием, общества, комплекс распался. Объединяющим звеном всех построек теперь является только объемно-пространственная композиция. Образованная из стандартных элементов построенная на контрастах ритма, света, цвета, масштабных отношений, симмет­рии и асимметрии, она наглядно свидетельствует о положительных поисках конструктивизма в области формы в условиях ориентации на стандартизацию строительства. Комплекс сравнительно безболезненно адаптировался к современности, хотя отдельные звенья распавшейся цепочки еще вызывают неудобства. Спроектирован­ный в условиях, когда конструктивизм ориентировался на создание мощной «индустрии быта», комплекс в своей дифференцированной структуре функциональных связей и поныне несет рудиментарные следы былого функционального организма.

Городок чекистов. Макет

Экскурсовод: Частью грандиозного дела создания «индустрии быта» стало строительство фабрики-кухни, открытой 1 мая 1930 года по ул. Я. Свердлова. Свердловская фабрика-кухня была восьмой в стране, а первая по инициативе рабочих была открыта в 1925 году в Иваново-Вознесенске. ВЦИК приветствовал красных ткачей «в день открытия... механизированной общественной фабрики-кухни, являющейся лучшим показателем нового быта трудящихся и крупнейшего дела по пути раскрепощения женщин». Фабрика-кухня была одним из звеньев системы нового «крупного социалистического хозяйства».

Скромное здание, асимметричное в плане, решено строго и функционально. Слегка однообразный ритм оконных проемов нарушает полуцилиндрический объем лестницы. Простота и трез­вая функциональность характеризуют это сооружение. Ввиду низкого качества строительных работ и бесконечных переделок современное состояние этого здания поистине бедственно. Между тем, здание, безусловно, имеет историческую ценность.








Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 951;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.