Общества
Общества являются наиболее обширным и сложным типом социальной структуры в современном мире. Общество — это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные Ценности, социальные и правовые нормы, характеризующееся осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) своих членов. Общество является социальной системой, в число свойств которой входит свойство противодействия тенденции дезинтеграции. В силу общей культуры члены общества обычно придерживаются схожих ценностей и норм и говорят на одном языке. Общество обеспечивает преемственность главным образом благодаря воспроизводству и образует более или менее самодостаточное социальное целое. Ввиду сложности и полифункциональности общества оно обладает способностью саморегуляции, как, впрочем, все органические системы. Общество может быть и небольшим (племя, состоящее из нескольких десятков человек), и доходить до сотен миллионов, как в современных государствах.
Нередко термины «национальное государство» и «общество» употребляют в одинаковом смысле, но они не обязательно взаимозаменяемы. У многих народов мира государство объединяет национальность и племенные группы, которые сами образуют общества. Например, многие европейские государства включают в себя несколько национальных групп. В Великобритании это шотландцы, валлийцы и англичане; в Бельгии — фламандцы и валлонцы; в Швейцарии — немцы, итальянцы и французы. Аналогично в африканских государствах проживают не по одному десятку племен: 250 в Нигерии, 200 в Заире, 130 в Танзании. Политическое самоопределение одной нации часто несовместимо с политическим самоопределением другой.
Социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию. Естественно, проблема выживания — как обеспечить себя пищей, одеждой и жильем — стоит перед всеми народами. И то, как они решают эту проблему, оказывает огромное влияние на другие стороны их жизни.
Право является неотъемлемым атрибутом человеческого общества на протяжении всей его истории. Если рассматривать его в самом широком смысле — как регулятор социального поведения и социальных отношений, приходится признать, что в различных истори ческих формах право существовало всегда, независи ло от уровня развития того или иного общества.
Для лучшего понимания реальной взаимосвязи, существующей между типом общества и принятой в нем формой права, давайте проследим развитие обществ с самого начала их существования. Рассматривая эволюцию обществ, мы не только узнаем, как возникло наше собственное общество, но и увидим, что каждый тип общества обладает присущими только ему характеристиками. Эти различия очень важны, поскольку они определяют нашу жизненную ориентацию.
Чем право примитивных обществ отличается от права современных? Одни исследователи ищут отличие в особенностях психологических структур: современное право характеризуется рациональностью, примитивное право — дологической, магической ментальностью. Теория Л. Леви-Брюля о дологической ментальности первобытных народов достаточно легко может быть распространена на право. Наличие примитивной юридической ментальности подтверждается многочисленными фактами. Так, например, характерный для этого мышления «закон сопричастия» выражается в таком понимании собственности, при котором имущество рассматривается как своего рода продолжение личности того, кто им владеет. Отсюда распространенный обычай хоронить или сжигать вместе с умершим все, что было в его владении или отмечено печатью его личности. Еще более очевидно то, как свойственные Дологической ментальности антропоморфизм и представления о причинности порождают такую систему ответственности, при которой наказание в равной мере распространяется на людей и на животных, на того, кто совершил действие, и на его родителей и соседей. На этой же основе сложились и такие формы судебных доказательств, как ордалии.
Сегодня некоторые этнологи выдвигают существенные возражения против гипотезы об иррациональности сознания людей примитивных обществ. Многие феномены архаического права по мере внимательного изучения предстают как двойственные в том смысле, что могут толковаться и как мистические, и как утилитарные. Признав рациональным право примитивных обществ, этнологи склонны даже сгладить грань между ним и современным правом. Они утверждают, что примитивная юридическая ментальность обладает рациональностью: примитивные люди поступают так, как поступил бы в аналогичной ситуации разумный человек современного общества.
Так, известный антрополог М. Глюкмэн настаивает на том, что право африканских народов построено на рациональных началах и так же базируется на интеллектуальности, как и современное право. Отсюда он сделал важный в методологическом плане вывод: при изучении примитивного права возможно и правомерно использование юридических категорий и понятий современной правовой культуры. До сих пор, наоборот, золотое правило этнологии состояло в том, что изучение архаического права исследователь должен начинать с попытки проникнуться духом и стилем первобытного мышления, забыв все, что формировало его как современного юриста.
Общества охотников и собирателей— самая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые способы добывания пищи быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, люди постоянно находятся в движении. Более того, их общество невелико и не превышает, как правило, 50 человек. На этом уровне развития крупные и сложные формы социальной организации практически невозможны. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии, политической и правовой системы, а также письменности.
Огороднические общества. Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Они стали меньше зависеть от капризов природы, чем их предки-охотники. Палка-копалка, а позднее мотыга стали основой для возникновения огороднических обществ. Люди расчищают участок земли по подсечно-огневой технологии, выращивают урожаи в течение двух-трех лет, а затем, когда почва истощается, переходят на другие участки. Более эффективные хозяйства позволяют получать излишки — товары и услуги сверх тех, что необходимы для выживания. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации; специализации некоторых экономических, политических, правовых и религиозных ролей; возникновения более сложных форм культурной и социальной структуры.
Аграрные общества.Изобретение плуга 5—6 тыс лет назад в плодородных долинах рек Ближнего Востока стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Плужная обработка почвы активизирует ее плодородные элементы, до которых в полузасушливых регионах корни растений не достают. Кроме того, использование силы животных (например, волов) и открытие основных принципов металлургии в значительной мере повысили ценность плуга. Эти нововведения обеспечили обильные урожаи большее количество пищи, рост населения и усложнение форм социальной организации. Со временем появились усовершенствованные политические институты, в которых власть концентрировалась в руках наследных монархов. Развивается письменность. Возникли писаные кодексы законов: законы Хаммурапи, законы Солона, законы XII таблиц, римское право и т.д. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению государственной власти, расширению подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов. Порождения аграрных обществ — египетские пирамиды, дороги и акведуки Древнего Рима, мировые религии, великие философские учения, светские (римское) и религиозные (иудаизм, ислам) правовые системы.
Индустриальные общества.Около 250 лет назад промышленная революция породила индустриальные общества, производственные и экономические системы которых базировались на машинной технике. Феодальная экономическая замкнутость, мелкие ремесленные мастерские и местная торговля уступили место фабрикам и заводам, государственным и международным рыночным системам. По сравне' чю с аграрными обществами значительно возрос уровень грамотности населения, что привело к увеличению количества учебных заведений. Многие виды деятельности, прежде входившие в обязанности семьи, перешли к другим социальным институтам. Увеличение численности населения, рост промышленного производства способствовали урбанизации, сосредоточению людей в городах. Крупные бюрократические и официальные организации стали занимать ведущее положение в честной и общественной жизни, выступая в виде крупных коммерческих компаний, союзов, университетов, больниц и правительств. Правовая система этих обществ отличается большой сложностью и выступает в качестве одной из ветвей власти.
Постиндустриальное общество.Социологи утверждают, что сейчас в промышленно развитых странах мира формируется постиндустриальное общество (Д. Белл). Для обозначения этой новой модели общества применялись и другие названия: «технотронное общество» Збигнева Бжезинского, «третья волна» Элвина Тоффлера, «информационное общество» Йонейи Масуды, «мегатренды» Джона Нэсбитта и «постэкономическое общество» Владислава Иноземцева. В постиндустриальном обществе все большее число людей находит работу в сфере услуг. Кроме того, внедрение компьютеров и сложных систем управления с обратной связью позволяют автоматизировать многие процессы на рабочем месте. Все эти перемены сопровождаются бурным развитием знаний на основе создания, обработки и распределения информации. Как пишет В.Л. Иноземцев, «бурное развитие компьютерных технологий создает в западном мире не только новый технологический уклад, но, скорее, новую социальную реальность»1 . Преобразованиям подвергается духовная сфера общества, политическая и правовая система.
1 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, Противоречия, перспективы. М., 2000. С. 57.
Право в постиндустриальных обществах претерпевает глубокую трансформацию, обусловленную влиянием различных социокультурных контекстов, плюрализма мнений. Право понимается как культурно обусловленная дискурсивная форма, основанная на отрицании предсуществующей системы ценностей как своего рода метанормы, иерархически превосходящей другие нормы и лежащей в фундаменте позитивного права. Релятивизируются критерии рациональности и истинности, различные культуры и общества оспаривают контроль над системой норм, каждая из социальных групп населения видит и оценивает право и закон со своей собственной точки зрения.
Параллельно стипологией обществ можно вслед за французским исследователем Норбером Руланом выделить следующие типы социальных и правовых структур.
Элементарная социальная структура, В структуре такого типа главным принципом, регулирующим социальные отношения, выступают родственные узы. В таких обществах отношения внутри группы регулируются правом, а вне группы — силой. Осуществление правосудия, таким образом, ограничивается пределами группы. Социальное распределение прав крайне неравномерно. Социальный и правовой статус индивида определяется степенью его родственной близости квождю или жрецу (шаману).
В качестве нормативно-регулятивной системы и принципа социального порядка выступает миф: «...он обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности. Он выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения»1. Мифы и ритуалы обеспечивают процесс инициации — посвящения в статус взрослого, социализации — усвоения социальных ролей и норм. Правила, нормы поведения имеют характер мононорм, интегрирующих все нормы данного общества: религиозно-мифологические, этические, родовые предписания. Социальное регулирование осуществляется путем запретов (табу), дозволения и позитивного обязывания. Правовые институты отсутствуют, спорные вопросы решаются путем примирения сторон.
1 Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. С. 16.
Полу элементарная социальная структура. Здесь уже намечается дифференциация родственной власти и политической. Помимо правовых отношений, существующих внутри родственных групп, возникают внешние связи и отношения, которые, как правило, являются продолжением внутригрупповых связей. Например, заключаются брачные союзы (в феодальном обществе вассальные отношения определяются степенью родства между вассалом и сюзереном). В таких обществах существует только два источника права: миф и обычай. Отсюда вытекает двойственность организации судебной системы. Либо она опирается на мифическое право, и тогда юрисдикция является в основном семейной и использует принцип примирения. Либо она опирается на обычное право, и в таком случае юрисдикция является межсемейной и прибегает к арбитражу.
Полу сложная социальная структура. В структурах такого типа политическая и родственная власть четко разделены между собой. Здесь одновременно сосуществуют три источника права (миф, обычай, закон). Отсюда вытекает тройная организация судебной системы: семейное правосудие, общественное (или межсемейное) правосудие, правосудие политической власти. Несмотря на различие форм, два первых уровня судебной системы имеют общие характеристики, определенные выше. Если конфликтующие стороны не удовлетворены общественным правосудием, они могут обратиться к политическому правосудию. Это говорит о достаточно развитой политической системе с централизованной властью, имеющей многоуровневую иерархию. Форма политического правосудия зависит от формы политической организации.
В таком обществе формируется отдельная система юридических институтов и норм: специализированные судебные органы, кодексы законов, исковое производство. Получают юридическое оформление меры наказания, могущие принимать самые различные формы: моральные (публичное осуждение), телесные (отсечение конечностей), лишение свободы, ссылка, смертная казнь. Появляются договорное право и земельное право, а также система распределения земли.
Сложная социальная структура. Такой тип структуры существует в некоторых традиционных обществах, но все-таки ее типичным примером являются западные общества начиная с античных городов-государств, где государственный закон выступает основным источником права. Осуществление правосудия является официальной монополией государства («никто не вправе судить себя сам»), независимо от того, осуществляется ли оно непосредственно государственными судебными органами или юрисдикционными институтами, деятельность которых определяется государством. Родственная власть служит лишь для регуляции семейных отношений. Появляется публичное и частное право. Хотя такие формы осуществления правосудия, как примирение, посредничество и арбитраж, полностью не исчезают, самой распространенной формой становится судебное разбирательство. В такой сложной социальной структуре уже существует четыре источника права: миф и обычай (их значение уменьшается), закон и государство (их значение усиливается). Государство стремится монополизировать закон.
Весь комплекс отношений, существующих между социальной структурой, уровнями расслоения права и организацией судебной системы, может быть выражен табл. 21:
1 См.: Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999. С. 64-68.
Таблица 2 | ||||||
Социальная организация | Социальная структура | Типы отношений | Название юридического аппарата | Источники Права | Концепции юридической системы | Организация судебной системы |
Устность и общинное устройство | Элементарная (родительская власть) | Внутренние в родственной группе | Мифический | Изначальные обычаи | Примирительное правосудие внутри группы | |
Полуэлементар-ная (родственно- политическая власть) | Внутренние, внутренне-внеш- ние через союзы | Обычный | Изначальные обычаи + приобретенные обычаи | Накопление источников и техники права | Примирительное правосудие внут- ри группы + межсемейный арбитраж | |
Полусложная двойственность зодственной и политической властей) | Внутренние, внутренне-внеш- ние через договоры или соглашения между сообществами | Законный | Изначальные обычаи + приобретенные обычаи + устные законы и договоренность | Примирительное правосудие внутри группы + межсемейный арбитраж + политическое судебное разрешение споров | ||
Сложная множественнос-ть властей с уменьшением доли родственной власти) | Преобладание внешних отношений в ущерб внутренним отношениям | Законный | Развитие тради- ционного закона и договореннос- тей. Обычай переходит в раз- ряд второстепен- ных источников | Смешанное использование отношений человек — человек, человек — вещь, человек — Бог | ||
Письменность, индивидуа- лизм или коллективизм | Сложная множествен- ность нерод- ственных властей) | Частные или общественные, национальные или международные | Законно-госуда- эственный | Закон/договор, обычаи 'второстепенный источник) | Уменьшение ро- ли или замена самых старых ис- точников, исполь- зование письмен- ных актов | Государственное и межгосударствен- ное правосудие (международные судебные органы) |
Вопросы и задания
1. Дайте определение социальной структуры. Как вы считаете, является ли социальная структура в первую очередь упорядоченной совокупностью институтов общества или сплетением социальных ролей и статусов?
2. Что такое социальная норма? Какие исторические виды норм вам известны? Какие вы знаете нормативные системы?
3. Что такое социальная роль? Какие роли выполняете вы в вашей повседневной жизни?
4. Что такое ролевой конфликт и как его преодолеть?
5. Что такое социальная группа? Охарактеризуйте известные вам виды групп.
6. Что вы, понимаете под групповыми нормами? Приведите примеры групповых норм.
7. Почему право может твориться социальной группой? Ответ аргументируйте.
8. Что такое социальный институт? Дайте характеристику основных социальных институтов современного общества.
9. В чем специфика права как социального института?
10. Какие исторические типы обществ вам известны и какие типы правовых систем им соответствуют?
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 1308;